Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Учение о бытии 2 страница

* — непрерывность. Ред. ** — дискретность. Ред. *** — Истинная диалектика. Ред. **** Слово «раздельность» в рукописи зачеркнуто. Ред. *** ** Слова «сомкнутость, преемственность» в рукописи зачеркнуты, Ред,
232 [219]: «Количество, прежде всего количественность с некоторой определенностью или границей во- обще — есть в своей совершенной определенности
число»...
| Численность?
| | Перечисление?
| ставляют моменты числа». 248 [235—236] — По вопросу о роли и значении числа
(много о Pythagoras etc. etc.), между прочим,
меткое замечание: «Чем богаче определенностью, а тем самым и отно- шениями, становятся мысли, тем, с одной стороны, более запутанным, а с другой, более произвольным и лишен- ным смысла становится их изображение в таких формах, как числа» (248—249) [236]. ((Оценка мыслей: богатство определениями и следовательно отношениями.)) По поводу антиномий Канта (мир без начала etc.), Гегель опять доказывает des Langeren *, что в посылках принимается за доказанное то, что надо доказать (267— 278) [255-267].
| Далее, переход количества в качество в абстракт- но-теоретическом изложении до того темен, что ничего не поймешь. Вернуться!!
| 283 [271]: Бесконечное в математике. До сих пор оправдание состоит только в правиль- ности результатов («доказанной из других ос- нований»),... а не в ясности предмета [confer
Engels 78] 285 [273]: При исчислении бесконечных известная неточность (заведомая) игнорируется, а результат все же получается не приблизительный, а вполне точный! Все же искать тут Rechtfertigung ** —«не столь излишне», «как излишним представляется требовать доказательства права пользоваться собственным носом»79.

* — пространно. Ред. ** — оправдания, Ред,
| Ответ
| Гегеля сложный, abstrus *
| etc.
| etc.
| Речь
| | идет о высшей о дифференциальном
| математике; ср и интегральном
| . Энгельс исчислении80.
| | | | | | | |
| Интересно мимоходом
| сделанное замечание
| Ге-
| | геля -
| - «трансцендентально, т. е. в сущности субъек-
| | тивно
| и психологически».
| . «трансцендентальным
| об-
| | разом
| а именно в субъекте» (288) [276].
|
|
| Стр. 282-
| -327 [270-314] u. ff. — 379 [363].
|
| | Подроб
| нейшее рассмотрение дифференциального
| | и интегрального исчисления, с цитатами —
| Newton,
| | Lagrange,
| Carnot, Euler, Leibniz etc. etc., -
| — пока-
| | зывающими, как интересно было Гегелю это
| „исчез-
| | новение"
| бесконечно малых, это „среднее
| между
| | бытием и
| небытием". Без изучения высшей
| матема-
| | тики все сие непонятно. Характерно заглавие
| Carnot:
| | „Reflexions sur la Metaphysique du calcul infinitesi-
| | mal"!!! **
|
|
| Развитие понятия Verhaltnis *** (379—394) [363—379] сугубо темно. Отметить лишь, стр. 394 [378—379], за- мечания о символах, что против них вообще ничего иметь нельзя. Но „против всякой символики" надо ска- зать, что она иногда является „удобным средством обойтись без того, чтобы охватить, указать, оправдать определения понятий" (Begriffsbestimmungen). А именно в этом дело философии.
«Обычные определения силы, или субстан- циальности, причины и действия и т. п. суть также лишь символы для выражения, например, жиз- ненных или духовных отношений, т. е. неистин- ные определения для последних» (394) [379].


* — темный. Ред. ** — Карно: «Размышления о метафизике исчисления бесконечно малых»!!! Ред.
*** — отношение, Ред.
третий отдел: МЕРА
«В мере соединены абстрактно выраженные каче- ство и количество. Бытие как таковое есть непосред- ственное равенство определенности с самой собой. Эта непосредственность определенности сняла себя. Ко- личество есть бытие, возвратившееся в себя так, что оно есть простое равенство с собой, как безразличие от- носительно определенности» (395) [380]. Третий член — мера.
Кант ввел категорию модальности (возможность, действительность, необходимость), и Гегель замечает, что у Канта:
«Эта категория имеет то значение, что она есть отношение предмета к мышлению. С точки зрения этого идеализма мышление вообще есть нечто по существу внешнее относительно вещи в себе... объективность, свойственная прочим категориям, несвойственна кате- гориям модальности» (396) [380].
En passant (397) [381-382]:
Индийская философия, в которой Брама пере- ходит в Сиву (изменение = исчезновение, возникнове- ние)...
Народы боготворят меру (399) [383].
? Мера переходит в сущность (Wesen).
(По вопросу о мере небезынтересно отметить ми- моходом сделанное Гегелем замечание, что «в развитом гражданском обществе количества индивидов, занятых
в различных промыслах, находятся в известном от- ношении друг с другом») (402) [386].
По вопросу о категории постепенности (Allmahlig- keit) Гегель замечает:
«К этой категории охотно прибегают, чтобы пред- ставить или объяснить исчезание какого-либо качества или нечто, ибо, таким образом, исчезание кажется совершающимся почти перед глазами, так как опре- деленное количество берется как внешняя, по своей природе изменчивая граница, а вместе с тем само собой понятно изменение как изменение только количества. Но в действительности этим ничего не объясняется; изменение есть вместе с тем по существу переход одного качества в другое, или, более абстрактно, от наличного бытия к несуществованию; в этом заключается иное определение, чем в постепенности, которая есть лишь уменьшение или увеличение и одностороннее обращение внимания на величину.
| Но что изменение, выступающее как чисто коли- чественное, переходит также в качественное, — на эту их связь обратили внимание уже древ- ние и представили на популярных примерах те коллизии, которые проистекают из незнания этого»... (405—406) [389—390] („лысый": один волос вырвать; „куча" — одно зерно отнять...) «что» (при этом) «опровергается, есть das einseitige Festhalten an der abstrakten Quantumsbestimmt- heit» („одностороннее обращение внимания на абстрактные определения количества", т. е. без учета всесторонних изменений и конкретных качеств etc.).
... «Эти обороты суть поэтому не пустая или пе- дантическая шутка, но сами по себе они пра- вильны и есть порождения сознания, проявляю- щего интерес к явлениям, возникающим в мыш- лении. Количество, поскольку оно принимается за безраз- личную границу, есть та сторона, с которой нечто су- ществующее подвергается неожиданному нападению и гибели. В том и состоит хитрость понятия, что она
схватывает нечто существующее с той стороны, с кото- рой, как кажется, его качество не затрагивается, и притом в такой мере, что увеличение государства, иму- щества и т. д., влекущее за собой несчастье государства, собственника, вначале кажется даже его счастьем» (407) [391].
«Велика заслуга познать эмпирические числа природы, например, взаимные рас- стояния планет; но еще неизмеримо большая заслуга заставить исчезнуть эмпирические определенные количества и возвести их во всеобщую форму количественных определений так, чтобы они стали моментами закона или меры»; заслуга Галилея и Кеплера... «Они доказали найденные ими законы, показав, что им соответствует весь объем частностей восприятия» (416) [400—401]. Надо требовать, однако, еще hoheres Beweisen ** этих зако- нов, чтобы их количественные определения были познаны из Qualitaten oder bestimm- ten Begriffen, die bezogen sind (wie Raum und Zeit) ***.
Развитие понятий des MaВes как spezifische Quan- titat и как reales MaB **** (в том числе Wahlverwandt- schaften *****—например, химические элементы, му- зыкальные тона) очень темно.
| Большое примечание о химии, с полемикой против Berzelius и его теории электрохимии (433—445) [417-429].
|
„Узловая линия отношений меры" (Knotenlinie von MaBverhaltnissen) — переходы количества в качество... Постепенность и скачки.

* — закон или мера. Ред. ** — высшего доказательства. Ред. *** — качеств или определенных соотнесенных понятий (как о вы пространство и время). Ред.
**** — меры как специфического количества и как реальной меры, Ред. ***** — избирательные сродства. Ред,
| И паки, стр. 448 [432], что постепен- ность ничего не объясняет без скачков.
| NB
NB
В примечании у Гегеля, как и всегда, фактическое, примеры, конкретное (Фейербах поэтому смеется од- нажды, что Гегель природу сослал в примечания, Фейербах, Сочинения, И, стр.?)81.
Стр. 448—452 [432—436], примечание, оза-
главленное в оглавлении (не в тексте!! пе-
дантство!!): «Примеры таких узловых линий; о том, что в природе якобы нет скачков». Примеры: химия; музыкальные тона; вода (пар, лед) — стр. 449 [433—434] — роды и смерть.
Перерывы
Abbrechen der Allmä hligkeit, стр. (450) [434].
Скачки!
Скачки!
«Говорят, в природе не бывает скачков; и обычное представление, если оно желает понять происхождение или уничтожение, полагает, как было упомянуто, что поймет их, представляя их как постепенное воз- никновение или исчезание. Но было уже по- казано, что вообще изменения бытия суть не только переход одной величины в другую, но переход качественного в количественное и, наоборот, становление другим, которое пред- ставляет собой перерыв постепенности и ка- чественно иное, в противоположность пред- шествовавшему существованию. Вода через охлаждение не становится постепенно твер- дой так, чтобы она делалась сначала студе- нистой и постепенно затвердевала до кон- систенции льда, но становится сразу твердой; достигнув уже температуры замерзания, она, если остается в покое, может еще сохранять жидкое состояние, но малейшее сотрясение приводит ее в состояние твер- дости.
З
Предположение о постепенности возникновения ос- новывается на том представлении, будто возникающее существует уже чувственно или вообще в действитель- ности и не может еще быть воспринимаемо лишь вслед- ствие своей малой величины; равно как в основании предположения о постепенности исчезания лежит пред- ставление о том, что небытие или то другое, которое занимает место исчезающего, также существует, но еще незаметно; — и притом то и другое существует не в том смысле, что в данном другом это другое содер- жится в себе, но в том, что оно имеет место как сущест- вование, но только незаметное. Тем самым возникнове- ние и уничтожение вообще снимаются, или иначе, сущее в себе, внутреннее, в котором нечто есть до своего существования, превращается в малую величину внеш- него существования, а существенное различие или различие понятия во внешнее различие, — простое различие по величине. — Делать понятным возник- новение или уничтожение предположением о постепен- ности изменения значит впадать в скуку, свойст- венную тавтологии; при этом предполагается, что возникающее или уничтожающееся наперед имеет- ся уже в готовом виде, и изменение превращается в простую перемену внешнего различия, благодаря чему в действительности и получается тавтология. Трудность для такого, стремящегося к пониманию рассудка, заключается в качественном переходе ка- кого-нибудь нечто в свое другое вообще и в свою противоположность; чтобы избегнуть этой трудности, рассудок представляет себе тождество и изменение как безразличные внешние изменения количествен- ности.
В моральной области, поскольку моральное рас- сматривается в сфере бытия, имеет место тот же переход количественного в качественное; различные качества являются основанными на различии ве-. личины. Достаточно какого-то «больше» и «меньше» и мера легкомыслия оказывается превзойденной, и получается нечто совсем иное, преступление, при- чем право переходит в несправедливость, добродетель
в порок. — Точно так же и государства при прочих равных условиях получают разный качественный ха- рактер, вследствие различия своей величины»... (450— 452) [434-436].
Дальше.
Переход бытия к сущности (Wesen) изложен сугубо темно.
Конец I тома.


ТОМ IV. (БЕРЛИН, 1834)
I ЧАСТЬ. ОБЪЕКТИВНАЯ ЛОГИКА.
II РАЗДЕЛ. УЧЕНИЕ О СУЩНОСТИ
ПЕРВЫЙ ОТДЕЛ:
СУЩНОСТЬ КАК РЕФЛЕКСИЯ В СЕБЕ САМОЙ
«Истина бытия есть сущность» (3) * [455] **. Такова 1-ая фраза, звучащая идеалистически насквозь, мистикой. Но сейчас же за этим начинается, так сказать, свежий ветерок: «Бытие есть непосред- ственное. Так как знание хочет познать истину * * * того, что такое бытие в себе
и для себя, то оно не останавливается» (не останавливается NB) «на непосредственном и его определениях, но проникает (N В) через (N В) него в предположении, что за (курсив Гегеля) этим бытием есть еще нечто иное, чем самое бытие, что этот задний план составляет истину бытия. Это позна- ние есть опосредствованное знание, так как оно не находится непосредственно при сущности и в сущности, но начинает с чего-то другого, с бытия, и должно проделать предварительный путь, путь выхождения за бытие или, правильнее, вхождения в него»...

* Hegel. Werke, Bd. IV, Berlin, 1834. Ред. ** Гегель. Сочинения, т. V, М., 1937. Ред.
*** Кстати. Гегель неоднократно подсмеивался [ср. вышецитированные места о постепенности] над словом (и понятием) erklaren, объяснение, должно быть противополагая метафизическому решению раз навсегда („объяснили"!!) вечный процесс познания глубже и глубже. Ср. том III, стр. 463 [447]: «может быть познан или, как говорится, объяснен».
Это Bewegung*, путь знания, кажется „деятельно- стью познания" (Tä tigkeit des Erkennens) «внешней относительно бытия».
| «Но этот ход есть движение самого бытия».
| Объектив- ное значе- ние
«Сущность... есть то, что она есть... через свое соб- ственное бесконечное движение бытия» (4) [456].
«Абсолютная сущность... не имеет наличного бытия. Но она должна перейти в наличное бытие» (5) [457].
Сущность стоит посредине между бытием и понятием, как переход к понятию (= абсолют).
Подразделения сущности: кажимость (Schein), явле- ние (Erscheinung), действительность (Wirklichkeit).
Das Wesentliche und das Unwesentliche * * (8) [460]. Der Schein (9) [461].
В несущественном, в кажимости есть момент небы- тия (10) [462].
| т. е.
| несущественное
| , кажущееся, поверхност-
| | ное чаще исчезает, не так „плотно" держится,
| | не так
| „крепко сидит",
| как „сущность". Etwa ***:
| | движение реки — пена
| сверху и глубокие течения
| | внизу.
| Но и пена
| есть выражение сущности!
| Кажимость и скептицизм respective **** кан- тианство:
«Таким образом, кажимость есть феномен скеп- тицизма или также явление идеализма, такая непосредственность, которая не есть нечто или некая вещь, вообще не есть такое безразличное бытие, которое существовало бы вне своей опре- деленности или отношения к субъекту. Скептицизм

" — движение. Ред. ** — Существенное и несущественное. Ред. *** — Примерно. Ред. **** — соответственно. Ред.
не позволял себе говорить — это есть; новейший идеализм не позволял себе смотреть на п о знание как на знание о вещи в себе; эта кажимость вообще не должна была бы иметь основы какого-либо бытия, вещь в себе не должна была бы входить в эти знания. Но вместе с тем скептицизм допускал многообразные определения своей кажимости, или, скорее, его кажимость имела содержанием все многообразное богатство мира. Равным образом явление идеализма охватывает собой весь объем этих многообразных определенностей».

NB
| Вы включаете в Schein отрицаете объективность
| * все богатство Schein'a!!
| мира
| и
| вы
| | непосред- ственность кажимости
| «Эта кажимость и это явление опреде- ляются непосредственно столь многооб- разно. Пусть, стало быть, не лежит в осно- вании этого содержания никакого бытия, никакой вещи или вещи в себе, оно остается само по себе таким, каково оно есть; оно лишь перемещено из бытия в кажи- мость, так что кажимость имеет внутри себя самой эти многообразные опреде- ленности, которые суть непосредственные, сущие, взаимно другие. Поэтому кажи- мость сама есть нечто непосредственно определенное. Она может иметь то или иное содержание, но каково последнее, это не положено ею самой, а присуще ей непосредственно. Лейбницевский или кантовский или фихтевский идеализм, как и другие его формы, так же мало, как скептицизм, выходят за пределы бытия как определенности, как этой непосред- ственности. Для скептицизма содержание
| „непосредственно данное"!!
| не пошли глубже!

* — кажимость, видимость. Рев,
| ему дано; каково бы оно ни было, оно для него непосредственное. Лейбницева монада развивает из себя самой свои представления; но она не есть их поро- ждающая и связующая сила, а они всплы- вают в ней, как пузыри; они безразличны, непосредственны одно относительно дру- гого, а следовательно, и относительно самой монады. Равным образом и кантов- ское явление есть данное содержание восприятия, предполагающее воздействия, определения субъекта, которые одно отно- сительно другого и относительно этого последнего непосредственны. Бесконечный толчок фихтевского идеализма, правда, не имеет в своей основе никакой вещи в себе, так что он становится исключи- тельно некоторой определенностью в Я. Но эта определенность по отношению к Я, делающему ее своей и снимающему ее внешний характер, есть вместе с тем непосредственная определенность, есть его предел, за который она, правда, может выйти, но который имеет в себе сторону безразличия, согласно которой он, хотя присущ Я, содержит в себе непосред- ственное небытие последнего» (10—11) [462-463].
| ... «Определения, отличающие ее» (den Schein) «от сущности, суть определения самой сущности»...
| кажимость = отрицатель- ной природе сущности
| ... «Непосредственность небытия есть то, что образует собой кажимость... Бытие есть небытие в сущности. Его ничтожность в себе есть отрицательная природа самой сущности»... ... «Оба эти момента, ничтожность, но как устойчивость, и бытие, но как момент, иначе, сущая в себе отрицательность и рефлектированная непосредственность, составляющие моменты кажимости, суть тем самым моменты самой сущности»...
«Кажимость есть сама сущность в определенности бытия»... (12-13) [464].
| Кажимость
| есть
| (1) – (2)
| ничто tigkeit), бытие
| несуществующее (Nich- которое существует как момент
| «Таким образом, кажимость есть сама сущность, но сущность в некоторой определенности, притом так, что последняя есть лишь момент сущности, а сущность есть явление себя внутри себя самой» (14) [466].
| [Кажимость]
| * Кажущееся есть
| сущность
| в одном
| | ее определении, в одной из ее ее моментов. Сущность кажется
| сторон, тем-то.
| в одном из Кажимость
| | есть явление себе.
| (Scheinen)
| сущности самой
| в самой
| | | | | | | | ... «Сущность... содержит кажимость в себе самой как бесконечное движение внутри себя»...
... «Сущность в этом своем самодвижении есть реф- лексия. Кажимость есть то же, что рефлексия» (14) [466].
| Кажимость (кажущееся) есть сущности в себе (ней) самой.
| отражение
| ... «Становление в сущности, ее рефлектирующее дви- жение, есть поэтому движение от ничто к ничто и тем самым назад к себе самой»... (15) [467].
| Это остроумно и глубоко. Бывают в природе и жизни движения „к ничему". Только „от ничего", пожалуй, не бывает. От чего-нибудь всегда.
|
«Рефлексия понимается обыкновенно в субъективном смысле, как движение силы суждения, выходящей

В рукописи слово «кажимость» зачеркнуто. Ред,
за данное непосредственное представление и ищущей для него или сравнивающей с ним всеобщие опреде- ления» (21) [473]. (Цитирует Канта — „Критику силы суждения" 82)... «Но здесь идет речь не о рефлексии сознания и не о более определенной рефлексии рассудка, имеющей своими определениями особенное и всеобщее, а о рефлексии вообще»...
| Итак, и здесь Гегель
| обвиняет Канта в субъекти-
| | визме. Это N В. Гегель
| за „объективную значимость"
| | (sit venia verbo *) кажимости, „непосредственно
| | данного" [ термин „д а
| нное" обычен у Гегеля
| | вообще, и здесь см. стр.
| 21 i. f. [473]; стр. 22 [474]].
| | Философы более мелкие
| спорят о том, сущность или
| | непосредственно данное
| взять за основу (Кант, Юм,
| | все махисты). Гегель вместо или ставит и, объяс-
| | няя конкретное содержание этого „и".
| «Die Reflexion есть явление сущности внутри себя самой» (27) [478] (пер евод? рефлективность? рефлектив- ное определение? рефлексия не подходит).
|