Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стадии развития по З.Фрейду






Одна из основных идей З.Фрейда заключается в том, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадий. Фрейд делал основной акцент на биологических факторах, все стадии тесно связаны с чувствительными участками тела. В термине «психосексуальный» подчеркивается, что главным фактором, определяющим развитие человека, является либидо, прогрессирующее от одной чувствительной зоны к другой (таблица 4).

По мнению Фрейда, личность состоит из 3-х основных компонентов: id, ego, super ego.

Ребенок рождается как существо инстинктивное и руководствуется только биологическими (витальными) жизненно важными потребностями (id). Термином Id он обозначает сферу личности, которая требует удовлетворять потребности здесь, сейчас, немедленно и существует на протяжении всей жизни.

Ego - появляется в онтогенезе, и обозначает сферу личности, которая руководствуется требованиями реальности.

Super ego – структура, которая появляется позже ego и руководствуется социально приемлемыми законами, нормами и правилами.

Фрейд считает, что эти 3 структуры находятся в постоянном антагонизме. Сложнее всех приходится ego, на которое с одной стороны оказывают давление прихоти, желания, потребности id, с другой стороны super ego заставляет руководствоваться общественными нормами.

Эта борьба является движущей силой развития личности.

Id несет в себе огромный заряд энергии – либидо (сексуальная энергия, которая поддерживает борьбу и тем самым жизнь).

Сексуальную энергию Фрейд трактует очень широко: для ребенка – прикосновение, поглаживание, кормление и т.д. все, что доставляет телесные удовольствия является результатом реализации сексуальной энергии (либидо).

Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда основывается на двух предпосылках. Первая, или генетическая предпосылка, делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убежден в том, что основной фундамент личности индивидуума закладывается в очень раннем возрасте, до пяти лет. Вторая предпосылка состоит в том, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадий, коренящихся в инстинктивных процессах организма.

Фрейду принадлежит гипотеза о четырех последовательных стадиях развития личности: оральной, анальной, фаллической и генитальной. В общую схему развития Фрейд включил и латентный период, приходящийся в норме на промежуток между 6-7-м годами жизни ребенка и началом половой зрелости. Но, строго говоря, латентный период – это не стадия. Первые три стадии развития охватывают возраст от рождения до пяти лет и называют прегениальными стадиями, поскольку зона половых органов еще не приобрела главенствующей роли в становлении личности. Четвертая стадия совпадает с началом пубертата (полового созревания). Наименования стадий основаны на названиях областей тела, стимуляция которых приводит к разрядке энергии либидо.

Фрейд считает, что сексуальная энергия в течение онтогенеза перемещается с одной телесной зоны на другую и таким образом заставляет человека продвигаться по различным этапам развития личности.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал