![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория когнитивного развития Ж. Пиаже
Особое значение в этой теории отводится формированию мышления, а также организации умственной деятельности. Пиаже не рассматривает становление мотивационной и эмоциональной сферы, личности в целом, социального поведения, хотя многие исследователи считают, что его идеи помогают глубже понять и эти явления. С точки зрения Пиаже, интеллект не просто реагирует на раздражители: скорее он растет, меняется и адаптируется к миру. Наблюдая за развитием собственных сыновей Ж. Пиаже сформулировал основные принципы развития интеллекта. Человек, по мнению Пиаже, на протяжении всей жизни остается активным, любознательным и изобретательным. Люди вступают во взаимодействие с окружающим миром и главное – интерпретируют события. Именно интерпретация, а не событие само по себе, оказывает влияние на поведение. Активная, деятельностная, природа интеллекта проявляется и в том, что человек, чтобы познать объекты, активно преобразовывает их. Таким образом, познание связано с действиями. Кроме деятельностной природы интеллекта ведущее место в теории Пиаже занимает положение об адаптивной природе интеллекта: он способствует приспособлению индивида к окружающей среде. Интеллектуальное развитие зависит от активности самого ребенка, богатства или бедности его спонтанного опыта, от культурной среды. К биологическим факторам на определенном уровне развития присоединяются социальные. В совей теории Ж. Пиаже использует ряд специфических понятий: Схема – это способ отработки информации, меняющиеся по мере того, как человек растет и получает больше знаний. Самые простейшие схемы есть уже у новорожденного (сосание, хватание, смотрения) именно при их помощи новорожденный познает окружающий мир. Постепенно они усложняются, интегрируются и развиваются во взрослый разум. Существуют 2 типа схем: сенсомоторные схемы - действия и когнитивные схемы - понятия. Человек перестраивает свои схемы для приспособления к новой информации и одновременно интегрирует новые знания в старые схемы (ассимиляция и аккомодация). Ассимиляция – интерпретация нового опыта исходя из существующих ментальных структур без какого-либо их изменения. Аккомодация – изменение существующих ментальных структур в целях объединения старого и нового опыта. Операция – мыслительное действие ребенка, которое обладает таким важным свойством как обратимость. Обратимость – способность вернуться к началу мыслительного процесса. Стадии развития интеллекта
|