![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
История становления и предмет психологии развитияСтр 1 из 13Следующая ⇒
Лекция 1. Введение в возрастную психологию План: 1. История становления и предмет психологии развития 2. Место психологии в развития системе наук 3. Методы исследования в психологии развития
История становления и предмет психологии развития Свое начало психология развития берет в конце XIX века как детская психология. До этого времени ученые интересовались индивидуальными отличиями, т.е. рассматривали взрослых людей – установившихся. Наука о психическом развитии ребенка - детская психология - зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX века. Сравнение людей (прежде всего врачами) позволило отметить, что дети реагируют иначе, чем взрослые люди. Точкой отсчета для систематических исследований психологии ребенка служит книга немецкого ученого-дарвиниста Вильгельма Прейера " Душа ребенка". Объективные условия становления детской психологии, которые сложились к концу XIX века, связаны с интенсивным развитием промышленности, с новым уровнем общественной жизни, что создавало необходимость возникновения современной школы. Учителей интересовал вопрос: как учить и воспитывать детей? Родители и учителя перестали рассматривать физические наказания как эффективный метод воспитания - появились более демократические семьи. Задача понимания ребенка встала на очередь дня. С другой стороны, желание понять себя как взрослого человека побудило исследователей относиться к детству более внимательно - только через изучение психологии ребенка лежит путь к пониманию того, что собой представляет психология взрослого человека. Первоначально дети сравнивались со взрослыми, поскольку 20 лет – считался возрастом окаменелости, прекращения развития. Обращение к изучению детства позволило выявить его особую важность в жизни человека. Так, например, стало понятно, что большинство взрослых проблем коренятся в детстве. Значительно позднее появляется такое направление изучения как психология старости. В настоящее время психология развития объединяет разные психологические школы и направления, разные теории, а также разные аспекты изучения онтогенеза. Психология развития – это отрасль психологической науки, объектом исследования которой является развивающийся от зарождения до смерти человека. Предметом изучения психологии развития являются закономерности психического развития в онтогенезе, динамика психических процессов и свойств личности на различных стадиях жизненного цикла до завершения жизненного пути. Развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение, которое происходит по определенным законам. Задачи психологии развития: 1. Научно-исследовательские направлены на исследование общих закономерностей и факторов развития психики в онтогенезе и на разные его участках. 2. Диагностические – практико-ориентированные задачи, заключающиеся в создании инструментария для диагностических процедур, направленных на определение степени зрелости индивидных, личностных и социальных особенностей человека для каждого возрастного этапа. Установление актуального и потенциального уровня развития, соответствия возрастным нормам. 3. Коррекционно-развивающие задачи имеют прикладное значение и заключаются в исправлении отклонений в психическом развитии, создании условий для оптимальной реализации потенциальных возможностей человека. Современное состояние психологической науки позволяет изучать возрастную динамику (предмет психологии развития) с точки зрения нескольких аспектов: Особенности возрастной эволюции психики: 1. возрастная динамика различных ее форм имеет неодинаковую интенсивность и различное значение на каждом этапе человеческой жизни (например, до года развитие идет по дням, месяцам и т.д.) 2. учет влияния индивидуальных особенностей на возрастные изменения, особенно значительное, начиная с подросткового возраста, но самое большое значение индивидуальные особенности приобретают в зрелом возрасте. 3. возрастные особенности связаны с половыми различиями
|