Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПРИМЕЧАНИЯ. церкви. Влез Паскаль, напротив, направляет скептицизм против рационального познания, приходит к основанной на чувстве защите христианской религии.
церкви. Влез Паскаль, напротив, направляет скептицизм против рационального познания, приходит к основанной на чувстве защите христианской религии.
В XVIII веке скептицизм возрождается в агностицизме Давида Юма и Иммануила Канта, попытку модернизации античного скептицизма делает Готлоб Эрнст Шульце (Эне- зидем). В отличие от античного, новый скептицизм заявляет о невозможности научного познания. Аргументацию скеп- тицизма использовали махисты, неокантианцы и другие идеалистические философские школы середины XIX — на- чала XX столетий. В. И. Ленин назвал модный буржуаз- ный скептицизм «мертвой и мертвящей схоластикой», указав, что его классовый смысл выражается в «отчаянии в возмож- ности научно разбирать настоящее, отказе от науки, стре- млении наплевать на всякие обобщения, спрятаться от вся- ких «законов» исторического развития...» (Сочинения, 5 изд., том 25, стр. 44). В современной буржуазной философии скептицизм служит целям борьбы против последовательною диалектико-материалистического мировоззрения. — 30.
21 Номинализм (от лат. nomen — имя, название) — направле- ние в средневековой философии, считавшее общие понятия (универсалии) лишь именами единичных предметов, в про- тивоположность средневековому «реализму», который счи- тал, что общие понятия первичны по отношению к кон- кретным вещам и существуют «реально», независимо от них. Борьба номинализма и реализма была своеобразным вы- ражением борьбы материализма и идеализма в средневе- ковой философии. — 31.
22 Сенсуализм (от лат. sensus — чувство) — философское на- правление, сторонники которого единственной основой и источником познания считают ощущения, восприятия, страсти и т. п. Сенсуалистическую теорию познания, исхо- дящую из принципа: «нет ничего в интеллекте, чего бы прежде не было в чувстве», разработал Дж. Локк в сочинении «An Essay concerning Human Understanding», 1690 («Опыт о че- ловеческом разуме»). Сенсуалистами были последователи как материализма (Дж. Локк, Э. -Б. Кондильяк, К. -А. Гельве- ций), так и идеализма (Дж. Беркли). В. И. Ленин писал: «И солипсист, т. е. субъективный идеалист, и материалист могут признать источником наших знаний ощущения. И Беркли и Дидро вышли из Локка» (Сочинения, 5 изд., том 18, стр. 127). — 31.
23 Имеется в виду сочинение Э. -Б. Кондильяка «Traite des systemes...», 1749 («Трактат о системах...»); в переводе па русский язык книга была издана в 1938 году. — 31.
24 Вабувисты — сторонники Гракха Бабёфа, вождя утопи- чески-коммунистического движения «равных» в. 1795— 1796 годах во Франции. — 32.
примечания 629
25 В. И. Ленин имеет в виду произведение Л. Фейербаха «Grund- satze der Philosophie der Zukunft», 1843 («Основные положе- ния философии будущего»), представляющее собой про- должение афоризмов Фейербаха «Vorlaufige Thesen zur Reform der Philosophie», 1842 («Предварительные тезисы к реформе философии»), в которых Фейербах излагает основы своей материалистической философии и критикует идеалистическую философию Гегеля (см. Л. Фейербах. Избранные философские произведения, т. I, М., 1955, стр. 134—204, 114—133). — 33.
26 Fleur de Marie (Флёр де Мари) — героиня романа Эжена Сю «Парижские тайны». — 35.
27 В указанном месте К. Маркс цитирует следующие произве- дения Ш. Фурье: «Theorie des quatre mouvements et des desti- uees generales», 1808 («Теория четырех движений и всеоб- щих судеб»); «Le nouveau monde industriel et societaire», i 829 («Новый хозяйственный и социетарный мир») и «Theorie de 1'unite universelle», 1822 («Теория всемирного единства»). Ниже В. И. Ленин излагает эти цитаты (см. настоящий том, стр. 38—39). — 35.
28 D. И. Ленин имеет в виду «Anekdota zur neuesten deutschen Philosophie und Publicistik von Bruno Bauer, Ludwig Feuer- bach, Friedrich Koppen, Karl Nauwerk, Arnold Ruge und einigen Ungenannten» («Неизданное из области новейшей не- мецкой философии и публицистики Б. Бауэра, Л. Фейер- баха, Ф. Кёппена, К. Науверка, А. Руге и некоторых ано- нимов») — сборник статей, не допущенных цензурой к опу- бликованию в немецких журналах; был издан А. Руге в 1843 году в Цюрихе. В сборнике были опубликованы пер- вые публицистические статьи К. Маркса: «Заметки о новей- шей прусской цензурной инструкции» и «Лютер как третей- ский судья между Штраусом и Фейербахом» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 1, стр. 3—29). — 36.
29 «/ mpuissance, mise en action» («бессилие в действии») — слова из книги Ш. Фурье «Theorie des quatre mouvements et des destinies generales», 1808 («Теория четырех движений и всеобщих судеб»), часть II, эпилог. — 39.
30 Филантропы-тори — группа английских политических дея- телей и литераторов «Молодая Англия», возникшая в начале 40-х годов XIX века и принадлежавшая к пар- тии тори. Выражая недовольство земельной аристократии усилением экономического и политического могущества буржуазии, деятели «Молодой Англии» прибегали к де- магогическим приемам и мелким подачкам, чтобы под- чинить своему влиянию рабочий класс и использовать его
|