Учение о бытии 1 страница
С ЧЕГО СЛЕДУЕТ НАЧИНАТЬ НАУКУ?
Тема логики. Сравнить с „гносеоло- гией" ныне.
| 59)* [49]**... (en passant***) «природа познания» (id. стр. 61 [51])
(60) [50]... «Нет» (курсив Гегеля) «ничего ни на небе, ни в природе, ни в духе, ни где бы то ни было, что не содержало бы вместе и непо- средственности и опосредствования»...
1) Небо
| — природа
| — ДУХ.
| Небо
| долой:
| материа-
| лизм.
|
|
|
|
|
| 2) Все
| vermittelt =
| = опосредствовано, связано в
| едино, связано переходами.
| Долой
| небо -
| — законо-
| мерная связь всего (п
| р о ц е с с а)
| мира.
|
| (62) [52] «Логика есть чистая наука, т. е. чистое знание во ВСЕМ объеме его РАЗВИТИЯ»...
1-
2-
| ая ая
| строка ахинея. гениальна.
| С чего начать? „Чистое бытие" (Sein) (63) [53] — «ни- чего не предполагать», начало. «Не заключать в себе
* - Hegel. Werke, Bd. III, Berlin, 1833. Ред. ** - Гегель. Сочинения, т. V, М., 1937. Ред, *** — между прочим. Ред,
никакого содержания»... «не быть ничем опосредство- ванным»...
(66) [55]... «Развитие» (des Erkennens *)... «дол- жно определяться природой вещей и самого содержания»...
| NB
(68) [58] Начало содержит в себе и „Nichts" и „Sein" **, оно есть их единство:... «на- чинающегося еще нет; оно лишь напра- вляется к бытию»... (от небытия к бытию: «небытие, которое есть вместе с тем бытие»).
Чушь об абсолюте (68—69) [58-59]. Я
| вообще
| стараюсь читать Ге
| геля материалистически:
| Гегель
| есть поставленный
| на голову материализм (по
| Энгельсу 70) — т. е.
| я выкидываю большей
| частью
| боженьку, абсолют,
| чистую идею etc.
|
| (70—71) [60—61] Начать философию с «Я» нельзя. Нет «объективного движения».
— познания. Ред.
— «ничто» и «бытие». Ред.
первый отдел: ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ (КАЧЕСТВО)
(77) [66] Чистое бытие — «без всякого дальнейшего определения».
(Bestimmung есть уже Qualitat *.)
наличное бытие конечное» а это в Fursichsein (для себя бытие?)
Sein — Nichts — Werden **
«Чистое бытие и чистое ничто есть... одно и то же»
(78) [67].
(81 [70]: Это кажется „парадоксом"). Их соединение есть Werden.
«Движение непосредственного исчезания одного в дру- гом»...
Nichts противополагают dem Etwas***. Но Etwas есть уже определенное бытие, отличное от другого Etwas, а здесь идет о простом Nichts (79) [68].
(Элеаты и Парменид особенно первые пришли к этой абстракции бытия 71.) У Гераклита «все течет» (80) [69]... т. е. «все есть становление».
Ex nihilo nihil fit? **** Из Nichts выходит Sein (Wer- den)...
(81) [70]: «Было бы нетрудно обнаружить это един- ство бытия и ничто... в каждой (курсив Гегеля) дей-
* — Определение есть уже качество. Ред. ** — бытие — ничто — становление. Ред. * ** — нечто. Ред. **** — Из ничего не происходит ничего? Ред.
ствительной вещи или мысли»... «нигде ни на небе, ни на земле нет ничего, что не содержало бы в себе того и другого, бытия и небытия». Возражения подсовывают bestimmtes Sein * (есть у меня 100 талеров или нет) 82 i. f. [71], — но не об этом речь...
„Необходи- мая связь всего мира"... „взаимо- определяю- щая связь всего"
| «Определенное, конечное бытие есть такое, которое относится к чему-либо другому; это есть содержание, которое находится в отношении необходимости к другому содержанию, ко всему миру. Принимая во внимание взаимоопреде- ляющую связь целого, метафизика вправе сделать утверждение — в сущ- ности тавтологическое, — что, если бы была разрушена одна пылинка, то разру- шилась бы вся Вселенная» (83) [72]. (86) [75]: «То, что есть первое в науке, должно было оказаться и исторически первым».
91 [80]: «Становление есть данность бытия так же, как и небытия».... «Переход есть то же, что становле- ние»... (92 i. f.) [81].
94 [83] «У Парменида, как и у Спинозы, не может быть перехода от бытия или абсолютной субстан- ции к отрицательному, конечному». У Гегеля же единство или нераздельность (стр. 9 0 [79] это выражение иногда лучше, чем единство) „бытия" и „ничто" дают переход, Werden.
Абсолютное нечное = части So etwa? **
| и относительное, ступени одного
| конечное и того
| и
же
| беско- мира.
| (92 [81]: Для «опосредствованного бытия мы сохраним выражение: существование».)
* — определенное бытие, Ред, ** — Не так ли? Ред.
L02 [90—91]: У Платона в „Пармениде" переход от бы- тия и одного — „auBere Reflexion" *. 104 [93]: Говорят, тьма есть отсутствие света. Но «в чи- стом свете столь же мало видно, как и в чистой тьме»... 107 [96] — Ссылка на бесконечно малые величины, кои берутся в процессе исчезновения их...
«Нет совершенно ничего, что не было бы средним состоянием между бытием и ничто». «Непонятность начала» — если ничто и бытие ис- ключают друг друга, но это не диалектика, a Sophis- terei **.
Софи- стика и диалек- тика
| «Ибо софистика есть рассуждение из необ- основанной предпосылки, принимаемой без критики и необдуманно; диалектикой же мы называем высшее разумное движение, в ко- тором такие кажущиеся совершенно раздель- ными определения переходят друг в друга через самих себя, через то, что они есть, и предпосылка снимается» (108) [96]. Werden. Его моменты: Entstehen und Vergehen *** (109) [97].
Das Aufheben des Werdens **** — dasDasein | кон-
кретное,
| определенное
| бытие
| (?)
| 110 198—99]: aufheben = ein Ende ma-
chen = erhalten
112[100]: Dasein ist bestimmtes Sein ****** (N В 114 [102] „ein Konkretes" *******), —качество, отдельное от Anderes, — verä nderlich und e n d l i с h ********.
|
* — «внешняя рефлексия». Ред.
** — софистика. Ред.
*** — возникновение и уничтожение. Ред.
**** — Снятие становления. Ред.
***** — снять = покончить = удержать (одновременно сохранить). Ред.
****** — наличное бытие есть определенное бытие. Ped.
****** — «нечто конкретное». Ред.
******** — другого, — изменчивое и конечное. Ред.
114 [103] «Определенность, изолированная так для себя, как сущая определенность, есть качество»... «Ка- чество, отличенное как сущее, есть реальность» (115) [103].
117 [106]... «Определенность есть отрицание»...
(Spinoza) Omnis dеterminatio est negatio *, «это по- ложение имеет бесконечную важность»...
Здесь изложение какое-то отрывочное и сугубо туман- ное.
| 120 [108]: «Нечто есть первое отрицание отрицания»...
abstrakte und
| abstruse Hege-
| lei — Энгельс 72.
| 125 [113—114] —... Две пары определений: 1) «Нечто и другое»; 2) «бытие для другого и в себе бытие».
127 [115] — Ding an sich** — «весьма простая абстракция». Кажется мудростью изречение, что мы не знаем, что такое вещи в себе. Вещь в себе есть абстракция от всякого определе- ния [Sein-fur-Anderes * * *] [от всякого от- ношения к другому], т. е. ничто. Следова- тельно, вещь в себе «не что иное, как ли- шенная истинности, пустая абстракция».
Это очень глубоко: вещь в се-
| бе и ее превращение в вещь для других (ср. Энгельс 73). Вещь в себе вообще есть пустая, безжиз- ненная абстракция. В жизни в
| движении все и вся бывает как
| „в себе", так и „для других" в
| отношении к другому, превра-
| щаясь из одного состояния в
| другое.
|
Sehr gut!! ****
| если мы спра-
| шиваем, что
| такое вещи
| в себе, so
| ist in die Frage gedankenloser Weise die Un-
| moglichkeit der
Beantwortung
gelegt... *****
(127) [116].
|
* — (Спиноза) Всякое определение есть отрицание. Ред. * * — Вещь в себе. Ред. *** — бытие для другого. Ред. **** — Очень хорошо!! Ред. ***** — то в вопрос необдуманным образом вложена невозможность ответить на него... Ред.
Кантиан- ство = мета- физика
129 [117] — en passant: диалектическое философствование, коего не знает «метафизическое философствование, к которому принадлежит также и критическое».
Диалектика
| есть учение о том,
| как могут
| быть и как бывают
| (как становятся) т о ж д е -
| с т в е н н
| ы м и п р
| отивоположно
| c m и, —
| при каких
| условиях
| они бывают тождественны, пре-
| вращаясь
| друг в
| друга, — почему ум
| человека
| не должен
| брать эти
| противоположности за
| мертвые,
| застывшие
| а за живые, условные, подвижные, пре-
| вращающиеся одна
| в другую. En lisant
| Hegel... *
| 134 [122—123]: «Граница (есть) простое отрицание или первое отрицание» (des Etwas. Всякое нечто имеет свою границу) «другое же есть вместе с тем отрицание отрицания»... 137 [125]: „Etwas mit seiner immanenten Grenze gesetzt als der Widerspruch seiner selbst, durch den es fiber sich hinausgewiesen und getrieben wird, ist das Endliche".
(Нечто, взятое с точки зрения его имма- нентной границы, — с точки зрения его про- тиворечия с самим собой, каковое противоре- чие толкает его [это нечто] и выводит его дальше своих пределов, есть конечное).
Когда о вещах говорят, что они — конечны, то этим признают, что их небытие есть их натура („небытие есть их бытие").
«Они» (вещи) «суть, но истина этого бытия есть их конец.
Остроумно
| и умно! Понятия
| , обыч-
| но кажущиеся мертвыми,
| Гегель ана-
| лизирует и
| показывает,
| что
| в них
| есть движение. Конечный?
| значит,
|
* — Читая Гегеля... Ред,
двигающийся к концу! Нечто? — значит, не то, что другое. Бытие вообще? — значит, такая неопределенность, что бытие = небытию. Всесторонняя, уни- версальная гибкость понятий, гибкость, доходящая до тождества противополож- ностей, — вот в чем суть. Эта гибкость, примененная субъективно, = эклектике и софистике. Гибкость, примененная объективно, т. е. отражающая всесто- ронность материального процесса и единство его, есть диалектика, есть правильное отражение вечного разви- тия мира.
N В
мысли о
диалектике
en lisant
Hegel
139 [127] — Бесконечное и конечное, говорят, проти- воположны? (см. стр. 148 [136—137]) (ср. стр. 151 [139]).
141 [129] — Sollen und Schranke — моменты des Endli- chen *.
143 [132] — «В долженствовании начинается выход за пределы конечности, бесконечность».
143 [132] — Говорят, разум имеет свои границы. «В этом утверждении отсутствует сознание того, что определение чего-либо как предела уже означает выход за этот предел».
144 [132—133]: Камень не мыслит, и потому его огра- ниченность (Beschranktheit) не есть граница (Schranke) для него. Но и камень имеет свои гра- ницы, например, окисляемость, если он «есть спо- собное к окислению основание».
144—145 [133]: — Все (человеческое) выходит за гра- ницы (Trieb, Schmerz etc. ***), а разум, изволите видеть, «не может выходить за предел»!
* — Долженствование и предел — моменты конечного. Ред. ** В рукописи над последней буквой слова «эволюция» стоит буква «и». Ред.
*** — влечение, боль и т. д. Ред,
„Но, конечно, не всякий выход за пределы есть истинное освобождение от них"!
Магнит, если б имел сознание, считал бы сво- бодным свой уклон на север (Лейбниц). — Нет, тогда он знал бы все направления пространства, и одно только направление считал бы границей своей свободы, ограничением ее.
Диалектика
| самих вещей,
| самой приро-
| ды,
| самого
| хода
| событий
| Применить к
атомам versus
электроны.
Вообще бесконеч- ность материи вглубь... 74
|
| 148 [137]... «Природа самого конечного состоит в том, чтобы выходить за свои пределы, отрицать свое отрица- ние и становиться бесконечным»... Не внешняя (fremde) сила (Gewalt) (149) [137] превращает конечное в бесконечное, а его (конечного) природа (seine Natur). 151 [139]: „Schlechte Unendlichkeit" * —бесконечность, качественно противоположная конечности, не свя- занная с ней, отгороженная от нее, как будто ко- нечное было diesseits, а бесконечное jenseits**, как будто бесконечное стоит над конечным, вне его... 153 [142]: На деле же sind sie (конечное и бесконечное) untrennbar***. Они— едино суть (155) [143—144]. 158—159 [147]:... «Единство конечного и бесконечного не есть их внешнее сопоставление, или же несоответ- ственное, противоположное их оп- ределению соединение, в котором были бы связаны раздельные и противоположные, самостоятель- ные одно относительно другого и, стало быть, несовместимые сущие, но каждое есть в себе самом это единство, и каждое есть лишь сня- тие себя самого, причем ни одно не имеет перед другим преимуще- ства в себе бытия и утвердительного
* — «Дурная бесконечность». Ред. ** — по ею сторону, а бесконечное по ту сторону. Ред, *** — они суть... нераздельны. Ред.
Связь (всех частей) бес- конечного прогресса
| наличного бытия. Как было пока- зано ранее, конечность есть лишь выход за себя; поэтому в ней со- держится бесконечность, другое ее самой»... ... «Но бесконечный прогресс выра- жает нечто большее» (чем простое сравнение конечного с бесконечным), «в нем положена и связь (курсив Гегеля) также и различаемых»... (160) [148].
167 [155] «Природа спекулятивного мышления... состоит единственно в схватывании противоположных мо- ментов в их единстве».
Вопрос, как приходит бесконечное к конечному, считают иногда сущностью философии. Но этот вопрос сводится к выяснению их связи...
168 [156]... «И относительно других предметов также требуется известное развитие для того, чтобы уметь задавать вопросы, тем более относительно философских предметов, так как иначе может получиться ответ, что вопрос никуда не годится».
173—174 [161—162]: Fursichsein — для себя бытие = беско- нечное бытие, законченное качественное бытие.
I Отношение к другому исчезло; осталось отноше- ние в себе. | Качество доходит до крайности (auf die Spitze) и становится количеством. Идеализм Канта и Фихте... (181) [169] «застревают
в дуализме» ((неясно)) «наличного бытия и для себя
бытия»...
т. е. что нет нает следующее к субъекту?
| перехода вещи в себе (ее предложение) к явлению? с
| поми-)бъекта
|
Почему Fiirsichsein есть Eins*, Здесь Гегель сугубо темен, по-моему.
| мне
| неясно.
|
NB:
Selbstbewe- gung ****
Единое — старинный принцип *
(и пустота). Пустота считается Quell der Bewegung ** (185) [173] не только в том смысле, что место не занято, но ent- halt *** и «более глубокую мысль, что в отрицательном вообще заключается основание становления, беспокойства са- модвижения» (186) [173].
183 [170]: «Идеальность для себя бытия как тоталь- ность превращается таким образом, во-первых, в реальность и притом в наиабстрактнейшую, наи- прочнейшую, как одно».
Мысль о превращении идеального в реальное глу- бока: очень важна для истории. Но и в личной жизни человека видно, что тут много правды. Против вуль- гарного материализма. NB. Различие идеального от материального тоже не безусловно, не uberschwen- glich75.
| 189 [177] — Примечание. Монады Лейбница. Принцип Eins и его неполнота у Лейбница 76.
Видимо, категорий дает еще
| Гегель берет свое саморазвитие понятий, в связи со всей историей философии. Это новую сторону всей Логики.
| 193 [181]... «Существует древнее изречение, что одно есть многое и, в особенности: что многое есть одно»...
195 [183]... «Различие между одним и многими опре- делилось в различие их соотношения друг с дру- гом, которое разложено на два соотношения, на отталкивание и притяжение»...
* — атом (неделимое). Ред. * * — источником движения. Ред. *" * — содержит. Ред. **** — самодвижение. Ред.
Вообще все это Fursichsein, должно быть, отчасти
| понадобилось Гегелю для выведения того, как
| „ка-
| чество превращается в количество"
| (199) [187] -
| - ка-
| чество ость определенность, определенность
| для
| себя, Gesetzte *, есть единица —
| - сие производит
| впечатление большой натянутости
| и пустоты.
|
| Отметить, стр. 203 [190], не лишенное иронии замеча- ние против того «рефлектирующего об опыте образа действия познания, который сначала воспринимает в явлении те или другие определения, затем кладет их в основание и принимает для так называемого объяснения их соответствующие основные материи или силы, должен- ствующие производить эти определения явления»...
ВТОРОЙ ОТДЕЛ!
ВЕЛИЧИНА (КОЛИЧЕСТВО)
У Канта 4 „антиномии" 77. На деле каждое понятие, каждая категория так же антиномична (217) [205].
Роль скеп- тицизма в
истории философии
| 229 [217]: «Die Diskretion
| перевод? раздельность ****,
| сомкнутость (?), преемственность (?) *****, непре-
| есть момент к о л и ч е с т в а»...
| «Древний скептицизм не уклонялся от труда указывать это противоречие или антиномию во всех понятиях, которые он находил в науках». Разбирая Канта весьма придирчиво (и остроумно), Гегель получает вывод, что Кант просто повторяет в выводах сказанное в посылках, именно повторяет то, что есть категория Kontinuitat* и категория Diskretion**. Отсюда же вытекает лишь, «что ни одно из этих определений, взятое отдельно, не истинно, а истинно лишь их единство. Таково истинно диалек-тическое рассмотрение их, так же как их истинный результат» (226) [214].
|