Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Профессиональные союзы и их объединения,Стр 1 из 6Следующая ⇒
Вопрос 1. Социальное партнёрство: понятие, субъекты, принципы, система, формы, органы.
Согласно ст. 23 ТК РФ социальное партнёрство в сфере труда- система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Возрастание роли социального партнёрства в современных условиях нашло отражение в том, что при разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективного договоров и соглашений отнесены к ведению федеральных органов государственной власти (ст. 6 ТК РФ). В настоящее время социально-партнёрские отношения в Российской Федерации регулируются: 1) Трудовым кодексом РФ (ст. ст. 23-55); 2) ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г.; 3) ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 1 мая 1999 г.; 4) ФЗ «Об объединениях работодателей» от 27 ноября 2002 г.; 5) рядом конвенций и рекомендаций Международной организации труда, к которым присоединилась Россия. К ним относится, в частности, и Конвенция о содействии коллективным переговорам (Конвенция № 154), ратифицированная РФ 1 июля 2010 г. Социальное партнёрство представляет собой сложное комплексное явление, включающее общественно-политические, экономические, правовые аспекты, которые выходят за рамки его легального определения. Как правовая категория социальное партнёрство также выступает в нескольких взаимосвязанных аспектах. Социальное партнёрство: 1) входят в предмет трудового права в виде отношения, непосредственно связанного с трудовыми отношениями; 2) признаётся одним из основных принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 2 ТК РФ); 3) является основой коллективно-договорного регулирования трудовых отношений посредством заключения коллективных договоров и соглашений, существенным элементом метода трудового права; 4) выступает как институт трудового права, представляющий собой совокупность правовых норм, которые регулируют отношения социального партнерства. Социальное партнёрство в сфере труда может строится на основе: 1) бипартизма (работники – работодатели); 2) трипартизма (работники – работодатели – государство в лице его органов, муниципальные образования). Эти понятия не получили прямого отражения в ТК РФ, но из его содержания видно, что социальное партнёрство в современной России формируется на этой основе. Субъектами социального партнёрства РФ в сфере труда выступают: работники, работодатели, представители работников, представители работодателей, органы государственной власти, органы местного самоуправления. Правовое положение каждого из этих субъектов в сфере социального партнёрства определяется трудовым законодательством и отличается, прежде всего, характером принадлежащих им прав и обязанностей. Непосредственными сторонами социального партнёрства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнёрства: 1) в случаях, когда они выступают в качестве работодателей; 2) в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством (ст. 25 ТК РФ). Следует отметить, что Трудовой кодекс РФ закрепляет общие положения о социальном партнёрстве, которые действуют на всей территории РФ и распространяются на всех работников и на всех работодателей независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Вместе с тем применение этих положений в отношении государственных гражданских служащих, муниципальных служащих, работников военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации имеет особенности, которые устанавливаются федеральными законами (ст. 28 ТК РФ). Таким образом, из ст. 28 ТК РФ вытекает, что принципы и нормы о социальном партнёрстве применимы с учётом особенностей к гражданским и муниципальным служащим, работникам в системе МВД РФ. Принципы социального партнерства: 1) равноправие сторон; 2) уважение и учет интересов сторон; 3) заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; 4) содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; 5) соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; 6) полномочность представителей сторон; 7) свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; 8) добровольность принятия сторонами на себя обязательств; 9) реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; 10) обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; 11) контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; 12) ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений (ст. 24 ТК РФ). Система социального партнёрства включает следующие уровни: 1) федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в РФ; 2) межрегиональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ; 3) региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ; 4) отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях); 5) территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании; 6) локальный уровень, устанавливающий обязательства в сфере труда между работниками и работодателем (ст. 26 ТК РФ). От уровня социального партнёрства зависит представительство его сторон и содержание социально-партнёрских соглашений. Формы социального партнёрства: 1) коллективные переговоры по подготовке коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений; 2) взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников, совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; 3) участие работников и их представителей в управлении организацией; 4) участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров (ст. 27 ТК РФ). Право быть представителями работников в социальном партнёрстве имеют: профессиональные союзы и их объединения,
|