Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Акты социального партнерства (коллективные договоры, соглашения).
Коллективные договоры - соглашения на двусторонней основе между работниками и работодателем по различным социально-трудовым вопросам, которые действуют только в конкретной организации и распространяются только на работников этой организации. Трудовой кодекс подчеркивает, что коллективный договор является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения, декларируя тем самым его нормативный характер. Наличие норм поведения, обязательных для его сторон, отличает коллективный договор от других видов договоров и позволяет отнести его к источникам права. Генеральные, региональные, межотраслевые, отраслевые, территориальные и иные соглашения - это договорные акты, заключаемые на двухсторонней или трехсторонней основе, которые выражают отношения социального партнерства между представителями работников и работодателей. Третьей стороной здесь может выступать соответствующий орган государственной власти или местного самоуправления. Соглашения как специфические договорные источники трудового права характеризуются тем, что они исходят от субъектов трудовых отношений и их представителей. Государственные и муниципальные органы здесь могут участвовать лишь в качестве третьей стороны, обеспечивая социальное партнерство между работниками и работодателями. В соглашениях могут содержаться положения по трудовым и социально-экономическим вопросам, не противоречащие законодательству. Соглашения занимают промежуточное место между законодательными (централизованными) и локальными нормативными актами.
Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. К локальным нормативным актам относятся правила внутреннего трудового распорядка, положение о премировании, соглашения по охране труда и другие акты, а также приказы и распоряжения руководителя организации. Таким образом, локальные акты делятся на: 1) нормативные, содержащие нормы трудового права; 2) правоприменительные. Работодатель, за исключением работодателей физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями. При их принятии работодатель учитывает мнение представительного органа работников, предусматривается также возможность принятия таких актов по согласованию с представительным органом работников, если это установлено коллективным договором, соглашениями. В таких случаях применяются трудовое законодательство или иные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (ст. 8 ТК РФ). В условиях рыночной экономики значение локальных нормативных актов возрастает. Господствовавшие ранее административные методы управления экономикой уходят в прошлое, работодателям предоставляется больший объём прав и ответственности, чем раньше, и локальные нормы в большей мере способны отразить особенности правового регулирования трудовых отношений. Акты судебных органов. Эти акты сами по себе источником права не являются, поскольку деятельность судов не является нормотворческой. Однако высшие судебные органы должны обеспечивать единство в правоприменительной деятельности. Они осуществляют надзор за применением законов нижестоящими судами, потому их постановления и определения по конкретным делам и документы, обобщающие практику, играют важную роль. Акты судебных органов восполняют пробелы в законодательстве, разъясняя его смысловое значение, и обеспечивают единство в принятии решений и соответствие их закону. Верховный Суд РФ в результате обобщения судебной практики может прийти к выводу о необходимости внесения изменений в действующее законодательство и, воспользовавшись предоставленным ему законом правом законодательной инициативы, обратиться с соответствующим представлением в Государственную Думу. Международно-правовые акты. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 15) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются нормы международного договора (ст. 8 ТК РФ). Конституция (ст. 46) закрепляет право каждого гражданина в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. В силу государственного суверенитета РФ российские нормы трудового права по отношению к международным являются приоритетными. Международные нормы могут применяться в двух случаях: 1) когда трудовые отношения вообще не урегулированы российским законодательством; 2) когда международные нормы трудового права улучшают, по сравнению с российскими нормами, положение работника. Исторические и социально-трудовые традиции и особенности России и сегодня во многом определяют содержание норм российского трудового права, которые в большинстве случаев обеспечивают более эффективную защиту трудовых прав работника, чем международные и, тем более, национальные нормы трудового права других стран. Интеграция норм международно-правового регулирования трудовых отношений в трудовое законодательство РФ происходит путём: 1) их репродуцирования в российском трудовом законодательстве (ст.ст. 3-4 ТК РФ); 2) внедрения их в российские нормы трудового права (ст. 91 ТК РФ); 3) перередактирования отдельных норм российского трудового права в соответствии с международными нормами (ст. 122 ТК РФ). Интеграция норм международно-правового регулирования трудовых отношений в трудовое законодательство обусловлена: 1) подписанием РФ или присоединением РФ к конвенциям, рекомендациям и иным актам международных организаций; 2) заключением двухсторонних или многосторонних международно-правовых договоров или соглашений с другими государствами. Международно-правовое регулирование трудовых отношений становится одним из элементов российского трудового права, что необходимо учитывать при рассмотрении и разрешении трудовых споров. Юридическую силу имеют те международно-правовые нормы о труде, которые официально опубликованы в РФ. Действие нормативных правовых актов о труде во времени, в пространстве и по кругу лиц. Действие законов о труде во времени происходит в соответствии с ФЗ " О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14 июня 1994 г. № 5-Ф3. Если в федеральном законе не предусмотрен срок введения его в действие, он вступает в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня опубликования. Опубликование законов производится в издании " Собрание законодательства Российской Федерации". Кроме того, федеральные законы публикуются в " Российской газете" и передаются для внесения в эталонный банк правовой информации научно-технического центра правовой информации " Система". Опубликование в указанных случаях является официальным. Федеральные законы могут быть опубликованы в иных изданиях, обнародованы по телевидению и радио, в этом случае они являются разъяснительными, но не официальными как в предыдущем случае. Акты Президента РФ в соответствии с Указом Президента РФ " О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" от 23 мая 1996 г. № 763, если они имеют нормативный характер, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после их опубликования в официальных изданиях. Упомянутые выше сроки вступления нормативных актов в силу не применяются в тех случаях, когда при принятии установлен другой срок введения их в действие. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров. Акты социального партнерства вступают в силу со дня их подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать 3 лет. Стороны имеют право продлить действие соглашения на срок не более 3 лет (ст. 48 ТК РФ). По иным локальным актам действует общее правило: они вступают в силу с момента подписания сторонами, срок их действия определяется также сторонами либо они действуют до принятия нового локального акта, истечения срока действия, отмены. Локальные акты индивидуального характера (приказы и распоряжения руководителя) вступают в силу с момента их подписания либо со дня, указанного в этом акте, и действуют до их отмены. Регламентация времени вступления в силу нормативных правовых актов в сфере труда имеет существенное значение, ибо с этого момента они подлежат обязательному исполнению. Обратной силы они не имеют, и в случае коллизии одновидовых нормативных актов подлежит применению акт более поздний по времени вступления в силу. Законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, прекращают своё действие в связи с: 1) истечением срока их действия; 2) отменой - признанием их утратившими силу; 3) вступлением в силу нормативных правовых актов, в которых для работников установлен более высокий уровень гарантий; 4) принятием нового нормативного правового акта. Правила, содержащиеся в упомянутых выше федеральных законах и указах Президента, закреплены в ст. 12 ТК РФ. Действие законов и иных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в пространстве связано с федеративным устройством РФ, т.е. действуют они в пределах той территории, где изданы. В соответствии с этим " свое" правовое пространство имеют федеральные и региональные нормативные правовые акты, а также акты органов местного самоуправления. Федеральные законы и другие нормативные акты о труде имеют одинаковую силу на территории всех субъектов РФ. Отдельные федеральные нормативные правовые акты и нормативные правовые акты субъектов РФ распространяются на определенные местности, составляющие часть их территории, не всегда совпадающей с территорией субъектов (например, нормативные акты о льготах для работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для работников пустынных, полупустынных и высокогорных районов и т.п.). Локальные нормативные акты, принимаемые работодателем, действуют в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы (ст. 13 ТК РФ). Так как понятие " территория Российской Федерации" не исчерпывается только пространством между территориальными, морскими и воздушными границами, а определяется также и международно-правовыми актами, действие нормативных правовых актов РФ о труде распространяется на территории посольств, представительств, торговых судов под российским флагом и другие объекты РФ за рубежом. Некоторые нормативные правовые акты о труде РФ могут распространяться на граждан, работающих в других странах, если это предусмотрено международными соглашениями. Действие нормативных правовых актов по кругу лиц (категориям работников ). Трудовое законодательство распространяется на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем, также и на всех работодателей. Оно не распространяется на: 1) военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы; 2) членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор); 3) лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера; 4) других лиц, если это установлено федеральным законом (ст. 11 ТК). Правовые нормы в сфере труда делятся на две группы: 1. общие нормы, распространяющиеся на всех работников наёмного труда без их дифференциации; 2. специальные нормы, которые распространяются на отдельные категории работников с их дифференциацией. Специальные нормы позволяют учитывать: 1) субъективные особенности работников (пол, возраст, состояние здоровья, семейные обязанности и др.); 2) объективные условия труда (вредность и опасность труда, продолжительность трудовой связи работника и работодателя, характер трудовой функции, природно-климатические и производственные факторы и т.п.). В регулировании трудовых отношений применяются средства, которые распространяются на всех, без какого-то ни было исключения, работников и работодателей: конституционные принципы и нормы, основные права и обязанности работников и работодателей, другие общие положения трудового законодательства, действующие на всей территории РФ и на всех субъектов трудового права. В этом выражается единство трудового права и правового регулирования труда. Единство правового регулирования трудовых и социально-трудовых отношений обеспечивается: 1) наличием кодифицированного российского законодательства о труде (ТК РФ); 1) присоединением РФ к различным конвенциям и рекомендациям Международной организации труда. Ими устанавливаются единые принципы регулирования отношений между работодателями и наёмными работниками, а также минимальные правовые гарантии для последних. Но каждый конкретный труд имеет свою специфику, что требует использования и разных средств его регулирования, т. е. дифференциации правового регулирования труда в зависимости от ряда факторов, как-то: 1) вредность и опасность труда; 2) особенности труда в определенной отрасли, на определенном производстве; 3) особенности трудовой связи с работодателем (временные, сезонные, вахтовые работники, надомники и др.); 4) природно-климатические особенности труда (Крайний Север, высокогорные и пустынные местности); 5) психофизиологические особенности работников (женщины, несовершеннолетние, инвалиды и т.п.). Конкретное содержание дифференциации по категориям работников сводится к тому, что специальными нормами для них устанавливаются: 1) особый по сравнению с общим порядок приёма и увольнения; 2) особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха; 3) дополнительные права; 4) льготы и преимущества в оплате труда; 5) особые нормы и правила охраны труда; 6) особая дисциплинарная и материальная ответственность и т.п. Дифференциация трудового законодательства по категориям работников объективно выражается либо в выделении особых глав в ТК РФ (например, глава 42 " Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет"), либо путем принятия нормативного акта. На территории РФ нормы трудового законодательства распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учреждённых иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ.
Трудовое законодательство в равной степени защищает законные права и интересы не только работников, но и работодателей, обеспечивает регулирование отношений между ними на договорной основе.
|