Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессиональные союзы и их объединения,






Вопрос 1. Социальное партнёрство: понятие, субъекты, принципы, система, формы, органы.

 

Согласно ст. 23 ТК РФ социальное партнёрство в сфере труда- система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Возрастание роли социального партнёрства в современных условиях нашло отражение в том, что при разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективного договоров и соглашений отнесены к ведению федеральных органов государственной власти (ст. 6 ТК РФ).

В настоящее время социально-партнёрские отношения в Российской Федерации регулируются:

1) Трудовым кодексом РФ (ст. ст. 23-55);

2) ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г.;

3) ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 1 мая 1999 г.;

4) ФЗ «Об объединениях работодателей» от 27 ноября 2002 г.;

5) рядом конвенций и рекомендаций Международной организации труда, к которым присоединилась Россия.

К ним относится, в частности, и Конвенция о содействии коллективным переговорам (Конвенция № 154), ратифицированная РФ 1 июля 2010 г.

Социальное партнёрство представляет собой сложное комплексное явление, включающее общественно-политические, экономические, правовые аспекты, которые выходят за рамки его легального определения.

Как правовая категория социальное партнёрство также выступает в нескольких взаимосвязанных аспектах.

Социальное партнёрство:

1) входят в предмет трудового права в виде отношения, непосредственно связанного с трудовыми отношениями;

2) признаётся одним из основных принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 2 ТК РФ);

3) является основой коллективно-договорного регулирования трудовых отношений посредством заключения коллективных договоров и соглашений, существенным элементом метода трудового права;

4) выступает как институт трудового права, представляющий собой совокупность правовых норм, которые регулируют отношения социального партнерства.

Социальное партнёрство в сфере труда может строится на основе:

1) бипартизма (работники – работодатели);

2) трипартизма (работники – работодатели – государство в лице его органов, муниципальные образования).

Эти понятия не получили прямого отражения в ТК РФ, но из его содержания видно, что социальное партнёрство в современной России формируется на этой основе.

Субъектами социального партнёрства РФ в сфере труда выступают: работники, работодатели, представители работников, представители работодателей, органы государственной власти, органы местного самоуправления.

Правовое положение каждого из этих субъектов в сфере социального партнёрства определяется трудовым законодательством и отличается, прежде всего, характером принадлежащих им прав и обязанностей.

Непосредственными сторонами социального партнёрства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнёрства:

1) в случаях, когда они выступают в качестве работодателей;

2) в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством (ст. 25 ТК РФ).

Следует отметить, что Трудовой кодекс РФ закрепляет общие положения о социальном партнёрстве, которые действуют на всей территории РФ и распространяются на всех работников и на всех работодателей независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Вместе с тем применение этих положений в отношении государственных гражданских служащих, муниципальных служащих, работников военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации имеет особенности, которые устанавливаются федеральными законами (ст. 28 ТК РФ).

Таким образом, из ст. 28 ТК РФ вытекает, что принципы и нормы о социальном партнёрстве применимы с учётом особенностей к гражданским и муниципальным служащим, работникам в системе МВД РФ.

Принципы социального партнерства:

1) равноправие сторон;

2) уважение и учет интересов сторон;

3) заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

4) содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

5) соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

6) полномочность представителей сторон;

7) свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

8) добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

9) реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

10) обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

11) контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

12) ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений (ст. 24 ТК РФ).

Система социального партнёрства включает следующие уровни:

1) федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в РФ;

2) межрегиональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ;

3) региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ;

4) отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

5) территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

6) локальный уровень, устанавливающий обязательства в сфере труда между работниками и работодателем (ст. 26 ТК РФ).

От уровня социального партнёрства зависит представительство его сторон и содержание социально-партнёрских соглашений.

Формы социального партнёрства:

1) коллективные переговоры по подготовке коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

2) взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников, совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

3) участие работников и их представителей в управлении организацией;

4) участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров (ст. 27 ТК РФ).

Право быть представителями работников в социальном партнёрстве имеют:

профессиональные союзы и их объединения,


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал