ПРИМЕЧАНИЯ. 12. Конспект книги Гегеля «Лек- ции по истории философии»
Тетрадь «Hegel» Тетрадь «Философия»
| 12. Конспект книги Гегеля «Лек- ции по истории философии». Окончание.
13. Конспект книги Гегеля «Лек- ции по философии истории».
14. Заметка о книге Ф. Данне- мана «Как создавалась наша картина мира».
15. Выписки из книги Л. Дарм- штедтера «Руководство по истории естественных наук и техники».
16. Выписки из книги Наполеона «Мысли».
17. Конспект книги Ж. Ноэля «Логика Гегеля».
18. Фрагмент «План диалектики (логики) Гегеля».
19. Заметка о рецензии на книгу А. Э. Гаасса «Дух эллинизма в современной физике».
20. Заметка о книге Т. Липпса «Естествознание и мировоз- зрение».
21. Конспект книги Ф. Лассаля «Философия Гераклита Тем- ного из Эфеса».
22. Фрагмент «К вопросу о диа- лектике».
23. Конспект книги Аристотеля «Метафизика».
В настоящем издании «Философских тетрадей» материалы «Тетрадок по философии» помещены в двух разделах: кон- спекты и фрагменты — в первом (стр. 41—332), заметки о книгах, статьях и рецензиях — во втором (стр. 346—358); и в том, и в другом случаях сохранена наиболее вероят- ная хронологическая последовательность документов, исклю- чение, как сказано выше, представляет Конспект книги Фейербаха о философии Лейбница. — 41.
32 «Лекции о сущности религии», в основу которых положена работа «Das Wesen der Religion», 1845 («Сущность религии»), Фейербах читал в Гейдельберге с 1 декабря 1848 по 2 марта 1849 года; лекции читались в здании ратуши, так как уни- верситетское начальство не разрешило философу выступать в стенах университета. «Лекции о сущности религии» впер- вые были опубликованы в 1851 году, на русском языке изданы в 1926 году; вошли в Избранные философские про- изведения Фейербаха, т. II, 1955, стр. 490—894. — 43.
примечания 633
33 Имеются в виду следующие сочинения Л. Фейербаха: «Ge- schichte der neuern Philosophie von Bacon von Verulam bis Benedict Spinoza», 1833 («История новой философии от Бэкона Веруламского до Бенедикта Спинозы») и «Darstel- lung, Entwicklung und Kritik der Leibnizschen Philosophie», 1837 («Изложение, анализ и критика философии Лейбница»); ленинский Конспект последнего сочинения см. в настоящем томе, стр. 65—76. Ниже при конспектировании второй лекции В. И. Ленин упоминает сочинение Фейербаха «Pierre Bayle...», 1838 («Пьер Бейль...»). — 44.
34 Имеется в виду сочинение Л. Фейербаха «Die Gedanken iiber Tod und Unsterblichkeit» («Мысли о смерти и бессмертии»), вышедшее анонимно в 1830 году. Основное содержание этой работы шло вразрез с официальной христианской догматикой, в ней отрицалось личное бессмертие; когда стало известно имя автора сочинения, оно было конфисковано, а Фейербах подвергся преследованиям и был уволен из Эрлангенско- го университета, приват-доцентом которого он являлся с 1828 года. — 44.
35 «Сущность христианства» («Das Wesen des Christentums») — главное философское произведение Л. Фейербаха; первое издание вышло в Лейпциге в 1841 году. Книга, провозгла- сившая «торжество материализма» (Энгельс), оказала огром- ное влияние на идейное развитие передовой интеллигенции как в Германии, так и за ее пределами, в том числе и в Рос- сии. Первый русский перевод «Сущности христианства» был издан в 1861 году. — 44.
36 В. И. Ленин сравнивает определение Л. Фейербахом основ- ного вопроса философии с определением его К. Марксом и Ф. Энгельсом. Ниже (настоящий том, стр. 47 и 51) он прямо ссылается на известную формулировку основного вопроса философии, данную в работе Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21, стр. 282—285). — 45.
37 В. И. Ленин имеет в виду следующее высказывание Фейер- баха: «Я понимаю под эгоизмом любовь человека к самому себе, то есть любовь к человеческому существу, ту любовь, которая есть импульс к удовлетворению и развитию всех тех влечений и наклонностей, без удовлетворения и развития которых человек не есть настоящий, совершенный человек и не может им быть» (Л. Фейербах. Избранные философские произведения, т. II, 1955, стр. 546—547). — 45.
38 Перед этим Фейербах пишет: «... Каждое чувство обоже- ствляет только само себя. Короче говоря, истина естествен- ной религии опирается исключительно на истину чувств»
634 примечания
(Л. Фейербах, Избранные философские произведения, т. II, 1955, стр. 588). Мысли Фейербаха о чувственности как основе обожествления явлений природы содержатся уже в работе «Grundsatze der Philosophie der Zukunft», 1843 («Основ- ные положения философии будущего»), свое полное разви- тие они получили в сочинении «Das Wesen der Religion», 1846 («Сущность религии»). — 47.
39 В. И. Ленин имеет в виду определение Ф. Энгельсом основ- ного вопроса философии, данное им в работе «Людвиг Фейер- бах и конец классической немецкой философии» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21, стр. 282—285); это же место Ленин имеет в виду ниже (см. настоящий том, стр. 51). — 47.
40 Термин «агностицизм» был введен в 1869 году английским естествоиспытателем Т. Гексли. В. И. Ленин в статье «К два- дцатипятилетию смерти Иосифа Дицгена» (1913) следующим образом поясняет его значение: «Агностицизм (от греческих слов «а» — не и «гносис» — знание) есть колебание между материализмом и идеализмом, т. е. на практике колебание между материалистической наукой и поповщиной. К агно- стикам принадлежат сторонники Канта (кантианцы), Юма (позитивисты, реалисты и пр.) и современные «махисты»» (Сочинения, 5 изд., том 23, стр. 118). — 52.
41 В. И. Ленин противопоставляет здесь отношение к естество- знанию материалиста Л. Фейербаха и субъективного идеа- листа Э. Маха. Отношение философии Маха к естествозна- нию Ленин рассматривает в книге «Материализм и эмпирио- критицизм» (см. Сочинения, 5 изд., том 18). — 52.
42 И. Дицген развивал аналогичные мысли. Например, в книге «Сущность головной работы человека» в параграфе «Дух и материя», он писал: «Уже давно, в особенности со времен христианства, вошло в привычку с презрением относиться к материальным, чувственным, плотским вещам, поедаемым молью и ржавчиной» (см. Избранные философские произве- дения, 1941, стр. 57). — 52.
43 В. И. Ленин сравнивает ошибочное высказывание Л. Фейер- баха о том, что «и духовная деятельность — телесна» с ана- логичными мыслями И. Дицгена, встречающимися в ряде его работ. Выступая против идеалистического отрыва мышле- ния от его материального субстрата — мозга, Дицген сделал неверную попытку «расширить» понятие материи, включив в него и мышление. На «некоторую путаницу» понятий у Дицгена указывал К. Маркс, познакомившись с рукописью его книги «Сущность головной работы человека», (см. письмо Л. Кугельману от 5 декабря 1868 года — К. Маркс и
|