Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских межрегиональных профсоюзов,
3) иные представители, избираемые работниками. Право профессиональных союзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников закреплено в ФЗ от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 11): профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов, а в области коллективных прав и интересов указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке. Какой именно представитель будет участвовать в социальном партнёрстве от имени работников зависит от: 1) волеизъявления работников, 2) представительности профессионального союза, 3) уровня социального партнёрства. На локальном уровне социального партнёрства представителями работников могут быть: 1. первичная профсоюзная организация - добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, в одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза. Первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнёрстве интересы: 1) работников данного работодателя, которые являются членами соответствующих профсоюзов; 2) всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, при рассмотрении и разрешении коллективного трудового спора. Работникам, не являющимся членами профсоюза, ст. 30 ТК РФ дает право уполномочить выборный орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организации; 2. иные представители работников. Иные представители работников или представительный орган работников избираются из числа работников тайным голосованием на общем собрании (конференции) работников для представления интересов всех работников в социальном партнёрстве на локальном уровне в случаях: 1) когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации; 2) когда ни одна из первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена представлять интересы всех работников. Как первичная профсоюзная организация, так и иные органы, избираемые работниками, могут представлять их интересы при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие работников в управлении организацией, рассмотрении и разрешении трудовых споров работников с работодателем. На других уровнях социального партнёрства представителями работников могут быть: 1) соответствующие профсоюзы, их территориальные объединения; 2) объединения профессиональных союзов; 3) объединения территориальных организаций профессиональных союзов. Представители работодателей. Круг лиц, выступающих от имени работодателя, определяется ст.ст. 33-34 ТК РФ и ФЗ от 27 ноября 2002 г. «Об объединениях работодателей». Статья 33 ТК РФ определяет, что представителем работодателя на локальном уровне является: 1) руководитель организации, 2) работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) 3) лица, ими уполномоченные. В качестве руководителя организации выступает физическое лицо, которое в соответствии с законом или учредительными документами организации осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции её единоличного исполнительного органа (ст. 273 ТК РФ). Руководитель (генеральный директор, директор, начальник, управляющий, председатель и т. п.) без доверенности действует от имени организации, представляет её интересы как в гражданско-правовых отношениях, так и в трудовых отношениях с работниками. Право руководителя организации издавать приказы и распоряжения, обязательные для всех её работников, а также вступать в коллективные трудовые отношения от имени работодателя, как правило, закрепляется в учредительных документах юридического лица (организации). Иными представителями работодателей могут быть: 1) соответствующие федеральные органы исполнительной власти, 2) органы исполнительной власти субъектов РФ, 3) иные государственные органы, 4) органы местного самоуправления. Все перечисленные органы финансируются из соответствующих бюджетов (ст. 34 ТК РФ). На других уровнях социального партнёрства представителями работодателя являются соответствующие объединения работодателей. Объединение работодателей – некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Они представляют интересы работодателей при: 1) проведении коллективных переговоров; 2) заключении или изменении соглашений; 3) разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений; 4) формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. В случае отсутствия отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровне социального партнёрства его полномочия могут осуществляться соответственно общероссийским, межрегиональным, региональным, территориальным объединением работодателей, при условии, что состав членов такого объединения отвечает требованиям, установленных федеральным законом для соответствующего отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей. Органы социального партнёрства можно разделить на органы общей компетенции и специализированные органы. Органами социального партнёрства общей компетенции служат трехсторонние или двухсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которые создаются из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон на всех уровнях социального партнёрства на равноправной основе. Органы социального партнёрства участвуют: 1) в формировании и реализации государственной политики в сфере труда: 2) в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и местного самоуправления. Деятельность этих органов социального партнёрства определяется ст. 35 ТК РФ и ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». Они обеспечивают: 1) регулирование социально-трудовых отношений; 2) ведение коллективных переговоров; 3) подготовку проектов коллективных договоров, соглашений; 4) заключение коллективных договоров, соглашений, 5) контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений. Так, на федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально- трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ. На региональном уровне – в субъектах РФ могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ. На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления. Могут быть образованы отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут создаваться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнёрства. На локальном уровне образовывается комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения. Органы социального партнерства общей компетенции правомочны рассматривать любые вопросы регулирования социально-трудовых отношений, которые могут найти свое разрешение на соответствующем уровне социального партнерства. Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из бюджетов разных уровней, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления. Решения соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений или мнения их сторон подлежат обязательному рассмотрению в органах государственной власти и органах местного самоуправления, принимающих указанные акты (ст. 35-1 ТК РФ). К специализированным органам социального партнерства следует отнести: 1) координационные комитеты содействия занятости населения (ст. 20 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»); 2) совместные комитеты (комиссии) по охране труда (ст. 218 ТК РФ).
|