Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А все-такисоздал это я», Ред, ** — буря и натиск. Ред. 6 страница







 




Sinnlich, physisch **

замеча- тельное прирав- нение!

NB


«У человека нет никакого представле-
ния, никакого понятия о какой-то дру-
гой действительности, другом существо-
вании, кроме чувственного, физическо-
го»... (334) [779].

«Если не стыдятся допускать проис-
хождение чувственного, материального
мира из мышления или воли какого-то
духа, если не стыдятся утверждать, что
вещи не потому мыслятся, что они
существуют, но потому существуют, что
мыслятся, то пусть не стыдятся также
допускать их происхождение из слова,
пусть не стыдятся утверждать, что
не слова существуют потому, что су-
ществуют вещи, но что вещи существуют
только благодаря словам» (341—342)
[785-786].


* — лишенный тела дух. Ред.
** — чувственный, физический. Ред.



Бог без бессмертия души человека есть только по
имени бог:

... «Таким богом является... бог некоторых рацио-
налистических естествоиспытателей, который есть не что
иное, как олицетворенная природа или естественная
необходимость, универсум, вселенная, с чем, конечно,
не согласуется представление о бессмертии» |349| [791].

Последняя (30-я) лекция, стр. (358—370) [799-810],
может быть приведена почти целиком как типичнейший
образчик просветительского атеизма, с социалистиче-
ским душком (о массе нуждающихся etc., стр. 365 в се-
редине [805]) и т. д. Заключительные слова: моя цель
вас, слушателей, сделать

курсив Фейербаха

«из друзей бога — друзьями чело-
века, из верующих — мыслящими, из
молельщиков — работниками, из кан-
дидатов потустороннего мира — иссле-
дователями посюстороннего мира, из
христиан, которые, согласно их соб-
ственному признанию и сознанию, яв-
ляются «полуживотными, полуангела-
ми»
людьми, цельными людьми» (370
конец [810]).

Дальше следуют Zusatze und Anmer-
kungen*
(371—463) [811-894].

Зачаток историче- ского мате- риализма!

Здесь много подробностей, цитат, со-
держащих повторения. Все это я об-
хожу. Отмечу лишь самое главное из
представляющего какой-нибудь интерес:
основа морали эгоизм (392) [829]. («Лю-
бовь к жизни, интерес, эгоизм»)...
«имеется не только одиночный или инди-
видуальный эгоизм, но также и эгоизм
социальный, эгоизм семейный, корпо-
ративный, общинный, патриотический»
(393) [830].

* — приложения и примечания. Ред.



... «Добро есть не что иное, как то, что отвечает
эгоизму всех людей»... (397) [834].

NB NB Зачаток ис- торического материализ- ма, ср. Чер- нышевский 45
NB „Социализм" Фейербаха

«Достаточно, в самом деле, для этого
бросить взгляд» на историю! Где начи-
нается в истории новая эпоха? Всюду
лишь там, где против исключительного
эгоизма нации или касты угнетенная
масса или большинство выдвигает свой
вполне законный эгоизм, где классы
людей (sic!) или целые нации, одержав
победу над высокомерным чванством
господствующего меньшинства, выхо-
дят из жалкого и угнетенного состояния
пролетариата на свет исторической и
славной деятельности. Так и эгоизм
ныне угнетенного большинства челове-
чества должен осуществить и осуществит
свое право и начнет новую эпоху исто-
рии. Упразднению подлежит не ари-
стократия образования, духа — нет! Но
недопустимо, чтобы немногие были бла-
городными, все же остальные — чернью;
напротив, все должны — по крайней
мере должны — быть образованными;
не собственность вообще должна быть
уничтожена — нет! но недопустимо,
чтобы немногие имели собственность,
все же остальные не имели ничего;
собственность должна быть у всех»
(398) [835].



Лекции эти читаны с 1. XII. 48 по 2. III. 49 (Предисловие, стр. V [490]), а предисловие к книге дати- ровано 1. I. 51. Как сильно уже в э т о время (1848—1851) о т- с т а л Фейербах от Маркса („Коммунистический Манифест" 1847, „Neue Rheinische Zeitung" etc.), и Энгельса (1845: „Lage" 46).

 



Примеры из классиков употребления слов боги и
природа безразлично (398—399) [835—836].

Стр. 402—411 [838-847] —превосходное,
философское
(и в то же время простое и ясное)
объяснение сути религии.

NB
NB

«Тайна религии есть, в конце концов, лишь
тайна сочетания в одном и том же существе
сознания с бессознательным, воли с непроиз-
вольным» (402) [839]. Я и Не-я неразрывно свя-
заны в человеке. «Человек не понимает и не вы-
носит своей собственной глубины и раскалывает
поэтому свое существо на «Я» без «Не-я», которое
он называет богом, и «Не-я» без «Я», которое он
называет природой» (406) [842].

Стр. 408 [844] — превосходная цитата из Сенеки (про-
тив атеистов), что они-де природу делают богом. Мо-
'лись! — работай! (стр. 411 [846]) 47.

NB

Природа есть бог в религии, но при-
рода как Gedankenwesen *. «Тайна ре-
лигии есть «тож
д ественность субъек-
т
и вного и объективн о го», т. е. единство
человеческого и природного существа,
но при этом отличающегося от действи-
тельного существа природы и человече-
ства» (411) [847].

Sehr gut! **

«Бездонно человеческое невежество, и
безгранична человеческая сила вообра-
жения; сила природы, лишенная, вслед-
ствие невежества, своего основания,
а благодаря фантазии — своих границ,
есть божественное всемогущество» (414)
[849].

Sehr gut!

... «Объективная сущность как субъек-
тивная, сущность природы как отлич-
ная от природы, как человеческая сущ-
ность, сущность человека как отлич-
ная от человека, как нечеловеческая

* — мысленная сущность. Ред.
** — Очень хорошо! Ред,



замечатель-
ное место!


 


Спекуляция у Фейербаха = идеа- листическая философия NB.

сущность, — вот что такое божественное
существо, вот что такое сущность рели-
гии, вот что такое тайна мистики и
спекуляции»... (415) [850].


 




Замечатель- но (против Гегеля и идеализма)

NB

глубоко

верно!

NB

прелестно
сказано!


«Человек отделяет в мышлении при-
лагательное от существительного, свой-
ство от сущности... И метафизический
бог есть не что иное, как краткий пере-
чень или совокупность наиболее общих
свойств, извлеченных из природы, кото-
рую, однако, человек посредством силы
воображения, именно таким отделением
от чувственной сущности, от материи
природы, снова превращает в самостоя-
тельного субъекта или существо» (417)
[852].

Ту же роль играет Логика (418
[852—853] — явно в виду имеется Ге-
гель) — превращающая das Sein, das
Wesen * в особую реальность — «как
неразумно желать превратить метафи-
зическое существование в физическое,
субъективное существование — в объ-
ективное, логическое или абстрактное
существование — опять в существова-
ние нелогическое, действительное!» (418)
[853].

... ««Итак, имеется вечный разрыв и
противоречие между бытием и мышле-
нием?» Да, лишь в голове; но в действи-
тельности это противоречие давно уже
разрешено, только, правда, способом,
соответствующим действительности, а не
твоим школьным понятиям, а именно —
разрешено посредством не менее, чем
пяти чувств» (418).


• — бытие, сущность. Ред.






отдельное и общее = при- рода и бог

428 [862]: Tout се qui n'est pas Dieu,
n'est rien, т. e. tout ce qui n'est pas
Moi, n'est rien *.

431—435 [865—869]: Хорошая цитата из
Гассенди 48. Очень хорошее место:
особенно 433 [867] бог = собрание
слов прилагательных (без материи)
о конкретном и абстрактном.

435 [868—869] — «Голова есть палата

... «Остроумная манера писать состоит, между прочим, в том, что она предпо- лагает ум также и в читателе, что она высказывает не все, что она предоста- вляет читателю самому сказать себе об отношениях, условиях и ограничениях, при которых данное положение только и имеет значение и может быть мыслимо» (447) [880].

представителей вселенной» — и
когда голова у нас набита абстрак-
циями, Gattungsbegriffen ***, то мы
естественно выводим (ableiten) «от-
дельное из общего, т. е.... природу
из бога».
436—437 [870]: (Примечание № 16).
Я не против конституционной мо-
нархии, но только демократиче-
ская республика
«для разума непо-
средственно
является государст-
венной формой, соответствующей
человеческой сущности».


bien dit! **

NB

NB

ха-ха!!

метко!


Интересен ответ критику (Фейербаха) профессору
von S с h a d e п'у (448—449) [880-881] и S с h а l-
ler'y
(449—450—463) [882-883-894]. *

* — Все то, что не бог, есть ничто, т. е. все то, что не есть Я, есть
ничто. Ред.

** — хорошо сказано! Ред.
*** — родовыми понятиями. Ред,





NB „бытие и при- рода", „мыш- ление и чело- век"


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал