Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
А все-такисоздал это я», Ред, ** — буря и натиск. Ред. 1 страница
VII
ПРЕДИСЛОВИЕ
Двадцать девятый том Полного собрания сочинений В. И. Ленина состоит из конспектов, фрагментов, за- меток о различных книгах и статьях по философии, а также замечаний и пометок Ленина на полях и в тек- сте философских книг из его личной библиотеки.
Большинство рукописей конспектов, фрагментов и заметок, входящих в настоящий том, впервые было опубликовано в 1929—1930 годах в Ленинских сборни- ках IX и XII; в 1933—1947 годах эти материалы пять раз издавались отдельной книгой под названием «Фило- софские тетради», а в 1958 году они вышли как 38 том 4 издания Сочинений В. И. Ленина. Состав предыдущих изданий не одинаков, наиболее полным из них было последнее, по сравнению с которым настоящий том дополнен впервые публикуемыми замечаниями Ленина на книге И. Дицгена «Мелкие философские рабо- ты» и опубликованными ранее замечаниями на книге Ю. М. Стеклова «Н. Г. Чернышевский, его жизнь и деятельность»; некоторые заметки из ленинских «Тет- радей по империализму», вошедшие в 28 том Полного собрания сочинений, в настоящем томе опущены.
Различные издания «Философских тетрадей» отли- чаются не только составом, но и порядком расположения документов; настоящий том разбит на три отдела, в каждом из которых помещены материалы более или менее однородного характера. В первый раздел вошли конспекты и фрагменты, во второй — различные за- метки о книгах, статьях и рецензиях на философскую
VIII
литературу, в третий — отрывки из книг с замечаниями и пометками Ленина. Внутри разделов документы расположены в хронологическом порядке на основе дат, установленных ранее или при работе над настоя- щим томом косвенным путем, так как почти все доку- менты автором не датированы.
В Полном собрании сочинений В. И. Ленина «Фило- софские тетради» отнесены к периоду первой мировой войны, когда" была написана основная часть конспектов, фрагментов, заметок. Именно в это время Ленин кон- спектирует «Науку логики» и — параллельно — первую часть «Энциклопедии философских наук» Г. В. Ф. Ге- геля, его «Лекции по истории философии» и «Лекции по философии истории», сочинение Л. Фейербаха «Из- ложение, анализ и критика философии Лейбница», Ф. Лассаля — «Философия Гераклита Темного из Эфе- са», «Метафизику» Аристотеля и ряд других книг по философии и естествознанию. Эти конспекты и заметки составили содержание восьми одинаковых тетрадей в синих обложках, озаглавленных Лениным «Тетрадки по философии. Гегель, Фейербах и разное»; к этой серии относится и написанный на отдельных листах конспект «Лекций о сущности религии» Фейербаха, составленный не ранее 1909 года.
Ленинские фрагменты иногда записаны в тетрадках отдельно (например, «План диалектики (логики) Ге- геля» или «К вопросу о диалектике»), иногда — в тек- сте конспектов (фрагмент об элементах диалектики в конспекте «Науки логики», фрагмент о теории позна- ния в конспекте книги Лассаля и другие). Окончатель- ная обработка философских конспектов, фрагментов, заметок 1914—1915 годов, изучение которых позволяет предположить, что Ленин собирался написать специаль- ный труд о диалектике, так и осталась не завершенной, но и в таком виде они имеют огромное значение для развития марксистской философии.
Наряду с книгой «Материализм и эмпириокритицизм» «Философские тетради» содержат неоценимое идейное богатство, имеют исключительное теоретическое и политическое значение и составляют основу ленинского
IX
этапа в развитии марксистской философской мысли. Но если в своем главном философском труде Ленин уделяет преимущественное внимание коренным проб- лемам философского материализма, то центральным пунктом «Философских тетрадей», в котором, как в фокусе, сходятся ленинские идеи, затрагивающие са- мые различные области человеческого знания, является материалистическая диалектика, ее основные законы и категории, история их формирования, значение для общественных наук и естествознания, диалектический характер развития техники. Идеалистическая диалек- тика Гегеля, диалектические идеи Гераклита, Лейбница и других философов служат Ленину исходным мате- риалом, на основе которого он развивает материалисти- ческую, марксистскую диалектику.
В эпоху крайнего обострения всех противоречий капитализма и назревания нового революционного кризиса материалистическая диалектика приобретала особое значение: только с ее позиций можно было рас- крыть империалистический характер войны, разобла- чить софистику и эклектику лидеров II Интернационала, их оппортунизм и социал-шовинизм. Значение «Фило- софских тетрадей» в развитии марксизма-ленинизма в полной мере раскрывается в связи с такими ленин- скими произведениями того периода, как «Империа- лизм, как высшая стадия капитализма», «Социализм и война», «О лозунге Соединенных Штатов Европы», «О брошюре Юниуса», «Социалистическая революция и право наций на самоопределение» и другие. Ленин- ский анализ фундаментальных проблем материалисти- ческой диалектики сыграл важную роль в разработке марксистской теории империализма, в развитии теории социалистической революции, учения о государстве, стратегии и тактики партии. Без знания «Философских тетрадей» нельзя понять все дальнейшее развитие Лениным марксистской философии в более поздних произведениях, таких, как «Государство и революция», «Еще раз о профсоюзах...», «Детская болезнь «левизны» в коммунизме», «О значении воинствующего материа- лизма» и других.
X
Философские конспекты, фрагменты, заметки Ленина указывают пути дальнейшего развития диалек- тического и исторического материализма, научной исто- рии философии. «Продолжение дела Гегеля и Маркса, — писал Ленин, — должно состоять в диалектиче- ской обработке истории человеческой мысли, науки и техники» (настоящий том, стр. 131). Материалисти- ческая диалектика, развитая Лениным в «Философских тетрадях», имеет важное методологическое значение для исследования закономерностей построения комму- нистического общества, анализа противоречий совре- менного капитализма, определения тактики мирового коммунистического движения в современных условиях, для борьбы против буржуазной философии, современ- ного ревизионизма и догматизма.
* *
•
Том открывается конспектом первого совместного произведения К. Маркса и Ф. Энгельса «Святое семей- ство, или Критика критической критики» — наиболее ранним из известных ленинских конспектов произ- ведений основоположников марксизма. В конспекте Ленин прослеживает формирование мировоззрения Маркса и Энгельса: «Маркс, — пишет он, — подходит здесь от гегелевой философии к социализму: переход наблюдается явственно — видно, чем уже овладел Маркс и как он переходит к новому кругу идей» (стр. 8). Из этих идей Ленин выделяет «идею обществен- ных отношений производства» (стр. 16), «почти уже сложившийся взгляд Маркса на революционную роль пролетариата» (стр. 11), материалистический подход к анализу общественного сознания, мысль о необходи- мости «практической силы» для осуществления идей и другие. Ленин подчеркивает и отмечает знаком NB выдвинутое в «Святом семействе» важнейшее поло- жение исторического материализма о том, что с осно- вательностью исторического действия растет и объем массы, делом которой оно является, прослеживает критику основоположниками марксизма буржуазных
XI
общественных отношений, останавливается на мате- риалистической переработке Марксом и Энгельсом философии Гегеля, на их критической оценке предшест- вующего материализма. Особенно ценным Ленин считал написанный Марксом раздел «Критическое сражение с французским материализмом», в котором показано, что коммунизм является логическим выводом из всего исто- рического развития материалистической философии.
Значительное место уделено в конспекте критике младогегельянцев, их субъективно-идеалистических представлений о процессе общественного развития, в частности, их реакционных взглядов на роль трудя- щихся масс и личности в истории. Ленин отмечает направленный против младогегельянцев вывод Маркса о том, что историческую действительность нельзя по- знать, исключив из нее «теоретическое и практиче- ское отношение человека к природе, естествознание и промышленность», «непосредственный способ про- изводства самой жизни» (стр. 34). На опыт борьбы Маркса и Энгельса против младогегельянцев Ленин опирался в своей критике субъективной социологии либеральных народников в произведениях 90-х годов, в борьбе против народнических теорий исторической роли «критически мыслящих личностей», героев и пас- сивности народных масс, «толпы».
К произведениям Маркса и Энгельса Ленин неодно- кратно обращается и в более поздних конспектах, фрагментах, заметках, вошедших в «Философские тет- ради». Ленин характеризует революционный переворот, который совершили в науке основоположники мар- ксизма, отмечает значение их отдельных произведений в развитии революционной мысли, уделяя особое вни- мание диалектике «Капитала» Маркса.
За конспектом «Святого семейства» в томе следуют кон- спекты двух сочинений Л. Фейербаха: «Лекций о сущ- ности религии» и книги «Изложение, анализ и критика философии Лейбница»; первый из них был составлен не ранее 1909, второй — осенью 1914 года. Произведе- ния Фейербаха Ленин читал и раньше — в сибирской ссылке и особенно при работе над книгой «Материализм
XII
и эмпириокритицизм», где цитируются работы, вошед- шие во второй и десятый тома первого и седьмой том второго издания Сочинений Фейербаха, а также издан- ные К. Грюном два тома «Переписки и литературного наследства» философа (см. В. И. Ленин. Сочинения, 5 изд., том 18). Сохранился экземпляр второго тома Сочинений Фейербаха с относящимися к этому времени пометками Ленина. В конспектах, вошедших в «Фи- лософские тетради», Ленин продолжает изучение фило- софских взглядов немецкого материалиста.
Конспектируя «Лекции о сущности религии», Ленин обращает внимание главным образом на материалисти- ческое понимание Фейербахом природы и ее объектив- ных закономерностей, на его критику идеализма, рели- гии и обоснование атеизма, выделяет «зачатки», «за- родыши» исторического материализма, не получившие, однако, в философии Фейербаха сколько-нибудь зна- чительного развития. В конспекте Ленин несколько раз говорит об ограниченности фейербаховской фи- лософии, о том, что уже в 1848—1851 годах Фейер- бах сильно отстал от Маркса и Энгельса, не понял революции 1848 года. Характеризуя его определение природы, Ленин пишет: «Выходит, что природа = все, кроме сверхприродного. Фейербах ярок, но не глубок. Энгельс глубже определяет отличие материализма от идеализма» (настоящий том, стр. 47). На ограничен- ность материализма Фейербаха и узость термина «антро- пологический принцип в философии» Ленин указывает и в конце конспекта: «и антропологический принцип и натурализм суть лишь неточные, слабые описания м а- т е р и а л и з м а» (стр. 64).
В конспекте книги Фейербаха о философии Лейбница, как и в предыдущем, Ленин прослеживает философ- скую эволюцию Фейербаха, его переход от идеализма к материализму. Но в центре внимания здесь — обстоя- тельное изложение Фейербахом сложной философской системы великого немецкого мыслителя XVIII столе- тия. Ленин выписывает фейербаховскую характери- стику монад Лейбница и указывает на идеалистическое толкование им материи лишь как «феномена», служа-
XIII
щего «для связи монад». «Моя вольная передача, — пи- шет Ленин: — Монады = души своего рода. Лейбниц = идеалист. А материя нечто вроде инобытия души или киселя, связующего их мирской, плотской связью» (стр. 69). В конспекте высоко оценены диалектические идеи философии Лейбница, в частности, внутренне при- сущий субстанции, монадам «принцип деятельности». «Тут, — пишет Ленин, — своего рода диалектика и очень глубокая, несмотря на идеализм и поповщину» (стр. 70). Ленин останавливается также на рационали- стической критике Лейбницем эмпиризма Локка, ука- зывает на сходство некоторых идей философии Лейбница и Канта. К конспектам обоих сочинений Фейербаха примыкают небольшие заметки, свидетельствующие о том, что Ленин читал и другие произведения, вошед- шие в IX том первого и IV том второго изданий Со- чинений Фейербаха.
Центральное место в томе занимают конспекты сочи- нений Гегеля, с произведениями которого, в частности, с «Наукой логики», Ленин познакомился еще в сибир- ской ссылке; позднее, в 1908 году, при работе над книгой «Материализм и эмпириокритицизм» он читал первую часть «Энциклопедии философских наук». В 1914—1915 годах Ленин подробно конспектирует главное сочинение Гегеля — «Науку логики», а также его «Лекции по истории философии» и «Лекции по философии истории». В этих конспектах Ленин критикует идеализм и раскрывает историческую ограниченность философских взглядов Гегеля, его «дань мистицизму», «игру в пустые аналогии», «измену развитию» и вместе с тем показывает, что в мистической форме у Гегеля часто выступают реальные отношения действительности.
«Логику Гегеля, — писал Ленин, — нельзя приме- нять в данном ее виде; нельзя брать как данное. Из нее надо выбрать логические (гносеологические) оттенки, очистив от Ideenmystik: это еще большая работа» (стр. 238). Именно эту работу и проделывает Ленин в своих конспектах, останавливаясь на трудных переходах, оттенках, переливах гегелевских абстрактных
XIV
понятий, отыскивая «зерно глубокой истины в мисти- ческой шелухе гегельянщины» (стр. 139). «Я вообще стараюсь читать Гегеля материалистически, — замечает он в начале конспекта «Науки логики», — Гегель есть поставленный на голову материализм (по Энгельсу) — т. е. я выкидываю большей частью боженьку, абсолют, чистую идею etc.» (стр. 93). Такой подход дает возможность Ленину раскрыть истинное значение гегелевской логики, увидеть «„канун" превращения объективного идеализма в материализм» (стр. 151), отметить у Гегеля «зачатки» материалистического понимания не только природы, но и истории. Всего ближе Гегель подходит к научному, диалектическому материализму в «Науке логики» при построении своей грандиозной системы логических категорий, всего дальше отстоит от него в философии истории. «Это и понятно, — пишет Ленин, — ибо именно здесь, именно в этой области, в этой науке Маркс и Энгельс сделали наибольший шаг вперед. Здесь Гегель наиболее уста- рел и антиквирован» (стр. 289). Но и в логике Гегель лишь «гениально угадал диалектику вещей», диалек- тику объективного мира. Ленин материалистически осмысливает и развивает основные законы и категории диалектики, раскрывает их взаимосвязь, показывает специфику их проявления в мышлении, определяет со- отношение диалектики, логики и теории познания.
К конспектам произведений Гегеля непосредственно примыкают конспекты книг Ж. Ноэля, Ф. Лассаля, Ари- стотеля. Конспект книги Ноэля «Логика Гегеля» пред- ставляет интерес главным образом как пример критики «опошления» диалектики Гегеля «мелким» идеалистом. Некритический подход к Гегелю подчеркивает Ленин и в конспекте книги Лассаля «Философия Гераклита Тем- ного из Эфеса». «Лассаль, — пишет он, — просто повто- ряет Гегеля, списывает его, пережевывает миллион раз по поводу отдельных мест Гераклита, снабжая свой труд невероятной бездной ученейшего, гелертерского-архи, балласта» (стр. 305). Лассалю Ленин противопостав- ляет действительное развитие философии Марксом. Основное внимание а этом конспекте Ленин уделяет
XV
изложению взглядов древнегреческого философа, упре- кая Лассаля за то, что он «оставил в тени материа- лизм или материалистические тенденции Гераклита»
(стр. 315).
Первый раздел завершается конспектом «Метафи- зики» Аристотеля — одного из самых выдающихся произведений древнегреческой философии, в котором, по выражению Ленина, «задето все, все категории» (стр. 325). Конспектируя книгу, Ленин отмечает «за- просы, искания» Аристотеля, его подход к объективной диалектике, «наивную веру в силу разума», критику объективного идеализма Платона, говорит о сложности процесса познания, подчеркивает, что «раздвоение познания человека и возможность идеализма (ре- лигии) даны уже в первой, элементарной абстрак- ции», и указывает на плодотворность фантазии, мечты «и в самой строгой науке» (стр. 330).
Помимо конспектов в первый раздел входят два ленинских фрагмента: «План диалектики (логики) Ге- геля» и «К вопросу о диалектике». В первом фрагменте дана общая характеристика процесса познания, ука- зано соотношение логики, диалектики и теории позна- ния; во втором — показана противоположность метафи- зической и диалектической концепций развития, дан анализ основных законов и категорий диалектики, закономерностей исторического и логического разви- тия познания, сформулировано важнейшее положение о классовых и гносеологических корнях идеализма. Фрагмент «К вопросу о диалектике» является завер- шением работы Ленина над философской проблемати- кой в 1914—1915 годах, в центре которой стоит диалек- тика, ее история, законы, категории, роль в процессе познания и преобразования человеком действитель- ности. Этот небольшой по объему фрагмент представ- ляет собой непревзойденное по глубине и богатству мыслей обобщение всего главного и существенного, что составляет содержание материалистической диалек- тики.
В «Философских тетрадях» Ленин рассматривает аиалектику как единственно правильную теорию
XVI
развития, которая «дает ключ к „самодвижению" всего су- щего», выявляет общие моменты «во всех явлениях и процессах природы (и духа и общества в том числе)» (стр. 317), формулирует «общие законы движения мира и мышления» (стр. 156).
Выделяя основные моменты процесса познания, Ленин пишет: «Тут действительно, объективно три члена: 1) природа; 2) познание человека, = м о з г чело- века (как высший продукт той же природы) и 3) форма отражения природы в познании человека, эта форма и есть понятия, законы, категории etc.» (стр. 164). Исследование этой «формы», логический анализ мышле- ния, в ходе которого раскрывается содержание законов и категорий диалектики, занимает в «Философских те- традях» исключительное место и имеет фундаменталь- ное значение для развития марксистской философии.
Прослеживая сложный путь познания, Ленин пока- зывает, как мышление от отражаемых непосредственно в ощущениях и представлениях отдельных вещей восхо- дит к абстрактным понятиям, фиксирующим сущест- венные стороны, связи, отношения предмета и отра- жающим — опосредствованно — его природу «глубже, вернее, полнее». Но диалектическое познание, сущность которого «развертывание всей совокупности моментов действительности» (стр. 141), не ограничивается выра- боткой абстракций, а движется дальше по пути восхож- дения от абстрактного к конкретному, воспроизведения в мышлении конкретного как «единства многообразного» (Маркс). «Значение общего противоречиво, — указы- вает Ленин, — оно мертво, оно нечисто, неполно etc. etc., но оно только и есть ступень к познанию конкретного, ибо мы никогда не познаем кон- кретного полностью. Бесконечная сумма общих понятий, законов etc. дает конкретное в его полноте» (стр. 252).
Ленин подчеркивает, что теоретическое познание не может охватить объективную истину в отрыве от практики — основы, цели и критерия истинности зна- ния. Только правильно определив роль практики в про- цессе познания, можно понять, как историческое раз- витие знаний человека об объективной действитель-
XVII
ности, так и эволюцию логических форм, в которых это знание отражается в мышлении — понятий, суждений, умозаключений, категорий, законов и т. п. «Практика человека, миллиарды раз повторяясь, закрепляется в сознании человека фигурами логики», — говорит Ленин (стр. 198), а в другом месте он рассматривает логиче- ские категории как ступеньки исторического процесса выделения человека из природы, познания ее, овладе- вания ею (см. стр. 85). Ленин не только материалисти- чески объясняет происхождение категорий, но и ана- лизирует их содержание, их роль в процессе познания. В «Философских тетрадях» рассматриваются такие важнейшие категории диалектики, как явление и сущ- ность, абстрактное и конкретное, форма и содержание, причина и следствие, возможность и действительность, случайность и необходимость, закон и другие.
Значительное место в ленинских конспектах и фраг- ментах занимает рассмотрение основных законов диа- лектики, особенно — закона единства и борьбы про- тивоположностей. «Раздвоение единого и познание про- тиворечивых частей его, — указывает Ленин, —... есть суть (одна из „сущностей", одна из основных, если не основная, особенностей или черт) диалектики» (стр. 316). Всеобщность этого закона Ленин иллюстри- рует примерами из математики, механики, физики, химии, общественной науки. Раскрывая его содержа- ние, он анализирует «противоположность», «противо- речие», показывает относительность их единства как внутренней и вместе с тем преходящей формы связи и абсолютность их «борьбы», являющейся источником самодвижения, саморазвития явлений.
Закон единства и борьбы противоположностей, по Ленину, есть основной закон диалектики, исходя из которого только и могут быть поняты остальные за- коны и категории. «Вкратце, — писал Ленин, — диа- лектику можно определить как учение о единстве про- тивоположностей» (стр. 203). По сравнению с этим законом рассмотрение двух других — закона перехода количественных изменений в качественные и закона отрицания отрицания — в «Философских тетрадях*
XVIII
занимает меньше места. «Переход количества в качество и наоборот» Ленин во фрагменте об элементах диалек- тики рассматривает как пример перехода противопо- ложностей. В конспекте «Науки логики» он выписы- вает и отмечает важность характеристики Гегелем кате- горий качества, количества и их единства — меры. Рассматривая все моменты этих категорий (конечное и бесконечное, граница и др.), Ленин подробно оста- навливается на форме взаимопревращений количест- венных и качественных изменений — скачке, «перерыве постепенности».
Существенной характеристикой процесса развития Ленин считает «повторение в высшей стадии известных черт, свойств etc. низшей и возврат якобы к старому (отрицание отрицания)» (стр. 203). Если закон един- ства и борьбы противоположностей раскрывает внутрен- ний источник процесса развития, а закон перехода коли- чественных изменений в качественные — его содержание, то закон отрицания отрицания охватывает процесс в це- лом, рассматривая каждую стадию развития как момент, этап всего процесса и подчеркивая связь, преемствен- ность и прогрессивный характер развития, в котором каждый момент является отрицанием предыдущего и вместе с тем — предпосылкой своего собственного отрицания. Раскрывая диалектический характер отри- цания, Ленин писал: «Не голое отрицание, не зряшное отрицание, не скептическое отрицание, колебание, со- мнение характерно и существенно в диалектике,... нет, а отрицание как момент связи, как момент развития, с удержанием положительного, т. е. без всяких коле- баний, без всякой эклектики» (стр. 207).
В конспектах и фрагментах Ленин вновь и вновь обращается к вопросу о логике как теории познания, которая дает «не только естественноистори- ч е с к о е описание явлений мышления..., но и соответствие с истиной», раскрывает «результаты и итоги истории мысли». «В таком понима- нии, — замечает Ленин на полях, — логика совпадает с теорией познания. Это вообще очень важ- ный вопрос» (стр. 156). Чтобы выражать объективную
XIX
диалектику жизни, логические понятия, категории, законы сами должны быть подвижны, текучи, взаимо- связаны, диалектичны. В отличие от Гегеля, лишь угадавшего в диалектике понятий самодвижение мира, Ленин по-иному, материалистически объясняет взаимо- превращаемость понятий. «Мысль включить жизнь в логику понятна — и гениальна, — пишет он, — с точки зрения процесса отражения в сознании (сначала индивидуальном) человека объективного мира и про- верки этого сознания (отражения) практикой» (стр. 184). Другими словами, Ленин считает гениальным приме- нение к процессу познания единственно правильной теории развития — диалектики, что в идеалистической форме было сделано Гегелем, в материалистической — Марксом. Во фрагменте «План диалектики (Логики) Гегеля» Ленин пишет, что в ««Капитале» применена к одной науке логика, диалектика и теория познания», а в скобках замечает: «не надо 3-х слов: это одно и то же» (стр. 301). Раскрыв соотношение логики, диалек- тики и теории познания, Ленин указывает и те области знания, откуда теория познания должна черпать свой материал, — это история философии и отдельных наук, умственного развития ребенка и животных, история языка, психология, физиология органов чувств.
Большое внимание Ленин уделяет вопросу о взаимо- отношении теории и истории познания, законов мыш- ления и процесса их формирования, истории мысли с точки зрения развития и применения общих понятий, категорий современной логики. В этом отношении особенно важен ленинский конспект «Лекций по исто- рии философии» Гегеля. Оценивая положение Гегеля о том, что развитие философии в истории должно соот- ветствовать развитию логической философии, Ленин замечает: «Тут очень глубокая и верная мысль, в сущ- ности материалистическая (действительная история есть база, основа, бытие, за коим идет сознание)» (стр. 237).
«Философские тетради» — важная ступень в разви- тии марксистской истории философии как науки. Кри- тикуя идеалистическую историко-философскую концеп- цию Гегеля, Ленин вместе с тем отмечает ценность
XX
рассмотрения Гегелем истории диалектики, подчерки- вает важность выдвинутого им требования строгой исто- ричности, которое сам Гегель не мог осуществить именно в силу своего идеализма. «Гегель, — замечает Ленин, — серьезно „верил", думал, что материализм как фило- софия невозможен, ибо философия есть наука о мышле- нии, об общем, а общее есть мысль. Здесь он повторял ошибку того самого субъективного идеализма, который он всегда называл „дурным" идеализмом» (стр. 250). И Ленин шаг за шагом прослеживает, как этот органи- ческий недостаток историко-философской концепции Гегеля сказывается при рассмотрении тех или иных философских учений прошлого, в результате чего Гегель «размазывает» идеализм в истории философии, «прикрывает» его слабости, «трусливо обходит» историю материализма.
В противоположность Гегелю Ленин ставит перед историей философии задачу отделения «зачатков науч- ного мышления» от фантазии, религии, мифологии, прослеживает преимущественно развитие материализма и диалектики, показывает, как исторически зарожда- лись и развивались те или иные философские и естествен- нонаучные идеи современности, например, представле- ния о строении материи. Материалистически истолко- вывая мысль Гегеля о «кругах» в истории философии, Ленин развивает ее, выявляет в самой специфике по- знания возможность, истоки, «гносеологические корни» идеализма, закрепляемые «классовым интересом гос- подствующих классов» (стр. 322). Ленин подчеркивает, что история философии всегда была ареной борьбы двух основных направлений — материализма и идеа- лизма, раскрывает исторические особенности того и дру- гого, показывает, как развитие философии и естество- знания подтверждает истинность диалектического и исторического материализма, критикует различные направления современной ему буржуазной идеалисти- ческой философии — позитивизм, неокантианство и другие.
|