Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПРИМЕЧАНИЯ. 63 Имеется в виду написанное в 1843 году письмо JI
63 Имеется в виду написанное в 1843 году письмо JI. Фейербаха К. Марксу, в котором подвергается критике философия Шеллинга (см. L. Feuerbach. Samtliche Werke, Bd. IV, 1910, S. 434—440). Письмо Фейербаха написано в ответ на письмо Маркса к нему от 3 октября 1843 года (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 27, стр. 375—377). — 76.
64 Конспект книги Гегеля «Наука логики» записан в трех тетрадях, имеющих общую нумерацию страниц 1—115 и озаглавленных, соответственно, «Hegel. Логика I», «Hegel. Логика II» и «Hegel. Логика III». На обложке первой тет- ради Лениным написан также общий заголовок всей серии: «Тетрадки по философии. Гегель, Фейербах и разное», а на внутренней стороне обложки записано содержание томов Сочинений Гегеля (см. настоящий том, стр. 78); первые четыре страницы рукописи написаны на вклеенных в те- традь листках в клетку, меньшего формата, чем сама тетрадь, и аналогичных тому, на котором записано содержание то- мов Сочинений Фейербаха и Гегеля (см. стр. 346); это свидетельствует о том, что тетрадь «Hegel. Логика I» была начата раньше других «Тетрадок по философии» 1914— 1915 годов (см. примечание 31). На обложке второй тетради помечено: «NB стр. 7 6» (на этой странице начинается кон- спект третьего раздела «Учения1 о понятии» — «Идея» — см. настоящий том, стр. 174). В конце страницы 111-ой (3-я тетрадь) указана дата окончания работы Ленина над Кон- спектом: «Конец «Логики». 17. XII. 1914». После 115 стра- ницы, на которой кончается Конспект, следуют чистые листы, а на последних двух страницах тетради «Hegel. Ло- гика III» написаны заметки «К новейшей литературе о Гегеле» (см. стр. 347—350). Параллельно с «Наукой логики» Ленин конспектирует ряд разделов первой части «Энцикло- педии философских наук».
Конспект главного произведения Гегеля занимает цеп- тральное место среди ленинских философских конспектов 1914—1915 годов. В нем Ленин раскрывает идеализм и историческую ограниченность гегелевской логики, показы- вая вместе с тем, что в мистической форме Гегель прослежи- вает «отражение в движении понятий движения объектив- ного мира» (стр. 160). Ленин рассматривает все основные законы, категории, элементы диалектики, их связь с прак- тикой, соотношение диалектики, логики и теории познания, диалектический характер развития философии, естество- знания, техники. В Конспекте содержится важнейший ле- нинский фрагмент об элементах диалектики (см. стр. 202— 203). — 77.
65 Имеется в виду первое немецкое издание Сочинений Гегеля; 1—18 тома вышли в 1832—1845 годах, 19 (дополнительный) том в двух частях вышел в 1887 году. В. И. Ленин выписал
примечания 641
содержание этих томов на обложке тетради «Hegel. Логика I» (см. настоящий том, стр. 78); на русском языке вышло 14 томов Сочинений Гегеля (тт. I—XIV, 1929—1959). — 79.
66 «Наука логики» («Wissenschaft der Logik») — главное сочи- нение Гегеля. На основе идеалистического принципа то- ждества бытия и мышления в нем исследуются логические категории как моменты абсолютной идеи, в которой Гегель видел сущность действительности. В «Науке логики» си- стематически — в виде саморазвития понятий — изложена идеалистическая диалектика Гегеля. Сочинение состоит из трех книг: первая («Учение о бытии») была издана в начале 1812, вторая («Учение о сущности») — в 1813, третья («Уче- ние о понятии») — в 1816 году в Нюрнберге. В 1831 году Гегель приступил к подготовке нового издания, но успел переработать лишь первую книгу и написать предисловие ко второму изданию (датировано 7 ноября 1831 года). На рус- ском языке «Наука логики» впервые была издана в 1916 году; для Сочинений Гегеля (тт. V—VI, 1937—1939) был осуще- ствлен новый перевод. — 79.
67 См. Аристотель. Метафизика, книга I, глава 1 (М. —Л,, 1934, стр. 20). — 82.
68 «Парменид» — диалог Платона, названный по имени глав- ного представителя элейской школы (см. примечание 110). В диалоге развита идеалистическая диалектика, которую Пла- тон применяет здесь к своему учению об идеях. В «Лекциях по истории философии» (это место отмечено В. И. Лениным — см. настоящий том, стр. 278) Гегель, называя диалог «знаменитейшим шедевром платоновской диалектики», вме- сте с тем отмечает, что в «Пармениде» диалектика Платона носит еще скорее отрицательный, чем положительный характер, поскольку, говоря о противоречиях, философ недостаточно подчеркивает их единство. Русский перевод диалога см. в книге: Платон. Полное собрание творений, т. IV, Л., 1929, стр. 15-89. — 89.
69 Имеется в виду известное высказывание Канта: «Я должен был ограничить область знания, чтобы дать место вере» (П. Кант. «Критика чистого разума», Пг., 1915, стр. 18). Эта формула выражает противоречивость системы Канта, его стремление «примирить» непримиримое: веру и знание, науку и религию. В. И. Ленин в своем Конспекте пишет далее: «Кант принижает знание, чтобы очистить место вере» (настоящий том, стр. 153). — 91.
70 См. Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21, стр. 285). — 93.
642 примечания
71 Говоря о категории бытия, Гегель не случайно вспоминает об элеатах (о них см. примечание 110). Если логику он рас- сматривает как развитие абсолютной идеи в чистом виде, то в истории философии он видит исторический процесс этого развития. Поэтому, по мысли Гегеля, каждая категория логики исторически уже должна была быть выражена опре- деленной философской системой (бытие — элеатами, ничто — буддизмом, становление — Гераклитом и т. д.). «То, что есть первое в науке, — пишет он, — должно было оказаться и исторически первым». Выписав это положение, Ленин замечает: «Звучит весьма материалистично!», а в другом месте пишет: «Видимо, Гегель берет свое саморазвитие поня- тий, категорий в связи со всей историей философии. Это дает еще новую сторону всей Логики» (см. настоящий том, стр. 95 и 104). — 95.
72 < < Abstrakte und abstruse Hegelei» («абстрактная и темная ге- гельянщина») — выражение Ф. Энгельса (см. «Людвиг Фейер- бах и конец классической немецкой философии» — К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21, стр. 281). — 97.
73 См. Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21, стр. 284). — 97.
74 Мысль о бесконечности материи и процесса ее познания В. И. Ленин развивает в книге «Материализм и эмпи- риокритицизм» (см. Сочинения, 5 изд., том 18, стр. 274— 277). — 100.
75 Vberschwenglich (чрезмерный, преувеличенный, безмерный) — термин, употребляемый И. Дицгеном при характеристике от- ношения абсолютной и относительной истины, материи и духа и т. п. (см., например, настоящий том, стр. 427—428, 431). В. И. Ленин использует этот термин в ряде своих работ, раскрывая материалистическое понимание диалектики по- нятий. Так в «Материализме и эмпириокритицизме», разви- вая данную Ф. Энгельсом формулировку основного вопроса философии, Ленин писал: «Что в понятие материи надо включить и мысли, как повторяет Дицген в «Экскурсиях» (см. настоящий том, стр. 435—436. — Ред.), это путаница, ибо при таком включении теряет смысл гносеологическое про- тивопоставление материи духу, материализма идеализму, на каковом противопоставлении Дицген сам настаивает. Что это противопоставление не должно быть «чрезмерным», преувеличенным, метафизическим, это бесспорно (и в под- черкивании этого состоит большая заслуга диалектического материалиста Дицгена). Пределы абсолютной необходимости и абсолютной истинности этого относительного противопо-
примечания 643
ставления суть именно те пределы, которые определяют направление гносеологических исследований. За этими пре- делами оперировать с противоположностью материи и духа, физического и психического, как с абсолютной противопо- ложностью, было бы громадной ошибкой» (Сочинения, 5 изд., том 18, стр. 259). См. также замечание В. И. Ленина о диа- лектическом характере истины в произведении «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» (Сочинения, 5 изд., том 41, стр. 46). — 104.
76 О монадах Лейбница В. И. Ленин говорит также в Конспекте книги Л. Фейербаха «Изложение, анализ и критика фило- софии Лейбница» (см. настоящий том, стр. 68—71). — 104.
77 Антиномия — противоречие между двумя логически одина- ково доказуемыми положениями. Кант считал, что челове- ческий разум неизбежно впадает в антиномию, в противоре- чие с самим собой, когда он пытается выйти за границы чувственного опыта и познать мир как целое. Кант насчиты- вал четыре аптиномии: 1) Мир имеет начало во времени и пространстве и мир бесконечен; 2) Всякая сложная субстан- ция состоит из простых вещей и в мире нет ничего простого; 3) В мире существует свобода и все подчинено только зако- нам природы; 4) Существует некое необходимое существо (бог) как часть или причина мира и никакого абсолютно необходимого существа нет. Эти антиномии служили важ- ным аргументом кантовского агностицизма, поскольку они, по мнению Канта, указывали разуму границы его возмож- ностей и тем самым предохраняли веру от его посягательств. Вместе с тем в учении об антиномиях Кант констатировал объективность противоречий в познающем мышлении, что способствовало дальнейшему развитию диалектики. Уже Гегель указал на формальный, ограниченный характер антиномий Канта и подверг их критике. Материалистиче- ская диалектика, научно объяснив человеческое познание, показала, как в процессе достижения объективной истины разрешаются аптиномии. — 106.
78 По-видимому, В. И. Ленин имеет в виду рассуждения Ф. Энгельса в «Анти-Дюринге» о математической бесконеч- ности и диалектическом характере доказательств в высшей математике (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 20, стр. 50-51, 138-139). — 107.
79 Намек на двустишие «Вопрос права» из сатирического стихо- творения Ф. Шиллера «Философы»:
«Нос свой давно уже я для нюханья употребляю, Можно ли мне доказать право свое на него?» (Ф. Шиллер. Собрание сочинений, т. 1, M., 1955, стр. 243). — 107.
|