Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основной вопрос социал-демократической философии 3 страница
Идеализм выводит телесный мир из духа, следуя по стопам религии, где великий дух, витая над водами, лишь должен сказать: «да будет», чтобы все возникло. Такое идеали- стическое выведение метафизично. Но, как уже сказано, последние знаменитые предста- вители немецкого идеализма были уже не столь
ярыми метафизиками. От внемирового, сверхъ- естественного, небесного духа они в значи- тельной степени освободились; но они не осво- бодились от мечтаний о естественном посю- стороннем духе. Христиане, как известно, обожествляли дух, и этим обожествлением
|
| настолько проникнуты философы, что они не могли удержаться, чтобы не сделать наш интеллект создателем или производителем материального мира даже тогда, когда трез- вым объектом их исследования сделался физический, человеческий дух. Они не пере- стают трудиться над тем, чтобы ясно понять отношение между нашими умственными пред- ставлениями и материальными вещами, кото- рые мы себе представляем, мыслим и понимаем. Для нас, диалектических или социал-демо- кратических материалистов, духовная способ- ность мышления есть развившийся продукт материальной природы, между тем согласно немецкому идеализму дело обстоит как раз наоборот. Поэтому Энгельс и говорит об «извращенности» этого образа мышления. Увлечение духом являлось пережитком старой метафизики.
Английские и французские материалисты были, так сказать, преждевременными против- никами мечтательности. Эта преждевремен- ность мешала им вполне освободиться от последней. Они были чрезмерно радикальны и впали в противоположную ошибку. Как философские идеалисты носились с духом и духовным, так они увлекались только телом и телесным. Идеалисты носились с идеей, старые материалисты — с материей; и те и
другие были мечтателями и, следовательно, метафизиками; и те и другие чрезмерно раз-
граничивали дух и материю. Ни одна из этих
двух партий не поднялась до сознания единст- ва и единственности, общности и универсаль- ности природы, которая вовсе не является или материальной, или духовной, а и тем и
другим вместе.
NB!!
Метафизические материалисты прошлого столетия и их современные, еще не вымершие продолжатели слишком недооценивают чело- веческий дух и исследование его сущности и его действительного приложения, точно так же, как идеалисты оценивают его чрез- мерно высоко... Для старых материалистов
N B
лишь материя есть верховный субъект, а все прочее — подчиненный ему предикат.
В этом образе мышления заключается переоценка субъекта и недооценка предиката. Упускают из виду, что отношение между субъектом и предикатом безусловно изменчиво. Человеческий дух может совершенно свободно сделать всякий предикат субъектом и, наобо- рот, всякий субъект — предикатом. Белоснеж- ный цвет, хотя он и неосязаем, все же так же субстанциален, как и белого цвета снег. Полагать, что материя — субстанция, или главная причина, а ее предикаты, или свойства, лишь второстепенные придатки, это — старый, ограниченный образ мышления, который совершенно не считается с завоева- ниями немецких диалектиков. Следует, нако- нец, понять, что субъекты образуются исклю- чительно из предикатов.
Утверждение, что мысль есть секреция, продукт или выделение мозга, подобно тому как желчь есть выделение печени, не вызы- вает споров, но вместе с тем не следует забы- вать, что мы имеем здесь очень плохое и недо- статочное сравнение. Печень, субъект этого восприятия, есть нечто осязаемое и весомое; точно так же и желчь есть то, что создается печенью, она ее продукт и следствие. В этом примере и субъект и предикат, т. е. и печень и желчь, весомы и осязаемы, но этим саЧшм затемняется как раз то, что хотели, собственно, сказать материалисты, представляя желчь как следствие, а печень как воздействующую причину. Мы должны поэтому особенно под- черкнуть то, что в этом примере вполне бесспорно, но в сопоставлении мозга и мысли- тельной деятельности совершенно упускается из виду. А именно: желчь есть не столько результат деятельности печени, сколько ре- зультат всего жизненного процесса...
Заявляя, что желчь есть продукт печени, материалисты нисколько не отрицают и не должны отрицать, что оба объекта являются равноценными объектами научного исследо- вания. Но когда говорят, что сознание, спо- собность мышления есть свойство мозга, то лишь осязаемый субъект должен быть един-
ственно достойным объектом, и с духовным предикатом тем самым уже покончено.
Этот образ мышления механических мате- риалистов мы называем ограниченным, потому что он делает все осязаемое и весомое в некото- ром смысле субъектом, носителем всех других свойств, не замечая, что эта чрезмерно воз- вышаемая осязаемость играет в мировом целом такую же подчиненную, предикатив- ную роль, как всякий другой подчиненный субъект всеобщей природы.
Отношение между субъектом и предикатом не объясняет ни материи, ни мысли. Однако для выяснения связи между мозгом и мысли- тельной деятельностью важно понять связь между субъектом и предикатом.
Быть может, мы приблизимся к разрешению вопроса, если выберем другой пример, — пример, в котором субъект материален, а пре- дикат таков, что, по крайней мере, сомни- тельно — относится ли он к материальной или духовной категории. Если, например, ноги ходят, глаза видят, уши слышат, то возни- кает вопрос, относятся ли и субъект и пре- дикат к категории материального, является ли свет, который мы видим, звук, который мы слышим, и движение, которое совершает- ся ногами, чем-то материальным пли нема- териальным? Глаза, уши, ноги — осязаемые и весомые субъекты, между тем предика- ты — зрение и свет, слух и звук, движе- ние и шаги (не говоря о ногах, которые произ- водят движение) — неосязаемы и невесомы.
Каков же объем понятия материи? Относятся ли цвета, свет, звук, пространство, время, теплота и электричество к этому понятию или необходимо подыскать для них другую категорию? Одним различением субъекта и предиката, вещей и свойств мы здесь не обойдемся. Когда глаз видит, то осязаемый глаз, во всяком случае, является субъектом. Но точно так же можно перевернуть фразу и сказать, что невесомое зрение, силы света и зрения являются главными фактами, субъектами, а материаль- ный глаз лишь орудием, второстепенной вещью, атрибутом, или предикатом.
Одно очевидно: вещества имеют не большее значение,
чем силы, силы — не большее, чем вещества. Тот материа- лизм ограничен, который отдает предпочтение веществу


и за счет силы увлекается вещественным. Кто делает силы свойствами, или предикатами, вещества, плохо разобрался в относительности, в подвижности различия между суб- станцией и свойством.
Понятие материи и материального до сих пор остава- лось чрезвычайно запутанным понятием. Подобно тому как юристы не могут прийти к соглашению относительно начала жизни ребенка в утробе матери, или как языковеды спорят о том, где начало языка — является ли призыв- ный крик или любовное пение птицы языком или нет, следует ли отнести язык мимики и жестов к той же категории, что и членораздельную речь или нет, — точно так же и материалисты старой механистической школы спорят о том, что такое материя: подходит ли под это понятие только осязаемое и весомое или же все видимое, обоняемое, слышимое и, наконец, вся природа есть материал для исследования и соответственно с этим все может быть названо материальным, даже и челове- ческий дух, ибо и этот объект служит теории познания в качестве материала.
Итак, признак, отличающий механических материа- листов прошлого столетия от социал-демократических материалпстов, прошедших школу немецких идеалистов, состоит в том, что последние ограниченное понятие только осязаемой материи распространили на все вообще материальное.
Нельзя ничего возразить против того, что крайние материалисты отличают весомое или осязаемое от обоняе- мого, от слышимого или, наконец, от мира идей. Мы можем упрекнуть их лишь в том, что они чрезмерно поль- зуются этим различением, что они упускают из виду род- ственное и общее в вещах или свойствах и различают весомую и осязаемую материю «метафизически», или toto caelo, и не видят значения общего класса, объемлющего противоположности.
Современное естествознание еще до сих пор во многих отношениях стоит всецело на точке зрения материалистов прошлого столетия. Эти материалисты были общими теоре- тиками, так сказать философами естествознания, поскольку оно и до сих пор еще ограничивает свое исследование механическим, т. е. конкретным, осязаемым и весомым. Правда, естествознание уже давно начало преодолевать эту точку зрения; уже химия вышла за пределы механиче - ской ограниченности, и вот появились новые познания об изменении формы сил, о переходе тяжести в теплоту, элект-
ричество и т. д. Но естествознание все еще остается ограни- ченным. Исследование человеческого духа и всех тех от- ношений, которые им вызываются в человеческой жизни, т. е. политических, юридических, экономических и всех про- чих, естествознание исключает из сферы своего изучения, все еще находясь под влиянием старого предрассудка, что дух есть нечто метафизическое, дитя некоего другого мира.
Не потому естествознание заслуживает упрека в огра- ниченности, что оно разграничивает механические, хими- ческие, электротехнические и прочие познания, выделяя их в особые области, а потому, что оно это разделение преувеличивает, упускает из виду связь между духом и материей и до сих пор не в силах отделаться от «метафизи- ческого» образа мышления...
Не различные взгляды на звезды пли животных, растения или камни разделяют людей на материалистов и идеалистов; определяющим моментом является исклю- чительно и единственно взгляд на отношение между телом и духом.
Убеждение в полной ошибочности немецкого идеализма, не перестававшего считать дух метафизической первоосновой, который якобы создает и производит осязаемые, видимые, обо- няемые и прочие материи, с неизбежной необходимостью привел к социалистическому материализму, который называет себя «социалистическим» потому, что социалисты Маркс и Энгельс впервые ясно и точно установили, что материальные и именно экономические отношения человеческого общества образуют основу, которая в конечном счете обусловливает собой всю надстройку правовых и политических учреждений, так же как и религиозных, философских и иных представлений каждой исторической эпохи. Вместо того, чтобы, как прежде, объяснять бытие человека из его сознания, теперь, напротив, объясняют сознание из бытия и главным образом из экономического поло- жения человека, из способа добывания им хлеба.
| Социалистический материализм понимает под «материей» не только весомое и осязаемое, но и все реальное бытие — все, что содержится в универсуме, а ведь в нем содержится все, ибо все и универсум — это только два названия одной и той же вещи; и социалистический материализм хочет охватить все одним понятием, одним названием, одним классом — безразлично, называется ли этот универсаль- ный класс действительностью, реальностью, природой или мате рией.
Мы, новейшие материалисты, не придерживаемся того ограниченного мнения, что весомая и осязаемая материя
|
|
|
| есть материя par excellense*; мы стоим на той точке зрения, что и запах цветов, и звуки, и всякие запахи — тоже материя. Мы не смотрим на силы как па простой придаток, как на чистый предикат вещества, а на вещество, осязаемое вещество, как на «вещь», которая господствует над всеми свойствами. Мы смотрим на вещество и на силы демократически. И те, и другие имеют для нас оди- наковую ценность; взятые в отдельности, они не больше, чем свойства, придатки, предикаты или атрибуты великого целого — природы. Нельзя смотреть на мозг как на гос- подина, а на духовные функции — как на подчиненного ему слугу. Нет, мы, современные материалисты, утвер- ждаем, что функция в такой же степени есть самостоя- тельная вещь, как и осязаемое мозговое вещество или какая-либо иная материальная вещь. И мысли, их источ- ник и их природа точно такая же реальная материя и столь же заслуживающий изучения материал, как и все иное. Мы потому являемся материалистами, что не делаем из духа никакого «метафизического» чудовища. Мысли- тельная сила для нас столь же мало «вещь в себе», как и сила тяжести или глыба земли. Все вещи суть только звенья великой универсальной связи; она одна вечна, истинна, постоянна, она — не явление, а единственная «вещь в себе» и абсолютная истина.
Так как мы, социалистические материалисты, имеем одно понятие, связывающее воедино материю и дух, то для нас и так называемые духовные отношения, как политика, религия, мораль г. прочее, тоже суть материальные отноше- ния; а на материальную работу, ее вещества и вопросы же- лудка мы лишь постольку смотрим как на базис, предпосыл- ку и основу всякого духовного развития, поскольку живот- ное по времени предшествует человеческому, что нисколько не мешает нам высоко ценить человека и его интеллект. Социалистический материализм отличается тем, что
| он не недооценивает, подооно материалистам старой школы, человеческий дух, но также не переоцени- вает его, подобно немецким идеалистам, а в своей оценке знает меру, рассматривая механизм, как и философию, критически-диалектическим взглядом как звенья нераз- дельного мирового процесса и ми рового прогресса... [218—226] Так как мы не сходимся со старым и мате- риалистам и, которые полагают, что они уже достаточна объяснили, что такое интеллект, назвав его свойством

* — по преимуществу. Ред.
мозга, то мы и не можем отделаться от нашего объекта, человеческого духа, одним взмахом ножа. Спекулятивный путь, который старается одними умствованиями понять сущность духа во внутренних выделениях головы, не мо- жет быть нашим путем, так как спекулятивные идеалисты этим достигли слишком незначительных результатов. И вот очень кстати является Геккель со своим взглядом на правильный метод науки. Он рассматривает челове- ческий дух, как он действовал исторически, и это нам кажется совершенно правильным методом...
Первым духовным соединением comme il faut было опуб- ликованное лишь в 1859 году открытие Дарвина о естественном отборе в борьбе за существование — так полагает Геккель, но мы позволяем себе быть на этот счет другого мнения.
Пусть уважаемый читатель не поймет меня превратно: мы не хотим оспаривать, что Дарвин и Геккель правильно и на- учно связали свой индивидуальный дух с миром растений и животных и создали чистые кристаллы познания, но мы хотим лишь отметить, что новейший диалектический материализм стоит на той точке зрения, что Дарвин и Геккель, как бы ни была высока их заслуга, не были первыми и единственными, сумевшими создать такие кристаллы. «Жалкие» музейные зоологи и гербарпые ботаники также оставили нам частицу настоящей науки...
Путем восприятия и собирания фактов и описания их добывается новый свет или, вер- нее, увеличивается прежде добытый. Заслуга; Дарвина велика, но не так безгранична, чтобы Геккель имел основание считать «науку» чем- то более высоким, чем повседневное соедине- ние человече ского духа с материальными фактами.

В первой части настоящего исследования было указано на то, что ограниченный материализм не только считает человеческий дух свойством мозга — с этим никто не спорит, — но из этой связи непосредственно или косвенно выводит, что приписываемый мозгу пре- дикат разумности или познавательной способности не есть субстанциальный объект исследования, а, наоборот, изучени е материального мозга способно дать достаточно для объяснения свойств духа. В противовес этому наш диалектический материализм доказывает, что вопрос следует рассматривать, согласно указанию Спинозы, под углом зрения универсума, sub specie aeternitatis *,

* — с точки зрения вечности. Р ед,
В бесконечном универсуме материя старых и уже уста- релых материалистов, осязаемая материя, не получает ни малейшего права считать себя более субстанциальной, т. е. более непосредственной, ясной или определенной, чем какое-либо другое явление природы...
Те материалисты, которые превращают осязаемую материю в субстанцию, а неосязаемую мозговую функцию только в акциденцию, слишком умаляют эту функцию. Чтобы получить о ней более удачное и правильное представление, прежде всего необходимо вернуться к тому факту, что это — дети одной матери, что это — два явления природы, которые мы освещаем, описывая их, подразделяя на классы, виды и подвиды. Если мы констатируем относительно материи, — с чем никто, конечно, не спорит, — что она есть явление природы, и то же самое говорим о духовной способности человека, то мы знаем еще очень мало и о том, и о другом; но мы знаем, что это — братья и что никто не может их чрезмерно отделять друг от друга; никто не может проводить между ними различия toto genere, toto coelo *.
| Если мы хотим больше узнать, например, о материи, то мы для этого должны поступить так, как это делали в прошлом музейные зоологи и гербарные ботаники, мы должны узнать ее различные классы, семейства, виды, исследовать их, должны описать их возникно- вение, уничтожение и превращение друг в друга. Это и есть наука о материи. Кто
хочет большего, тот хочет чрезмерного, не по- нимает, что такое знание; тот не понимает ни органа науки, ни его применения. Если старые материалисты имеют дело с частными видами материн, то они поступают безусловно научно; но когда они имеют дело с абстрактной материей, с всеобщим понятием ее, то они оказываются совершенно беспомощными в этой абстрактной науке. Заслуга и деалистов в том,
что они, по крайней мере, настолько подви- нули вперед умение пользоваться абстракцией и общими понятиями, что новейший социали- стический материализм, наконец, может понять, что и виды материи, и понятия являются обыкновенными продуктами при- роды, и нет ничего и быть не может ничего такого, что не относилось бы к единой неогра- ниченной категории естественного мира.

* — во всех отношениях; всецело, по всей линии, принципиально,

NB
Наш материализм отличается своим спе- цифически выраженным знакомством с общей природой духа и материи. Там, где этот совре- менный материализм делает объектом своего исследования человеческий дух, он рассма- тривает его как всякий другой материал для исследования, т. е. так же, как музейные зоо- логи, гербарные ботаники и дарвинисты посту- пают с исследованием и описанием своих объектов. Бесспорно, первые своей классификацией пролили свет на тысячи видов, однако это был недостаточно сильный свет, и Дарвин его настолько усилил, что это добавочное освещение затмило начало; но и старые систематики должны были ведь «познавать», прежде чем классифицировать, поэтому и дарвиновское познание есть не что иное, как подведенная под понятие развития классификация, которая благодаря описанию процессов природы дает более точное отображение собранных фактов...
Материалистическая теория познания сводится
| гие куски природы, творческая сущность которо-
| к признанию того, что человеческий орган по- знания не испускает никакого метафизического света, а есть кусок природы, отражающий дру-
го выясняется из нашего описания его. Такое описание требует от теоретика познания, или фи- лософа, чтобы он рассматривал свой объект так же точно, как зоолог — изучаемое им животное. Если же мне бросят упрек, почему я сам не де- лаю этого тотчас, то ведь нельзя же забывать, что и Рим был выстроен не в один день.
Удивительно, что эти просвещенные естествоиспытатели, которые так хорошо понимают, что вечное движение природы благодаря приспособлению, наследственновти, естественному отбору, борьбе за существование и т. д. создало из протоплазмы и моллюсков слонов и обезьян, не могут понять, что таким же путем развился и дух. Почему то, что могло случиться с костями, не могло случиться с разумом?..
Подобно тому как музейный зоолог изучал своих животных путем описания класса, вида, семейства, по- которым они распределены, так и человеческий дух должен быть исследован путем изучения различных видов этого духа. Каждая личность обладает своим особым интеллектом, а все интеллекты вместе могут рассматри-

N B
N B
вагься как ответвления одного общего духа. Отчасти этот общий человеческий дух, как и личный, имеет свое развитие в прошлом, отчасти в будущем; он проделал различные, многообразные метаморфозы, и если мы, проследи их, дойдем до начала человеческого рода, то мы подойдем к той ступени, где божественная искра падает до степени животного инстинкта. Ставший зверем человеческий дух является, таким образом, мостом к настоящим животным духам, и так мы доходим до духа растений, деревьев и гор. Это значит: мы доходим, та- ким образом, до понимания, что между духом и мате- рией, как между всякими частями универсального един- ства природы, существуют постепенные переходы и исче- зающее различие лишь в степени, но не метафизическое различие.
Так как старый материализм этих фактов не понял, так как он не сумел понять материю и дух как абстракт- ные образы конкретных явлений и, несмотря на свое религиозное вольнодумство и низкую оценку божествен- ного духа, не знал, откуда и как взялся естественный дух, и вследствие этого незнания никак не мог преодо- леть метафизики, — то Фридрих Энгельс назвал этот беспомощный, неспособный разобраться в абстрактной науке материализм метафизическим, а материализм
социал-демократии, которая благодаря предшествовав- шему немецкому идеализму прошла лучшую школу, — диалектическим.
С точки зрения этого материализма дух есть собира- тельное название духовных явлений, точно так же как материя — собирательное название материальных явле- ний, а оба вместе образуют одно понятие и называются одним именем — явления природы. Это есть новый теоретико-познавательный способ мышления, который вторгается во все отдельные науки, во все отдельные мысли и устанавливает положение, что все вещи в миро должны быть рассматриваемы sub specie aeternitatis, с точки зрения универсума. Этот вечный универсум настолько слит со своими временными явлениями, что вся вечность — временна, и все временное — вечно.
|