Основной вопрос социал-демократической философии 6 страница
имел место ещё несколько лет тому назад. Статья
* философия. Ред.
тов. А. Богданова «Авторитарное мышление» * открывает, ! 1 несомненно, новую эру в истории философии: после появления этой статьи, спекулятивная философия по- теряла право оперировать со своими двумя основными
понятиями «духа» и «тела»; было установлено, что
последние сложились на фоне авторитарных отношений и антитеза между ними отразила социальную анти- тезу — антитезу организующих «верхов» и исполнитель- ских «низов». С изумительной последовательностью буржуазная критика замалчивала работу русского марксиста... При таких условиях социально-генетический анализ
философских понятий и систем является не только жела- тельным, но прямо-таки необходимым. Задача из весьма и весьма нелегких и сложных.... Современные модные системы,
например, неокантианство или махизм...
Наш очерк предназначается не для ограниченного круга специалистов... К философии обнаруживает интерес де- мос... Наше изложение носит несколько элементарный характер... Защищаемая нами точка зрения... может быть легче усвоена, если будет иллюстрирована не громоздким, а экономно подобранным материалом...
I ОРГАНИЗУЮЩИЕ И ОРГАНИЗУЕМЫЕ «НАЧАЛА»
[11—14] Явилось экономическое неравенство: организаторы по- степенно превратились в собственников орудий производства **,
принадлежавших некогда обществу... ___________
Производственные отношения [«авторитар-
ного»] общества... Первобытный [дикарь]
всюду начинает у сматривать проявление ор- ганизаторской воли. «... Исполнитель доступен
* Помещена в сборнике его статей «Из психологии общества». ** В данном случае, мы несколько отступаем от объяснения, предло- женного тов. Богдановым: тов. Богданов не придает последнему обстоя- тельству значения, которое оно, несомненно, имело, даже не выдвигает его. О данном вопросе мы имели случай говорить в другом месте: «из исто- рии и практики классовой борьбы» (в главах, посвященных генезису коман- дующих классов). Изд. С. Дороватского и А. Чарушникова,
Беллетристика и голая фраза.
| внешним чувствам — это физиологический организм, тело; организатор им недоступен, он предполагается внутри тела; это — духов- ная личность»...
Очень уже „обще"!! Фразы. Дикарь и первобытный коммунизм смазаны. Материализм и идеализм в Греции тоже.
Понятие о духе приобретает все более и более отвлеченный характер.
Когда в истории греческой философии
только идеализм!
был поставлен знаменитый вопрос: как воз- можно, чтобы из чистой, неизменной, немате- риальной субстанции вытекало многообразие переходящих явлений материального мира? в каком отношении «бытие» находится к «ста- новлению»? — это не было, вопреки уверениям всевозможных историографов философии, выс- шим полетом благородной человеческой мысли,
наибескорыстнейшим усилием, направленным к тому, чтобы разгадать величайшую тайну мироздания и тем на вечные времена осчаст- ливить род человеческий. Дело обстояло куда проще! Подобная постановка вопроса говорила не о чем ином, как о том, что в греческих городах процесс общественного расслоения зашел далеко, что пропасть между социаль- ными «верхами» и «низами» сделалась более глубокой и старая идеология организаторов, отвечавшая менее дифференцированным обще- ственным отношениям, потеряла свое право на существование. Прежде, при всем различии субстанции и мира явлений, непосредственная связь между ними не возбуждала сомнений. Теперь наличность этой связи отрицается. Субстанция и мир явлений объявляются несоиз- меримыми величинами. Сношение между ними возможно лишь через ряд промежуточных звеньев. Или, выражаясь более философским языком, их взаимоотношения мы не можем установить ни помощью чувств, ни помощью обычного м ышления: для этого требуется
содействие какой-нибудь особой «идеи», особой интуиции.
так, так. И греческий материализм?
а скептики??
II ОРГАНИЗУЮЩИЕ И ОРГАНИЗУЕМЫЕ «НАЧАЛА» В ПЕРИОД МАНУФАКТУРНОГО ПРОИЗВОДСТВА
[15—17] Этот же вопрос, — вопрос о несоизмеримости духовного и материального «начал», об отсутствии между ними непосредст- венной связи был выдвинут и решался первоучителями новой философии...
О спиритуалистических симпатиях Ренессанса и последую- щих эпох обыкновенно упоминают вскользь, но они очень ха- рактерны *...
Средневековый ремесленник, будучи организатором, в то же время выполнял и исполнительские функ- ции — работал вместе со своими подмастерьями. Ману- фактурист-буржуа знает функции только одного типа: он — организатор чистой воды. В первом случае почва для того дуалистического «способа представления фак- тов», который выяснил тов. Богданов, правда, дана, но
все же антитеза организатора и исполнителя несколько завуалирована, и потому соответствующая ей, в области
напр., обу- ченные и обучающие- ся при них
| идеологии, антитеза духовного и телесного, активного и пассивного начала не могла вылиться в резкую форму... В мастерской средневекового ремесленника не было места для представителей так называемого необученного, неквалифицированного труда. В мануфактурной мастер- ской работа им находится. Они составляют «нижний . пласт». Над ними располагаются другие пласты, другие рабочие группы, различающиеся между собой по степени квалификации. Уже в их среде образуются некоторые ор- ганизаторские наслоения. Идя далее по восходящей лестнице звеньев, мы видим группы заведующих техни- ческой постановкой предприятия и администраторов. Владелец предприятия «освобожден», таким образом, не только от всякого физического труда, но и от многих чисто организаторских обязанностей...
[19] В противоположность средневековым мыслителям, «отцы» новой философии уделяют в своих системах миру преходящих явлений очень много внимания, подробно
это не в том духе, что у тебя 213
* Напомним, что Маркс в I т. «Капитала» и К. Каутский отмечают зависимость между абстракт-
ными религиозными воззрениями и развитием то- варного производства.
изучают его строение, развитие, законы соотношения его частей, создают натурфилософию. Та же самая «возвы- шенная» позиция руководителей мануфактурных пред- приятий, которая внушила отцам новой философии «чистую» идею организаторской воли, подсказала им, равным образом, механическое объяснение процессов материальной действительности, т. е. процессов, имеющих
место в среде организуемой массы.
Дело в том, что руководитель мануфактурного пред- приятия — лишь конечное звено в довольно длинной цепи организаторских звеньев. По отношению к нему остальные организаторы являются подчиненными и, в свою очередь, противостоят ему, как организуемые. ... Но поскольку их роль отлична от роли главного руко- водителя, поскольку она сводится к участию в техниче- ской работе, от каковой главный руководитель «освобо- дился», постольку их «духовный» характер стушевы- вается, постольку их деятельность оценивается, как
деятельность «материи»...
[21—24] Буржуазная система вообще двуликий Янус... Правда, решительную формулировку дуализма мы нахо- дим лишь в картезианстве, — системе, созданной как раз на заре новой хозяйственной эры; правда, последующие философские системы, начиная со спинозовской, объяв- ляют картезианское противоположение бога и мира, духа и тела противоречивым.... Не о торжестве над дуа- листической точкой зрения свидетельствуют, в свою очередь, материалистические и позитивные системы бур- жуазной философии. Разница между буржуазной мета- физикой и буржуазным «положительным мировоззрением» не так велика, как это с первого взгляда может показаться. ... Атака со стороны материализма направлена не против основной предпосылки, выдвинутой метафизикой: понятие об организующей воле материализмом не зачеркивается. Оно фигурирует лишь под другими наименованиями: «дух» заменяется, например, «силой»...
В этом опошле- нии истории философии совсем забыта борьба буржуа- зии с феода- лизмом.
| В XVII в., в дни своих «бурных стремлений», английская буржуазия про- поведовала учение, согласно которому все в мире должно объясняться как движение материальных частиц, совершающееся с ме-
ханической необходимостью. Английская буржуазия закладывала тогда фундамент
крупнокапиталистического хозяйства... Весь мир изо- бражался ими в виде организации материальных частиц, соединяющихся согласно имманентным зако- нам...
Подобными же трактатами наводняла книжный рынок французская буржуазия во вторую половину
XVIII ст.... А что такое внутреннее строение предприя- тий, мы знаем: это царство материи и механических процессов. Отсюда обобщение: человек — это машина, природа — это машина..
Движение материи обусловливается ею самой, точнее, ее соб- ственной силой (Гольбах). Организаторская воля опять, как видите, весьма преобразилась, но наличность ее констатируется и признается безусловно необходимой.
... Мануфактуристы | не | выступали в качестве революционных «штурм-унд-дренгеров»...
А их борьба с поповщиной? Исказил историю Шуля- тиков!
NB экий вздор! пролета- риат- материя
вздор
ш КАРТЕЗИАНСТВО
[25—29] Организуемые нуждаются в организа- торе...
Промежуточные организаторские звенья — «ин- дивидуальные души» могут выполнять свою орга- низаторскую роль лишь при наличности верховного организаторского центра. Лишь последний приводит их в соприкосновение с пролетариатом — «мате-
рией» — в рамках организованного целого, ману- фактурной мастерской...
Декартово понятие о человеке есть не что иное, как дальнейшее распространение определенной формы мышления, «определенного способа пред- ставления фактов, определенного типа их соеди- нения в психике». Мы видели, что мир, в системе Декарта, организован по типу мануфактурного пред- приятия...
Мы имеем дело с культом умственного труда...
Я — организатор и, как таковой, могу сущест- вовать, только выполняя организаторские функ- ции, а не исполнительские: вот что означает декар-
тово утверждение, если его перевести на язык классо- вых отношений...
Обычное, наивное воззрение представляет внешний мир таким, каким он рисуется сквозь призму чувств...
Понятие о рабочем только как о шорнике или только как об обойщике уступает место понятию о ра- бочем вообще. Профессия «сущности» рабочей силы
более не составляет...
[31—33] Время, объясняет Декарт, нельзя считать свойством материи: оно «модус мышления», родовое понятие, создаваемое последним...
Философия отныне — верная служанка капитала.... Пе- реоценка философских ценностей определялась передви- жениями в организаторских верхах и организуемых низах. Новые организаторы, новые организуемые — новые понятия о боге и душе, новые понятия о материи...
IV СПИНОЗА
[37] Всякое сношение души и тела только через бога. Всякое сношение промежуточных организаторских звеньев с организуе- мой массой только с санкции верховного организатора!...
... Движение материи и деятельность души лишь две стороны одного и того же процесса. Ни о каком взаимодействии между душой и материей не может быть и речи.
[41—42] Опыт, чувственное восприятие для него непременное условие познания вещей...
Но... когда Спиноза умер, то, как известно, погребальную колесницу, везшую его останки, с большой помпой провожал fine fleur голландской буржуазии. Л если мы познакомимся поближе с кругом его знакомых и корреспондентов, то опять
встретимся с fine fleur'oM — и не только голландской, но и все- мирной — буржуазии.... Буржуазия чтила в Спинозе своего барда.
Спинозовское миропонимание — песнь торжест- в ующего капит ала, — капитала, все поглощающего, вс e центр ализующего. Вне единой субстанции нет бытия, нет вещей: вне крупного, мануфактурного предприятия производители существовать не могут..,
ребяче- ство
ЛЕЙБНИЦ
[45] Бог Лейбница — собственник образцово поставленного предприятия и сам превосходный организатор...
объяснил! Материализм примитивный a la L о r i а
а реляти- визм у греков
VI
БЕРКЛИ
[51] Периоду Sturm und Drang'a англий- ской капиталистической буржуазии отвечал
1) материализм Гоббса. Почва для мануфактуры расчищена, для мануфактуристов наступают
2) более спокойные времена: материализм Гоббса сменяется половинчатой системой Локка. Дальнейшее укрепление позиции мануфактуры
3) обусловливает возможность антиматериали- стических выступлений.
[56] «Притяжение и отталкивание рабочих должно производиться без всяких препятст- вий»: в воспринимаемых комплексах никаких решительно абсолютных элементов нет. Все — относительно.
VII ЮМ
[61] Родство же его со всеми фигуриро- вавшими в предыдущих гла вах мыслителями несомненно...
Позиция философского скептицизма, заня-
тая Юмом, отвечает именно подобному пред- ставлению о капиталистическом организме.
Вали в кучу! и идеализм и скептицизм, все „отвечает" мануфактуре! Прост, очень прост т. Шулятиков.
IX
ФИХТЕ, ШЕЛЛИНГ, ГЕГЕЛЬ
[81] Возникают системы объективного идеализма...
| так называемого
[88] Объективные идеалисты...
вздор
а понятие
„движения"?
| [94] Но мы знаем, что во всех системах бур- жуазного миропонимания «материя» считается началом подчиненным (даже у материалистов,
которые, повторяем, отмечают его подчиненное положение, вводя понятие «силы»)...
[98—99] От антитетического метода Фихте и учения Шеллинга о потенцировании один шаг до гегелевской диалектики. И по поводу нее, после всего сказанного в настоящей главе об антитетическом методе, нам остается сделать несколько дополнительных замечаний. «Реальная подоплека» диалектики нами уже выяснена.
Фихте —
объективный
идеалист!!!
| Гегель лишь полнее обосновал теорию раз- вития путем «противоположностей», намечен- ную двумя другими объективными идеали-
стами...
Нововведение, сделанное Гегелем, подчер- кивает следующий факт из области «реаль- ных» отношений. Дифференциация функций и ролей в мануфактуре достигает своего
ккаждой отдельной исполнительской и каждой отдельной организаторской группы. Функции, принадлежавшие какой-либо одной определенной группе, распределяются между различными, вновь образующимися группами. Каждая группа дробится, выделяет из себя новые. И идеолог мануфактуристов учитывает этот процесс дробления, как процесс внутреннего развития того или иного «начала»...
х
ВОЗРОЖДЕНИЕ «МАНУФАКТУРНОЙ» ФИЛОСОФИИ
[100—102] Умозрительная философия теряет кредит в буржуазном обществе. Правда, это происходит не сразу. Но не сразу и машина завоевала территорию промышленности..,
Чем объясняется положительный характер новых идеологических систем? простым законом контрастов, стремлением «сделать обратное» тому, что составляло «символ веры» вчерашнего дня?..
Индивидуализированные «комплексы» — Иван, Петр, Яков исчезают. Вместо них появляется в мастерских рабочий вообще.
«Материи» возвращаются экспроприированные у нее «качества»...
Материя реабилитируется. Буржуазное общество
вводит культ нового кумира — «среды»... Правда,
при этом не упускается из виду, что, как-никак,
материя остается материей, т. е. организуемой
массой, и как таковая существовать без «руково- дителя» не может. И к материи прикомандировы- вается в качестве специалиста по части организатор- ских обязанностей «сила». Пишутся трактаты о Stoff und Kraft (о «материи и силе»)...
[104] Сравнение новейшей организации фабрик с внутренним строением мануфактуры уже a priori диктует ответ: новая разновидность буржуазного миропонимания должна воспроизводить существен- ные черты миропонимания мануфактурной эпохи... [106] Неокантианство сменяется «поворотом» к системам «докантовско го» мышления.
XI
В. ВУНДТ
[108] «...объекта никогда нельзя отделить от представления и представления — от объекта»...
[ИЗ—114] Приведенные рассуждения-уже доста- точно ярко обрисовывают Вундта как философа, ста- вящего своей задачей борьбу с материализмом или, выражаясь модным термином «tFberwindung des Ма- terialismus», «преодоление материализма», — и при атом не заявляющего себя на стороне той школы, которая считается традиционной противницей по- следнего...
В области философии о подобном уравнивании промежуточных организаторских звеньев и пред- ставителей «физического» труда, «низших испол- нителей» говорит именно стремление охарактеризо- вать «субъект» и «объект», «психическое» и «физиче- ское» как нечто, составляющее «нераздельное» целое, стремление свести антитезу между названными явле- ниями к познавательной фикции. Учение Авенариуса.
это верно,
но не так
сказано
ха-ха! эклектик
неправда
| о принципиальной координации, учение Эрнста Маха об отношении психического к физическому, учение Вундта о представлениях — объектах — все это. учения одного порядка...
[116] До сих пор монистическим взглядам Вундта нельзя было отказать в известной выдержан- ности. Нельзя, равным образом, заподозрить его в идеалистических симпатиях...
[118] Именно такого рода скачок совершает Вундт, выдвигающий вслед за учением о «представлениях-объектах» свои рассуждения о «психофизическом параллелизме»...
[121] «Атрибуты» превращаются в «ряды», но это — реформа, в сущности, больше словесного ха- рактера...
[123—124] За духовным началом утверждается примат...
Все телесное имеет обязательно свой психиче- ский коррелят. Ни один рабочий, какую бы про- стую функцию он ни выполнял, не может произ- водить никаких продуктов, не может найти приме- нения для своей рабочей силы, не может существо- вать, не состоя под непосредственным, детальным «руководством» известного организатора...
...Но психический ряд — это «организаторы», а «сопутствие» последних означает для «физического' ряда» — для рабочих не что иное, как зависимость...
[128—131] Итак, философия должна, по мнению Вундта, перешагнуть границы опыта, «дополнить» последний. Требуется продолжать философский ана- лиз до тех пор, пока мы не получим идеи един- ства, охватывающей оба не зависящие друг от друга ряда. Высказавши подобный взгляд, Вундт спешит сейчас же сделать важную для него ого- ворку: он заявляет, что единство мира может мы- слиться нами или как единство материальное или как един ство духовное: третьего решения проблемы не существует...
|