Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 3. Правоотношения у лиц, состоящих на государственной и муниципальной службе ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Устойчивая правовая связь у лиц, состоящих на государственной службе, возникает в результате заключения служебного контракта, субъектами которого являются Российское государство в лице различных государственных органов и физические лица - граждане РФ, сторонами - представитель нанимателя и различные категории государственных служащих. Государственная гражданская служба РФ (далее - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий: 1) федеральных государственных органов, 2) государственных органов субъектов РФ, 3) лиц, замещающих государственные должности РФ, 4) лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ. Государственная гражданская служба РФ подразделяется на: 1) федеральную государственную гражданскую службу; 2) государственную гражданскую службу субъектов РФ (ст. 3 Закона о ГГС). Принципами гражданской службы являются: 1) приоритет прав и свобод человека и гражданина; 2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ; 3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком РФ, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего; 4) профессионализм и компетентность гражданских служащих; 5) стабильность гражданской службы; 6) доступность информации о гражданской службе; 7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами; 8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность (ст. 4 Закона о ГГС). Указанные принципы являются и принципами муниципальной службы (ст. 4 Закона о МС). Кроме этих принципов Закон о муниципальной службе называет ещё и такие принципы, как ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей и внепартийность муниципальной службы. Государственная служба предполагает осуществление профессиональной служебной деятельности на определённой государственной должности. Государственные должности РФ и государственные должности субъектов РФ - должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ (ст. 1 Закона о ГГС). Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента РФ, должности государственной гражданской службы субъектов РФ – законами иными нормативными правовыми актами субъектов РФ с учётом положений Закона о государственной гражданской службе в целях обеспечения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность (ст. 8 Закона о ГГС). Классификация должностей гражданской службы даётся в ст. 9 Закона о ГГС. Гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы присваиваются классные чины гражданской службы (ст. 11 Закона о ГГС). Поступление на гражданскую службу для замещения должностей гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы может осуществляться по результатам конкурса. Конкурс – оценка профессионального уровня претендентов на замещение должностей гражданской службы, их соответствия квалификационным требованиям к должностям гражданской службы.
Закон о государственной гражданской службе устанавливает случаи, когда конкурс не проводитсяили может не проводиться. Конкурс не проводится: 1) при назначении на замещаемые на определённый срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»; 2) при назначении должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ; 3) при заключении срочного служебного контракта; 4) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях предусмотренных ч. 2 ст. 28, ч.ч. 1-3 ст. 31 Закона о государственной гражданской службе; 5) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе. Конкурс может не проводиться: 1) при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа; 2) при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы по решению представителя нанимателя. Для проведения конкурса создаётся конкурсная комиссия (ст. 22 Закона о ГГС). Конкурс проводится и при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании. Представитель нанимателя (работодатель) заключает трудовой договор и назначает на должность муниципальной службы одного из кандидатов, отобранных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности муниципальной службы. Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования (ст. 17 Закона о МС).
Сторонами служебно-трудовых отношений являются гражданский служащий и представитель нанимателя. Гражданский служащий - гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счёт средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ (ст. 13 Закона о ГГС). В роли государственных гражданских служащих всегда выступают такие субъекты как физические лица – граждане РФ: 1) достигшие возраста 18 лет; 2) владеющие государственным языком РФ; 3) соответствующие квалификационным требованиям, установленным федеральным законом «О государственной гражданской службе» (ст. 21 Закона о ГГС). Предельный возраст пребывания на гражданской службе - 60 лет. С согласия гражданского служащего срок гражданской службы по решению представителя нанимателя может быть продлён, но не выше чем до достижения им возраста 65 лет. Лицам, замещающим должности гражданской службы, учреждённые для содействия лицу (категория «помощники (советники)»), замещающему государственную должность, - до окончания срока полномочий указанного лица. По достижении гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе по решению представителя нанимателя и с согласия гражданина он может продолжить работу в государственном органе на условиях срочного трудового договора на должности, не являющейся должностью гражданской службы. Президент РФ отдельным категориям федеральных государственных гражданских служащих может продлить срок службы до достижения ими возраста 70 лет (ст. 25-1 Закона о ГГС). К должностям гражданской службы установлены квалификационные требования в соответствиями с категориями и группами должностей гражданской службы: 1) к уровню профессионального образования; 2) к стажу гражданской службы государственной службы иных видов) или стажу опыта работы по специальности, направлению подготовки; 3) к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей (ст. 12 Закона о ГГС). Вышеназванные требования к гражданским служащим не противоречат ст. 3 ТК РФ, запрещающей дискриминацию в сфере труда. Указанные требования продиктованы государственными интересами, что получило выражение в предъявлении физическим лицам, поступающим на государственную службу, более «жёстких» требований. Это выражается не только в необходимости обладания российским гражданством, но и в возрастных ограничениях, в наличии профессионального образования определённого уровня, в установлении различных ограничений и запретов, в требованиях личностного, психологического, делового и этического характера.
Другой стороной служебно-трудовых отношений является представитель нанимателя. Представитель нанимателя – руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени РФ или субъекта РФ (ст. 1 Закона о ГГС). Государственные органы – это различные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые имеют свою структуру, компетенцию, территориальную и отраслевую сферы деятельности, образованы в соответствии с законодательством, выступающие от имени и по поручению государства. Правоспособность и дееспособность органов государственной власти возникает одновременно с их образованием и определением их компетенции, прекращается в связи с их упразднением. Органы государственной власти имеют постоянные кадры, которые обеспечивают профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Руководители государственных органов занимаются подбором и расстановкой кадров, выступая в качестве нанимателей. В роли представителя нанимателя могут выступать: 1) руководитель государственного органа, 2) лицо, замещающее государственную должность, 3) представители руководителя или лица, замещающего государственную должность. Указанные лица осуществляют полномочия нанимателя от имени РФ или от имени субъекта РФ (ст. 1 Закона о ГГС). Эти лица, как правило, состоят на государственной службе.
Место гражданского служащего в системе органов государственной власти определяется его правовым статусом, который, как известно, включает в себя права, обязанности, гарантии, ответственность, а также запреты и ограничения. Гражданский служащий имеет право (курсивом выделены права гражданских служащих, предусмотренные трудовым законодательством) на: 1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей; 2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста; 3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков; 4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с ФЗ «О государственной гражданской службе», иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом; 5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа; 6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений; 7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации; 8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов; 9) защиту сведений о гражданском служащем; 10) должностной рост на конкурсной основе; 11) дополнительное профессиональное образование; 12) членство в профессиональном союзе; 13) рассмотрение индивидуальных служебных споров; 14) проведение по его заявлению служебной проверки; 15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения; 16) медицинское страхование в соответствии с ФЗ «О государственной гражданской службе» и ФЗ о медицинском страховании государственных служащих РФ; 17) государственную защиту своих жизни и здоровья; жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества; 18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом. Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов (ст. 14 Закона о ГГС). Конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта РФ или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или Российской Федерации. Гражданский служащий обязан о такой ситуации проинформировать представителя нанимателя в письменной форме. Представитель нанимателя обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения от замещаемой должности гражданской службы. Непринятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение с гражданской службы (ст. 19 Закона о ГГС). Аналогичные положения имеются в ст. 14-1 Закона о муниципальной службе. Гражданский служащий обязан: 1) соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение; 2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; 3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ; 4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций; 5) соблюдать служебный распорядок государственного органа; 6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей; 7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство; 8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей; 9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи; 10) сообщать о выходе из гражданства РФ или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства РФ или в день приобретения гражданства другого государства; 11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены федеральным законом и другими федеральными законами; 12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта (ст. 15 Закона о ГГС). К обязанностям гражданского служащего примыкают требования к его служебному поведению: 1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне; 2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности; 3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством РФ компетенции государственного органа; 4) не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам; 5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей; 6) соблюдать ограничения, установленные ФЗ «О государственной гражданской службе» и другими федеральными законами для гражданских служащих; 7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций; 8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство; 9) проявлять корректность в обращении с гражданами; 10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов РФ; 11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий; 12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию; 13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа; 14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации (ст. 18 Закона о ГГС). Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории " руководители", обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений (ст. 18 Закона о ГГС). Гражданин, претендующий на замещение должностей гражданской службы, а также гражданский служащий ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчётным, представляет представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи (супруг, супруга, несовершеннолетние дети). Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые гражданским служащим, являются сведениями конфиденциального характера, если федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну. Непредоставление таких сведений является правонарушением, влекущим увольнение с гражданской службы (ст. 20 Закона о ГГС). В соответствии со ст.ст. 8 и 8-1 ФЗ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» гражданский служащий обязан уведомлять представителя нанимателя о фактах склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Порядок уведомления представителя нанимателя, регистрации уведомлений и организации проверки содержащихся в них сведений устанавливается соответствующими федеральными министерствами, службами и агентствами. ФЗ от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» установлен контроль за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам. Не допускается использование сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего для установления или определения его платежеспособности, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды общественных или религиозных объединений, иных организаций, а также физических лиц. Гражданский служащий, виновный в разглашении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера других гражданских служащих или в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных ФЗ «О государственной гражданской службе» и другими федеральными законами, несет ответственность в соответствии с ФЗ «О государственной гражданской службе» и другими федеральными законами. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданских служащих, назначение на должность и освобождение от должности которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, предоставляются для опубликования общероссийским средствам массовой информации по их обращениям с одновременным информированием об этом указанных гражданских служащих. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера соответствующих гражданских служащих субъектов РФ предоставляются для опубликования общероссийским и региональным средствам массовой информации по их обращениям с одновременным информированием об этом указанных гражданских служащих. На борьбу с коррупцией нацелены Указы Президента РФ: 1) «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера» от 18 мая 2009 г. № 559; 2) «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» от 21 сентября 2009 г. № 1065; 3) «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» от 2 апреля 2013 г. № 309; 4) «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» от 2 апреля 2013 г. № 310; 5) «Вопросы противодействия коррупции» от 8 июля 2013 г. № 613.
Обязанности гражданского служащего не ограничиваются Законом о государственной гражданской службе. Согласно п. 2 ст. 15 этого закона для гражданского служащего должностным регламентом устанавливаются должностные обязанности. Особенность обязанностей гражданского служащего выражается в том, что они содержат требования не только юридического характера (юридическая обязанность, как известно, - это мера должного поведения, гарантируемая государством), но и требования этического, организационного, личностного характера. Круг обязанностей гражданского служащего значительно шире, круга обязанностей работника (ст. 21 ТК РФ), хотя некоторые из них по содержанию и смыслу совпадают. Для государственных гражданских служащих установлены ограничения и запреты, не применяемые к работникам, причём некоторые из них сохраняются и после прекращения гражданской службы. Ограничения, связанные с гражданской службой. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае: 1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; 2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости; 3) отказаот прохождения процедуры оформлениядопускак сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений; 4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или её прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти; 5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; 6) выхода из гражданства РФ или приобретения гражданства другого государства; 7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором РФ; 8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу; 9) непредставления установленных федеральным законом сведений или представления заведомо ложныхсведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу; 10) утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (ст. 16 Закона о ГГС). Запреты, связанные с гражданской службой. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается: 1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом; 2) замещать должность гражданской службы в случае избрания или назначения на государственную должность, избрания на выборную должность в органе местного самоуправления, на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе; 3) осуществлять предпринимательскую деятельность; 4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход. В случае, если владение гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством РФ; 5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено ФЗ «О государственной гражданской службе» и другими федеральными законами; 6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта РФ и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных ГК РФ. Гражданский служащий вправе выкупить такой подарок; 7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории РФ за счётсредств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ по договоренности государственных органов РФ, государственных органов субъектов РФ или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями; 8) использоватьв целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам; 9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей; 10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности; 11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями; 12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума; 13) использовать должностные полномочия винтересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности; 14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур; 15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулированияслужебного спора; 16) входить всостав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ; 17) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ (ст. 17 Закона о ГГС). После увольнения с гражданской службы гражданин не вправе: 1) замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности; 2) разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей (ст. 17 Закона о ГГС). Федеральными законами могут устанавливаться иные ограничения и запреты, связанные с поступлением на гражданскую службу и её прохождением (ст.ст. 16-17 Закона о ГГС). Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, который утверждается представителем нанимателя и является составной частью административного регламента государственного органа. В должностной регламент включаются: 1) квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также образованию, стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки; 2) должностные права, обязанности и ответственность гражданского служащего; 3) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие или иные решения; 4) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих или иных решений; 5) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих или иных решений, порядок согласования и принятия данных решений; 6) порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, с гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями; 7) перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом; 8) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности (ст. 47 Закона о ГГС). В целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы проводится его аттестация. Аттестации не подлежат гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий " руководители" и " помощники (советники)", в случае, если с указанными гражданскими служащими заключен срочный служебный контракт. Аттестация гражданского служащего проводится один раз в 3 года. Внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться после принятия в установленном порядке решения о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, об изменении условий оплаты труда гражданских служащих. Гражданский служащий, находящийся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, проходит аттестацию не ранее чем через 1 год после выхода из отпуска. Для проведения аттестации гражданских служащих правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия. Гражданский служащий вправе обжаловатьрезультаты аттестации в соответствии с ФЗ «О государственной гражданской службе». Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ утверждается указом Президента РФ (ст. 48 Закона о ГГС). Аттестация муниципальных служащих предусмотрена ст. 18 Закона о муниципальной службе, нормы которой во многом идентичны нормам ст. 48 Закона о государственной гражданской службы. Гражданские служащие, замещающие без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категорий " специалисты" и " обеспечивающие специалисты", а в случаях, определяемых Президентом РФ, - должности гражданской службы категории " руководители" сдают квалификационный экзамен. Квалификационный экзамен проводится при решении вопроса о присвоении классного чина гражданской службы гражданскому служащему по замещаемой должности гражданской службы по мере необходимости, но не чаще одного раза в год и не реже одного раза в 3 года. Порядок сдачи квалификационного экзамена гражданским служащим определяется указом Президента РФ (ст. 49 Закона о ГГС). Государственные гарантии государственных служащих делятся на основные (ст. 52 Закона о ГГС) и дополнительные (ст. 53 Закона о ГГС). Для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных ФЗ «О государственной гражданской службе» и другими федеральными законами, гражданским служащим гарантируются: 1) равные условияоплаты труда, а также сопоставимые показатели оценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности при замещении соответствующих должностей гражданской службы, если иное не установлено федеральным законом «О государственной гражданской службе» и другими федеральными законами; 2) право гражданского служащего на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания; 3)условия прохождения гражданской службы, обеспечивающие исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом; 4) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков; 5) медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет, в соответствии с федеральным законом «О государственной гражданской службе» и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих РФ; 6) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения в соответствии с федеральным законом; 7) выплаты по обязательному государственному страхованию в случаях, порядке и размерах, установленных соответственно федеральными законами и законами субъектов РФ; 8) возмещение расходов, связанных со служебными командировками. Порядок и условия командирования гражданского служащего устанавливаются соответственно указом Президента РФ и нормативными правовыми актами субъекта РФ; 9) возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гражданского служащего в другой государственный орган. Порядок и условия возмещения расходов гражданскому служащему устанавливаются соответственно постановлением Правительства РФ и нормативными правовыми актами субъекта РФ; 10) защитагражданского служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральным законом; 11) государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан РФ, проходивших государственную службу, и их семей (ст. 52 Закона о ГГС). Дополнительные гарантии гражданским служащим предоставляются при определенных условиях, предусмотренных ФЗ «О государственной гражданской службе» или иными нормативными правовыми актами: 1) дополнительное профессиональное образование с сохранением на этот период замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания; 2) транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением должностных обязанностей, в зависимости от категории и группы замещаемой должности гражданской службы, а также компенсация за использование личного транспорта в служебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием, в случаях и порядке, установленных соответственно нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъекта РФ; 3) замещение иной должности гражданской службы при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы в соответствии со ст. 31 ФЗ «О государственной гражданской службе»; 4) единовременная субсидия на приобретение жилой площади один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства РФ и нормативным правовым актом субъекта РФ; 5) иные государственные гарантии (ст. 53 Закона о ГГС). Гражданским служащим предоставляются также иные основные и дополнительные государственные гарантии, установленные федеральными законами (ст. 52-53 Закона о ГГС).
Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путём заключения трудового договора (контракта) (ст. 2 Закона о МС). Должность муниципальной службы – должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению выполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ, который утверждается законом субъекта РФ (ст. 6 Закона о МС). Должности муниципальной службы подразделяются на группы (высшие, главные, ведущие, старшие, младшие) (ст. 8 Закона о МС). Реестр должностей муниципальной службы – перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учётом исторических и местных традиций (ст. 7 Закона о МС). Для муниципальных служащих предусмотрены классные чины. Порядок их присвоения и сохранения при переводе муниципальных служащих на иные должности муниципальной службы и при увольнение с муниципальной службы (ст. 9-1 Закона о МС) Для замещения должностей муниципальной службы (ст. 9 Закона о МС) предъявляются те же квалификационные требования, что и для замещения должностей гражданской службы (ст. 12 Закона о ГГС). Субъектами муниципального правоотношения являются физические лица и организации (органы местного самоуправления, избирательные комиссии муниципальных образований), сторонами – муниципальные служащие и наниматели (работодатели) (ст. 16 Закона о МС). На муниципальную службу вправе поступить г р а ж д а н е: 1) достигшие возраста 18 лет; 2) владеющие государственным языком РФ; 3) соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с Законом о муниципальной службе для замещения должностей муниципальной службы и при отсутствии обстоятельств в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой (ст. 16 Закона о МС). В предусмотренных законом и международным договором случаях на муниципальную службу могут поступить иностранные граждане и лица без гражданства. Запрещена какая либо дискриминация при поступлении на муниципальную службу (ст. 16 Закона о МС). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого его полномочия осуществляет представитель нанимателя (работодателя). Ими могут быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования, иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя) (ст. 2 Закона о МС). С муниципальными служащими в соответствии с ФЗ от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» заключается трудовой договор (контракт) и на них распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными законодательством о муниципальной службе. Контракт заключается только с гражданином, поступающим на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности (ст. 16 Закона о МС). Правовой статус муниципального служащего, как и работника и гражданского служащего, включает в себя права, обязанности, гарантии, ответственность, а также ограничения и запреты (ст. ст. 11-14-2 Закона о МС). Права, обязанности, ограничения и запреты муниципальных служащих, а также требования к служебному поведению (ст. ст. 11-14-2 Закона о МС) идентичны правам, обязанностям, ограничениям и запретам для гражданских служащих (ст.ст. 14-17 Закона о ГГС). В каждом из этих законов отдельные положения могут быть по-разному сформулированы, скомпонованы, сориентированы, детализированы, конкретизированы, но принципиальных различий между нет и не может быть, так как в основе их лежат одинаковые как для гражданской, так и для муниципальной службы общие основные принципы, закреплённые в ст.4 Закона о государственной гражданской службы и в ст. 4 Закона о муниципальной службе. Так гражданские служащие имеют «право на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом» (п. 18 ст. 14 Закона о ГГС), а муниципальные служащие – «право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации» (п. 12 ст. 11 Закона о МС). Гражданские служащие обязаны «соблюдать служебный распорядок государственного органа» (п. 5 ст. 15 Закона о ГГС), муниципальные служащие – «соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной документацией» (п. 4 ст. 12 Закона о МС). Правовой статус муниципальных служащих определяется также нормами трудового законодательства. Основные права (ст. 11 Закона о МС) и основные обязанности (ст. 12 Закона о МС) муниципального служащего во многом совпадают с соответствующими правами и обязанностями работников (ст. 21 ТК РФ) и в тоже время отражают специфику их правового статуса как муниципальных служащих. Муниципальные служащие обязаны ежегодно представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера также своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (ст. 15 Закона о МС). Субъектам РФ предоставлены широкие возможности законодательного регулирования отдельных вопросов муниципальной службы, учёта культурно-исторического, национального и иного своеобразия различных муниципальных образований. Законодательство учитывает тесную связь между гражданской службой и государственной службой РФ иных видов (правоохранительной, военной), гражданской службой и муниципальной службой. Это обусловлено постоянным процессом перемещения по различным обстоятельствам и причинам государственных и муниципальных служащих из одного вида службы в другие. Взаимосвязь гражданскойслужбы и государственной службы РФ иных видов (военной, правоохранительной) обеспечивается на основе единства системы государственной службы РФ и принципов ее построения и функционирования, а также посредством: 1) соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий; 2) установления ограничений и обязательств при прохождении государственной службы РФ различных видов; 3) учета стажа государственной службы РФ иных видов при исчислении стажа гражданской службы; 4) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу РФ (ст. 6 Закона о ГГС). Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы, которая не входит в систему органов государственной власти, обеспечивается посредством: 1) единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы; 2) единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы; 3) единства требований к подготовке кадров для гражданской службы и муниципальной службы и дополнительному профессиональному образованию; 4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы; 5) соотносительности основных условийоплатытруда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих; 6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца (ст. 7 Закона о ГГС, ст. 5 Закона о МС).
Порядок и сопутствующие ему процедуры поступления на муниципальную службу ничем не отличаются от поступления на работу. Поступающий на муниципальную службу должен представить более широкий пакет документов, чем поступающий на работу (заполнить анкету по установленной форме, предъявить свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе, сообщить сведения о доходах за год, представить заключение медицинского учреждения и др.).
Выводы: 1) трудовое право – самостоятельная отрасль российского права, нормы которой регулируют трудовые и иные непосредственно с ними связанные отношения; 2) метод трудового права – совокупность средств и способов регулирования этих отношений, среди которых важное место занимает договорный метод; 3) государственная политика в сфере труда получила своё выражение в принципах правового регулирования трудовых отношений; 4) непосредственное воздействие трудового права на отношения в сфере труда проявляется в его функциях (защитной, социальной, хозяйственной и др.); 5) источники трудового права – различные нормативные правовые акты, которые содержат нормы трудового права; благодаря им нормы трудового права получают конкретное выражение и закрепление, определенное место в правовой иерархии; 6) в силу федерального устройства Российского государства источники трудового права делятся на федеральные, региональные и локальные; кроме того, источники трудового права делятся на законы и подзаконные акты, а также на общие акты, относящиеся ко всем работникам, и специальные акты, распространяющиеся на определенные категории работников; 7) источниками российского трудового права могут быть и нормы международного трудового права как интегрированные в российские источники трудового права, и как самостоятельные источники в виде правовых норм, содержащихся в международных договорах, соглашениях, пактах, конвенциях, рекомендациях; 8) трудовое правоотношение – это общественное отношение, урегулированное нормами трудового права и устанавливающее правовую связь между работником и работодателем; трудовое правоотношение возникает, изменяется и прекращается на основании различных юридических фактов, возникающих в сфере труда; 9) вышеприведённые выводы относятся и к правоотношениям, возникающим в связи с профессиональной деятельностью государственных и муниципальных служащих, сотрудников правоохранительных органов. 10) трудовое право в трансформированном или неизменном виде может применяться для регламентации различных сторон профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих, сотрудников органов внутренних дел (полиции).
. Вопросы для самоконтроля
|