Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стадии психосоциального развития по Э. Эриксону
Развивая идеи З.Фрейда Э. Эриксон предлагает собственную концепцию, описывающую развитие личности в онтогенезе. Не отрицая представления З.Фрейда о врожденной инстинктивной природе психического развития, он уделяет гораздо больше внимания роли социума в данном процессе. По мнению Э.Эриксона, человек в течении жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий, связанных с решением определенных задач (выработкой тех или иных качеств личности). Каждая психосексуальная стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований. Каждый психосексуальный кризис содержит позитивный и негативный компоненты. Если на предыдущей стадии развития ego обогатилось новыми положительными качествами, то и на новой стадии ego вбирает новый позитивный компонент (например, базальное доверие и автономию), и это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. В обратном случае, развитие идет негативным путем (например, базальное недоверие – стыд и сомнение). Благодаря успешному разрешению кризиса на каждой стадии, личность приобретает сильные стороны или достоинства.
Э. Эриксон выделяет 8 основных задач, которые человек, так или иначе, решает в течение своей жизни. Эти задачи присутствуют на всех возрастных этапах, на протяжении всей жизни. Но каждый раз одна из них актуализируется с очередным возрастным кризисом. Если она решается в положительном ключе, то человек, научившись справляться с подобного рода проблемами, дальше чувствует себя в похожих ситуациях более уверенно. Не пройдя успешно какой-либо возрастной период, он чувствует себя как школьник, не умеющий решать задачи какого-то типа: «вдруг спросят, вдруг уличат, что не умею». Ситуация эта не является необратимой: учиться никогда не поздно, но она осложняется тем, что время, отведенное на решение данной проблемы, упущено. Новые возрастные кризисы выводят на первый план новые проблемы, каждый возрастной этап «подбрасывает» свои задачи. А на старые, привычные часто не хватает ни сил, ни времени, ни желания. Так и тянутся они в виде отрицательного опыта, опыта поражений. Таким образом, Э. Эриксон рассматривает соответствие между стадиями взросления и проблемами, которые человек, не решив на определенной стадии, потом так и тянет за собой всю жизнь. Идеи Э. Эриксона нашли продолжение в работах многих зарубежных авторов. Вайлент предпринял попытку эмпирического подтверждения существования выделенных Эриксоном стадий развития. Левинсон выделяет четыре эры жизненного пути человека: детство и юность (0-22 лет), ранняя взрослость, средняя взрослость и поздняя взрослость (после 60 лет). Дж. Марсия, разрабатывая собственную теорию на основе эпигенетической теории Э.Эриксона, выделяет 4 варианта, или статуса идентичности в соответствии с основными конфликтами.
|