Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 3. Источники трудового права






 

Трудовые и иные непосредственно с ними связанные отношения регулируются нормами трудового права, которые содержатся в различных нормативных правовых актах.

Нормы трудового права – это общеобязательные, формально-определенные, установленные государством правила поведения, которые обеспечивают регулирование трудовых и иных непосредственно с ними связанных отношений.

Трудовые отношения могут регулироваться и обычаями, хотя их доля в этом невелика. ТК РФ не указывает на обычай как источник трудового права, как это сделано в ст. 5 ГК РФ и на наш взгляд совершенно напрасно. На применение такого источника права, как обычай делового оборота, при регулировании трудовых отношений обращают внимание не только ученые, но и судебная практика.

В трудовых отношениях нередко возникают различные прецеденты, которые связаны с судебной практикой и которые не рассматриваются как источники трудового права, но учитываются при разрешении конкретных дел в юрисдикционных органах.

Под источниками трудового права следует понимать результаты правотворческой деятельности компетентных органов государства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, составляющих предмет этой отрасли права.

Источники трудового права могут отождествляться с понятием нормативных правовых актов, регулирующих отношения по организации и применению труда наёмных работников.

Источники, т.е. нормативные правовые акты, относящиеся к трудовому праву России, составляют систему трудового законодательства, которая включает разнообразные по своему характеру, юридической силе и сфере действия нормативные правовые акты.

В эту систему включают в одних случаях только законы о труде, в других - все нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Цели трудового законодательства:

1) установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан;

2) создание благоприятных условий труда;

3) защита прав и интересов работодателей.

Основные задачи трудового законодательства:

1) создание необходимых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства;

2) правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 1 ТК РФ).

Система трудового законодательства включает в себя:

1) трудовое законодательство, которое состоит из Трудового кодекса РФ, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права;

2) указы Президента РФ;

3) постановления Правительства РФ;

4) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере;

5) нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ;

6) нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения могут также регулироваться:

1) коллективными договорами и соглашениями;

2) локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (ст. 5 ТК РФ).

Трудовое законодательство относится к предметам совместного ведения РФ и её субъектов (ст. 72 Конституции РФ), что предполагает разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

К ведению федеральных органов государственной власти относится установление:

1) основных направлений государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

2) основ правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности);

3) обеспечиваемого государством уровня трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

4) порядка заключения, изменения и прекращения трудовых договоров;

5) основ социального партнёрства, порядка ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

6) порядка разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

7) принципов и порядка осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также системы и полномочий федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль;

8) порядка расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

9) системы и порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

10) порядка и условий материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядка возмещения вреда жизни и здоровью работника, причинённого ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

11) видов дисциплинарных взысканий и порядка их применения;

12) системы государственной статистической отчётности по вопросам труда и охраны труда;

13) особенностей правового регулирования труда отдельных категорий работников (ст. 6 ТК РФ).

Законодательство о государственной гражданской службе включает в себя:

1) Конституцию РФ;

2) ФЗ «О системе государственной службы РФ»;

3) ФЗ «О государственной гражданской службе»(в дальнейшем – Закон о ГГС);

4) другие федеральные законы, в том числе федеральные законы, регулирующие особенности прохождения гражданской службы;

5) указы Президента РФ;

6) постановления Правительства РФ;

7) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

8) конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

9) нормативные правовые акты государственных органов;

10) правила международного договора (ст. 5 Закона о ГГС).

Государственная служба, которая далее будет упоминаться как правоохранительная, регулируется также законами:

- от 17 января 1992 г. N 2202-I " О прокуратуре Российской Федерации",

- от 26 июня 1992 г. N 3132-I " О статусе судей в Российской Федерации",

- от 21 июля 1993 Г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы»,

- от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»,

- от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»,

- от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»,

- от 10 января 1996 года N 5-ФЗ «О внешней разведке»,

- от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ «О государственной охране»,

- от 2 февраля 1997 года № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»,

- от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»,

- от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ «О судебных приставах»,

- от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»,

- от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»,

- от 27 июля 2010 года № 205-ФЗ «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации»,

- от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»,

- от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции»,

- от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в дальнейшем – Закон о службе) и другими.

Законодательство о муниципальной службе включает в себя:

1) Конституцию РФ;

2) ФЗ «О муниципальной службе» (в дальнейшем – Закон о МС);

3) другие федеральные законы;

4) иные нормативные правовые акты РФ;

5) конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

6) уставы муниципальных образований;

7) решения, принятые на сходах граждан;

8) иные муниципальные правовые акты (ст. 3 Закона о МС).

Некоторые вопросы муниципальной службы регулируются ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Классификация источников трудового права. Источники трудового права можно классифицировать: 1) по юридической силе (законы и подзаконные акты); 2) по сфере действия (федеральные, региональные, отраслевые (межотраслевые), муниципальные и локальные акты); 3) по кругу лиц, на которых распространяются те или иные нормы трудового законодательства.

Источники трудового права делятся также на внутренние и внешние (международные).

Иерархическая структура и зависимость источников трудового права выражена в расположении их в строго определённой последовательности.

 

Конституция РФ. Главное место среди источников российского трудового права занимает Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Конституция Российской Федерации законодательно закрепила свободу труда, запрет принудительного труда и дискриминации (ст. 37 Конституции РФ)

 

Федеральные конституционные законы и федеральные законы РФ. Федеральные законы, как и Конституция, имеют высшую юридическую силу.

Среди федеральных законов в сфере труда важное место занимает Трудовой кодекс РФ.

Будучи основным источником трудового права России, он регулирует весь комплекс общественных отношений, который входит в предмет этой отрасли права. На основании ст. 5 Трудовой кодекс РФ имеет приоритет перед другими законами РФ и иными нормативными правовыми актами в области труда, при этом сам ТК РФ сориентирован на отношения социального партнёрства.

В Трудовом кодексе многократно упоминаются «иные федеральные законы, содержащие нормы трудового права».

К ним можно отнести многочисленные законы, которыми регулируется труд определённых категорий работников (служб и ведомств, связанных с предотвращением и устранением чрезвычайных ситуаций, железнодорожного транспорта, связи, образования, шахтёров, рыбаков, спортсменов, судей и т. п.).

Эти законы содержат нормы, которые регулируют административные, гражданско-правовые, страховые, социальные и различные другие отношения, но в них содержатся также и нормы трудового права, распространяющиеся на работников определённой сферы деятельности, отрасли, профессии.

 

Законы субъектов РФ. Поскольку Конституция РФ (ст. 72) относит трудовое законодательство к ведению РФ и её субъектов, среди источников трудового права следует различать федеральные законы и законы субъектов РФ.

При этом законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта РФ действует федеральный закон.

 

Акты Президента (указы, распоряжения) относятся к подзаконным. Источниками трудового права являются указы Президента нормативного характера, которые содержат правовые нормы - общеобязательные правила поведения. Они обязательны для исполнения на всей территории России и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Среди подзаконных нормативных правовых актов они имеют высшую юридическую силу и в правовой иерархии стоят сразу после федеральных законов РФ.

Президент РФ может, если отсутствуют соответствующие законы, издавать нормативные указы, регулирующие определенные общественные отношения, которые действуют до принятия палатами Федерального Собрания соответствующего закона.

Акты Правительства РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ как источники трудового права издаются во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ.

Они представляют собой акты исполнительной власти РФ, носящие подзаконный характер. В юридической иерархии источников трудового права постановления Правительства РФ стоят вслед за федеральными законами РФ и нормативными указами Президента РФ. В отличие от указов Президента РФ как источников права, принимаемых единолично, постановления Правительства – коллегиальные акты.

Постановления принимаются во исполнение федеральных законов РФ и указов Президента РФ в целях их конкретизации, уточнения и реального проведения в жизнь.

В случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ они могут быть отменены Президентом РФ.

Особо следует выделить постановления Правительства РФ, регулирующие специфические условия труда различных категорий работников и устанавливающие юридический статус отдельных категорий работников. Многие из них касаются рабочего времени, оплаты труда, льгот, гарантий, компенсаций, охраны труда и т. п.

 

Акты федеральных органов исполнительной власти. К этим органам относятся федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Федеральные министерства осуществляют функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в установленной актами Президента и Правительства РФ сфере деятельности.

Они издают нормативные правовые акты, которые могут содержать нормы трудового права, распространяющиеся на работников в сфере деятельности федерального министерства и сфере деятельности федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в ведении соответствующего федерального министерства.

Такие акты могут быть внутриведомственными и межведомственными.

Издаются также совместные акты, принимаемые по согласованию между двумя федеральными министерствами, а также с другими организациями (Пенсионным фондом, Фондом социального страхования и т.п.).

Федеральные службы осуществляют функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности и специальные функции.

Федеральные агентства осуществляют в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции.

Федеральные службы и агентства не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование. В пределах своей компетенции они издают индивидуальные правовые акты.

К федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, оплаты труда, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнёрства и трудовых отношений, занятости и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы, а также оказанию государственных услуг в сфере труда относится (с мая 2012 г.) – Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтрудсоцзащиты РФ).

Наименование этого министерства неоднократно менялось - Министерство труда, Министерство труда и социального развития, Министерство здравоохранения и социального развития.

Министерство труда и социальной защиты РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости, также координацию деятельности Пенсионного Фонда РФ и Фонда социального страхования РФ

В структуре Министерства 12 департаментов по основным направлениям его деятельности.

Министерство действует на основании «Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации», которое утверждено постановлением Правительства РФ 19 июня 2012 г. № 610.

Министерство труда и социальной защиты РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, разрабатывает и представляет в Правительство РФ проекты федеральных конституционных и федеральных законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам, попадающим в сферу регулирования труда, издаёт приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам – приказы ненормативного характера.

Сохраняют значение принятые в разные годы постановления, приказы, инструкции и разъяснения в период, когда Министерства труда и социальной защиты РФ носило иные официальные названия.

Министерство обобщает практику применения законодательства и проводит анализ государственной политики в своей сфере деятельности.

Акты Министерства труда и социальной защиты не должны противоречить федеральным законам, нормативным указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ. Если такие противоречия все же имеются, Правительство РФ вправе отменить или изменить их.

Акты Министерства труда и социальной защиты именуются положениями, правилами, инструкциями, регламентами, рекомендациями, разъяснениями и т. п.

Учитывая, что акты Министерства труда и социальной защиты касаются регулирования труда различных категорий наёмных работников, занятых в организациях различных министерств, служб и агентств, их следует рассматривать, в большинстве случаев, как межведомственные источники трудового права.

Нормативные акты Министерства труда и социальной защиты подписываются министром и публикуются в «Бюллетене трудового и социального законодательства», издаваемом этим министерством.

Руководители других федеральных министерств вправе издавать акты, регулирующие труд работников в подведомственной им сфере деятельности.

Так в системе МВД РФ имеются различные территориальные органы, подразделения, организации, службы, в которых работают граждане РФ по трудовому договору.

Министр внутренних дел вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности, т. е. по отношению к работникам, издавая соответствующие приказы и инструкции, которые не должны противоречить трудовому законодательству.

Примером нормативно-правового регулирования трудовых отношений в системе МВД может служить Приказ Министра внутренних дел РФ от 28 декабря 2007 г. № 1236 «О ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусках работников органов внутренних дел, организаций, подразделений, учреждений системы МВД России и гражданского персонала внутренних войск МВД России».

 

Акты органов государственной власти субъектов РФ. К числу источников трудового права также относятся и акты органов государственной власти субъектов РФ. Указанные акты имеют ограниченную сферу действия (территорию субъекта РФ) и не должны противоречить соответствующим федеральным нормативным актам.

Их действие базируется на конституциях республик и уставах других субъектов РФ, которые имеют высшую юридическую силу на их территории.

 

Нормативные акты органов местного самоуправления. Эти органы принимают решения в соответствии со своей компетенцией, определенной Конституцией РФ, федеральными законами, законами и другими нормативными актами органов власти субъектов РФ.

Акты органов местного самоуправления обычно касаются установления разного рода доплат гражданам соответствующих регионов, времени начала и окончания работы организаций торговли, сферы обслуживания населения и общественного транспорта и т. п.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал