Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основной вопрос социал-демократической философии 5 страница
сделать только с помощью естественных сил и материалов.
[261] Как в техническом производстве явления природы предстают в своем телесном виде, так в науке изменения природы являются н ам с своей духовной стороны. Как производство оставляет в конечном счете неудовлетворен- ной преувеличенную потребность в творчестве, так наука, или «познавание природы», не удовлетворяет всецело
|
| нашей преувеличенной потребности в причинном объяс- нении. Но как благоразумный человек не будет жаловаться на то, что мы для творчества вечно нуждаемся в материале и из ничего, из благих желаний ничего не можем сделать, так и тот, кто вникнет в природу познания, не захочет выйти за пределы опыта. Как для творчества, так и для познания, или объяснения, нам нужен материал. Поэтому никакое познание не может выяснить, откуда материал происходит пли берет начало. Мир явлений, или материал, это — нечто примитивное, субстанциальное, не имеющее ни начала, ни конца, ни происхождения. Материал имеется налицо, существование его материально (в более широком смысле этого слова), и человеческая способность познавать или сознавать — часть этого материального существова- ния, которое, как и всякие другие части, может выполнить только одну определенную, ограниченную функцию, а именно познание природы...
| С того времени, как четвертое сословие выдвинуло свои притязания, наши официальные ученые вынуждены проводить консервативную, реакционную политику. Теперь они упорст- вуют, хотят узаконить свое заблуждение и пятятся назад к Канту. Пусть с покойным Ланге это случилось во время одной невинной, но полной ошибок экскурсии; но многие его последователи — хитрые иезуиты, пользующиеся работой своего предшественника как хорошим средством против нового общества и принуждающие нас довести критику разума до самых его корней.
|
| Все, что мы воспринимаем, говорят неокантианцы, можно воспринимать только через очки сознания. Все, что мы видим, слышим, чувствуем, должно к нам прийти через ощущения, следовательно через душу. Поэтому мы не можем воспринимать вещи в их чистом, истинном виде, а только так, как они являются нашей субъективности. По Ланге, «ощущения суть материал, из которого со- здается реальный внешний мир». «Основной вопрос, о котором идет речь (т. II, стр. 98), можно определить совершенно точно. Это своего рода яблоко грехопадения, по Канту: отношение между субъектом и объектом в познании».
Так подсовывают собственную вину послекантовской философии. Вот что говорит Ланге: «По Канту, наше познание вытекает из взаимодействия обоих (субъекта и объекта), — бесконечно простое и все же часто игно- рируемое положение. Из этого взгляда вытекает, — • продолжает Ланге, — что наш мир явлений не только продукт нашего представления, но результат объектив- ных воздействий и субъективного их изображения.
Не то, что отдельное лицо так или иначе познает благо- даря случайному настроению или несовершенной органи- зации, а то, что человечество в целом должно познавать благодаря своей чувственности и рассудку, Кант называл в известном смысле объективным. Он называл такое знание объективным, поскольку мы говорим только о нашем опыте; напротив, он называл его трансцендентным или, иными словами, ложным, если мы распространим такое знание на вещи в себе, то есть на абсолютные, независимо от нашего познания существующие вещи»...
Да, материалисты до сих пор не потрудились учесть субъективный элемент нашего познания и принимали без критики чувственные объекты за чистую монету. Эта ошпбка должна быть исправлена.
Примем мир за то, что он есть по Канту: за смесь субъекта и объекта, но будем стоять на том, что весь мир — одна смесь, одно единство; признаем также, что это единство диалектично, т. е. составляется из своей противоположности, из смешения или множественности. И вот во множественности мира есть вещи, как доски, камни, деревья и кучи глины, которые безусловно назы- вают объектами. Я говорю: «их называют», но еще не говорю, что они — объекты. Есть также вещи, как цвета, запахи, теплота, свет и прочее, объективность которых уже более сомнительна; затем идут вещи, которые ото- двинуты еще дальше, как физическая боль, жажда любви и весенние чувства, которые безусловно субъек- тивны. Наконец, есть еще объекты, которые являются более субъективными и самыми субъективными, в сравни- тельной и превосходной степени, как случайные настроения, сны, галлюцинации и т. п. Здесь мы подходим к самой сущности вопроса. Материализм одержал победу, раз должно быть признано, что сновидение — действи- тельный, несомненный, хотя и считающийся субъектив- ным, процесс. Мы готовы в таком случае присоединиться к «критическим» философам, утверждающим, что доски и камни, все те вещи, которые называют несомненными объектами, также воспринимаются нашими органами зрения и осязания, следовательно они не чистые объекты, а субъективные явления. Мы охотно признаем, что уже мысль о чистом объекте, или «вещи в себе», — несуразная мысль, которая, так сказать скосила глаза в другой мир.
Objec-
tiv * по
Канту
NB
NB
* - объективное, Ред.
Различие между субъектом и объектом относительно. Оба они одного рода. То, что мы воспринимаем способностью пони- мания, мы воспринимаем как часть целого и как целую часть...
[268—272] Осознание этой диалектики освещает и вполне разъясняет мистическое стремление искать истину за видимо- стью, то есть за каждым предикатом искать субъект. Только при неумении диалектически оперировать понятиями это стрем- ление может принять настолько ложное направление, что будет искать субъект вне предиката, истину вне явлений. Критиче- ская теория познания должна познать сам инструмент опыта как неч то опытное, а поэтому разговоры о том, чтобы выйти за пределы всякого опыта, становятся бессмысленными.
Если современные философы во главе с историком материа- лизма, подойдя к самой сущности вопроса, заявляют, что мир — это явления, т. е. объекты познания природы, что это познание имеет дело с изменениями, но что мы ищем еще высшего познания или вечных, существенных объектов, то становится ясно, что это — или обманщики, или глупцы, которые не довольствуются изучением всех песчинок кучи песка, а за всеми песчинками ищут еще какую-то не имеющую песчинок кучу песка.
Кто совершенно порвал с нашей юдолью плача — миром явлений, пусть усаживается вместе со своей бессмертной душой в огненную колесницу и отправляется на небо. Но кто хочет остаться здесь и верить в спасительность научного познания природы, тот должен довериться материалистической логике.
А ее § 1 гласит: интеллектуальное царство — только от мира сего, а § 2: деятельность, которую мы называем познанием, пони- манием, объяснением, может заключаться в классификации по родам и видам этого чувственного мира, проникнутого единст- вом бытия; она не может заниматься ни чем иным, кроме фор- мального познания природы. Другого познания не существует. Но вот является метафизическое стремление, которое не довольствуется «формальным познанием» и хочет — само не зная как — познавать. Ему кажется недостаточным точно классифицировать при помощи ума данные опыта. То, что естествознание называет наукой, для него
| лишь суррогат, жалкое, ограниченное знание; он требует неограниченного одухотворения, так, чтобы вещи совер- шенно растворились в понятии. Но почему же это милое стремление не хочет понять, что оно только ставит чрез- мерные требования? Мир не происходит из духа, а наобо- рот. Бытие не есть вид интеллекта, а наоборот, интел- лект — вид эмпирического существования. Бытие есть то абсолютное, что вездесуще и вечно; мышлен ие — это только особая, ограниченная форма его...
Erscheinungen und Wesen *
| Наука или познание не должны заменять жизни, жизнь не может исчерпываться наукой, потому что она есть нечто большее. Поэтому познанием или объяснением нельзя преодо- леть никакой вещи. Никакая вещь не может быть вполне познана: эта вишня — так же мало, как это ощущение. Если я изучил и понял вишню по всем требованиям науки — ботанически, химически, физиологически и т. д., то все же я действительно ее узнал лишь после того, как одновременно воспринял: увидел, потрогал и проглотил ее...
Скудной философской критикой, неистовствующей в настоящее время, человеческий рассудок изобра- жается как жалкий бедняк, способный объяснить только поверхностные явления вещей, истинное же объяснение для него якобы закрыто, сущность вещей для него непостижима. И возникает вопрос: имеет ли каждая вещь свою особую сущность, бесконечное множество этих сущностей или весь мир только одно целое? Тут легко видеть, что наша голова обладает способностью все приводить в связь, суммировать все части и делить все суммы. Все явления интеллект делает сущностями, а сущности познает как явления единой великой сущности — природы. Противоречие между явлением и сущностью — совсем но противоречие, а логическая операция, диалектическая формальность. Сущность Вселенной есть явление, а ее явления выра- жают сущность.
Поэтому, да здравствует это стремление, эта метафи- зическая потребность за всякой видимостью искать сущность, но при том условии, если она признает «формальное познание природы» единственно разумной практикой науки. Стремление выйти за пределы явлений к истине и сущности есть божественное, небесное, т. е. научное стремление. Но оно не должно хватать через край; оно должно знать свои границы. Оно должно искать божественное и небесное в земном и преходящем и не отделять своих истин и сущностей от явлений; оно должно только искать субъективных объектов и отно- сительной и стины.
С последним согласятся, пожалуй, и старые и новые кантианцы, мы не можем только согласиться с их мрач- ным смирением, с тем взглядом, который они украдкой
* — Явления и сущность. Ред.
бросают на высший мир и которым они сопровождают свое учение. Мы не согласны с тем, что «границы позна- ния» перестанут быть все-таки границами, причем вера постоянно сопровождает неограниченный рассудок. Их разум говорит: «Где имеются явления, там должно быть также нечто трансцендентное, что является». А наша критика говорит: «То, что является, и есть само явление; субъект и предикат однородны»...
Монистическое миросозерцание естествоиспытателей- естествоиспытателей в более узком смысле слова — недо- статочно... Монистическим наше воззрение может стать лишь благодаря материалистической теории познания.
Как только мы поймем в общем отношение между субъек- том и предикатом, нельзя будет более отрицать, что наш интеллект — это вид или форма эмпирической действи- тельности. Материализм, правда, уже давно установил
это кардинальное положение, но оно осталось голым утверждением, скорее предвосхищением. Для доказатель- ства необходим общий взгляд, что наука вообще не хочет и не может хотеть ничего иного, кроме классификации чув- ственных наблюдений по родам и по видам. Расчленение или расчлененное единство, это — все, что она может и чего она желает.
Дикари обожествляют солнце, луну и другие вещи. Цивилизованные люди сделали дух богом, а способность мышления своим фетишем. В новом обществе этого не должно быть. Там люди живут в диалектическом обще- нии, как множество в единстве; и свету познания также суждено будет стать орудием среди других орудий.
101: Marx uber Dialek- [101: Маркс о диалектике. ] tik*.
256: Lange— erbarmlichste [256: Ланге — жалкое барах-
Zappelei in metaphy- танье в метафизических
sischer Schlinge. силках. ]
233: Hegel выше Дар- [233: Гегель выше Дар- вина в учении о раз- вина в учении о разви- витии. тии. ]
Замечания написана не ранее Печатаются впервые,
февраля — не позднее октября по подлиннику
1908 г.
* Текст на левой стороне страницы написан В. И. Лениным на обложке книги И. Дицгена; цифры указывают страницы книги Дицгена (см. на- стоящий том, стр. 390, 448, 443). Ред.
Г. В. ПЛЕХАНОВ. «ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ МАРКСИЗМА» 211
СПБ., 1908
[23—24] Идеалисты сначала превращают мышление в самостоятельную, независимую от человека сущность («субъект для себя»), а потом объявляют, что в ней, в этой сущности, разрешается противоречие между бытием и мышлением. Именно потому, что ей, независимой от мате- рии сущности, свойственно отдельное, независимое бытие. И оно действительно разрешается в ней, так как что же такое — эта сущность? Мышление. И это мышление существует, — есть, — независимо ни от чего другого. Но это решение противоречия есть чисто формальное решение его. Оно достигается только тем, что, — как мы уже говорили выше, — устраняется один из его эле- ментов: именно, независимое от мышления бытие. Бытие
| оказывается простым свойством мышления, и когда мы говорим, что данный предмет существует, это значит только то, что он существует в мышлении... Быть не зна- чит существовать в мысли. В этом отношении философия Фейербаха гораздо яснее философии И. Дицгепа. «Дока- зать, что нечто существует, — замечает Фейербах, — значит доказать, что оно существует не только в м ы с л и» *...
[28—31] Материалистическое объяснение истории имело прежде всего методологическое значение. Это прекрасно понимал Энгельс, когда писал: «нам нужны не столько голые результаты, сколько изучение (das Studium); результаты— ничто, если брать их независимо от ведущего к ним разви- тия» **...
* Werke, X. 187. ** NachlaB, I, 477.
| Вообще одной из самых великих заслуг Маркса и Энгельса перед материализмом является выработка ими правильного
метода. Сосредоточив свои усилия на борьбе со с п е к у л я- тивным элементом в философии Гегеля, Фейербах мало оце- нил и использовал ее диалектический элемент. Он говорит: «истинная диалектика есть вовсе не диалог уединен- ного мыслителя с самим собой; она есть диалог между я и ты» *. Но, во-первых, у Гегеля диалектика тоже не имела значения «диалога уединенного мыслителя с самим собой»; а во-вторых, замечание Фейербаха правильно определяет исходную точку философии, но не ее метод. Этот пробел был пополнен Марксом — Энгельсом, которые поняли, что оши- бочно было бы, борясь со спекулятивной философией Гегеля, игнорировать его диалектику...
Диалектику многие смешивают с учением о разви- тии, и она, в самом деле, есть такое учение. Но диа- лектика существенно отличается от вульгарной «теории»
эволюции, которая целиком построена на том принципе, что ни природа, ни история не делают
скачков и что все изменения совер- шаются в мире лишь постепенно. Еще Гегель показал, что понятое таким образом учение о развитии смешно и несостоятельно...
[33]... Вообще права диалектического мышления подтверждаются у него * * диа- лектическими свойствами б ы т и я. Бы- тие и здесь обусловливает собой мышление... [39] Итак, свойства географической среды обусловливают собой развитие производительных сил; развитие же производи- тельных сил обусловливает собою развитие экономических, а вслед за ними и всех других общественных отношений...
[42] Каждой данной ступени развития производительных сил соответствует определенный характер вооружения, вое п- ного искусства и, наконец, международного— точнее: междуобщественного, т. е. между прочим и междуп леменного, — права. Охотничьи племена не могут создавать крупных политических организаций именно потому, что низкий уровень их производительных сил вынуж- дает их, по образному древнерусскому выражению, раз- бредаться розно, небольшими общественными груп- пами, в поисках средств существования...
[46—47] По Марксу, географическая среда влияет на чело- века через посредство производственных отношений, возникающих в данной мест-
* Werke, II, 345, ** Энгельса. Ред.
ности на основе данных производитель- ных сил, первым условием развития кото- рых являются свойства этой сред ы...
[65—66] Характер «экономической структуры» и то направ- ление, в котором изменяется этот характер, зависят не от воли людей, а от состояния производительных сил и от того, какие именно изменения в производственных отношениях возникают и становятся нужными для общества вследствие дальнейшего развития этих сил. Энгельс поясняет это следующими словами: «Люди сами делают свою историю, но они до сих пор делали ее, — даже внутри отдельных обществ, — не по общей воле и не по общему плану. Их стремления взаимно перекрещивались, и именно потому во всех таких обществах царствует необходи- мость, дополнением и внешней формой проявления которой служит случайность». Человеческая деятельность сама определяется здесь не как свободная, а как необходимая, т. е. как законосообразная, т. е. как могущая стать объектом научного исследования. Таким образом, исторический материализм, не переставая указы- вать на то, что обстоятельства изменяются людьми, в то же время впервые дает нам возможность взглянуть на про- цесс этого изменения с точки зрения науки. И вот почему мы имеем полное право сказать, что материалистическое объяснение истории дает необходимые про- легомены для всякого такого учения о человеческом обществе, которое захочет выступить как наука...
[68] В первобытном обществе, не знающем разделения на классы, производительная деятельность человека непосред- ственно влияет на его миросозерцание и на его эстетический вкус...
[81—82] Если бы мы захотели кратко выразить взгляд Маркса—Энгельса на отношение знаменитого теперь «основа- н и я» к не менее знаменитой «н а д с т р о й к е», то у нас полу- чилось бы вот что:
1) Состояние производительных сил;
2) Обусловленные им экономические отношения;
3) Социально-п олитический строй, выросший на данной экономической «основе»;
4) Определяемая частью непосредственно экономикой, а ча- стью всем выросшим на ней социально-политическим строем психика общественного человека;
5) Различные идеологии, отражающие в себе свой- ства этой психики...
[98] Возьмем для примера наш современный аграрный вопрос. Умному помещику — кадету «принудительное отчуждение земли» может казаться более или менее, — т. о. обратно пропор- ционально величине «справедливого вознаграждения», — печаль- ной исторической необходимостью. А вот крестьянину, стремящемуся достать «землицы», более или менее печальною
необходимостью будет представляться, наоборот, только это «справедливое вознаграждение», а само «принудительное отчуж- дение» непременно покажется ему выражением его свободной воли и самым драгоценным обеспечением его свободы.
Говоря это, мы касаемся, может быть, самого важного пункта в учении о свободе, пункта не упомянутого Энгельсом, конечно, только потому, что человеку, прошедшему школу Гегеля, этот пункт понятен и без всяких пояснений..,
Фейербах и Дицген. 24 *.
Пометки сделаны не ранее мая
1908 г.
Впервые напечатаны частично
в 1933 г. в Ленинском
сборнике XXV
Полностью напечатаны в 1958 г»
в 4 издании Сочинений Печатаются по подлиннику
В. И. Ленина, том 38
* Имеется в виду 24 стр. книги Плеханова ( см. настоящий том, стр. 455). Ред.
В. ШУЛЯТИКОВ. «ОПРАВДАНИЕ КАПИТАЛИЗМА
В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ.
ОТ ДЕКАРТА ДО Э. МАХА»212
МОСКВА, 1908
[5—10] В интеллигентских кругах установилось тради- sic!
ционное отношение к философии... Философские идеи пред- ставляются слишком мало и слишком слабо связанными с какой бы то ни было классовой подпочвой...
Того же взгляда придерживаются весьм а и весьма многие марксисты. Они убеждены, что в рядах пролетарского авангарда допустимо пестрое разнообразие философских воззрений, что не имеет большого значения, исповедуют ли идеологи пролета- риата материализм или энергетику, неокантианство или махизм...
Придерживаться изложенного взгляда зна- чит впадать в наивную, прискорбнейшую ошиб- ку... Все без остатка философские термины н формулы, с которыми она* оперирует,... слу- жат |ей| для обозначения общественных классов, групп, ячеек и и х взаимоотношений. Имея дело с философской системой того или другого бур- жуазного мыслителя, мы имеем дело с картиной
классового стр оения общества, нарисованной
помощью условных знаков и воспроизводящей социальное profession de foi известной буржуазной группы...
Нельзя принимать эти картины за нечто такое, что можно было бы утилизировать и согласовать с пролетарским мировоз- зрением. Это значило бы впадать в оппортуни зм, пытаться соче- тать несоче таемое...
... Первый, блестящий опыт подобной переоценки sic!
|