Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПРИМЕЧАНИЯ. Конспекте «Переписки» (см
Конспекте «Переписки» (см. В. И. Ленин. Конспект «Пе- реписки К. Маркса и Ф. Энгельса 1844—1883 гг.», 1959, стр. 129). — 68.
54 Энтелехия — термин идеалистической философии, означаю- щий, по Аристотелю, внутренне присущую предмету цель, которая посредством своей деятельности из возможной пре- вращается в действительную. По Лейбницу, энтелехия — стремление монады к реализации потенциально заключен- ного в ней совершенства. — 70.
55 В. И. Ленин имеет в виду следующее высказывание Фейер- баха: «Предустановленная гармония, хотя это его любимое детище, — слабая сторона Лейбница... Предустановленная гармония, понимаемая в чисто внешнем смысле по отношению к монаде, в корне противоречит духу философии Лейбница» (Samtliche Werke, Bd. IV, 1910, S. 95). Теологическое понятие «предустановленной гармонии» Лейбниц вводит для того, чтобы объяснить, каким образом монады, каждая из которых индивидуальна и следует только закону своего внутреннего развития, вместе с тем в каждый данный мо- мент времени находятся в точном соответствии, в гармонии друг с другом. Это, по мысли Лейбница, объясняется тем, что уже при создании монад бог обеспечил их единство, предустановил их гармонию. — 70.
56 Окказионализм (от лат. occasio — случай) — религиозно-иде- алистическое течение в философии XVII в., в основе кото- рого лежит выдвинутая Р. Декартом идея дуализма души и тела. Окказионалисты доказывали, что душа и тело являются особыми, самостоятельными сущностями, что все действия (как физические, так и психические) и взаимосвязь между ними осуществляются богом, что человек полностью зависит от «божьего промысла» и т. п. Главными представителями окказионализма были И. Клауберг, А. Гейлинкс, Н. Маль- бранш. — 71.
57 «Теодицея» («оправдание бога») — сокращенное название книги Лейбница «Essais de Theodicee sur la bonte de Dieu, la liberte de l'homme et l'origine du mal», 1710 («Опыты теоди- цеи о благости бога, свободе человека и происхождении зла»); русский перевод книги был издан в 1887—1892 годах.
Онтологический довод за бытие бога (онтологическое дока- зательство бытия бога) — одна из наиболее распространен- ных в теологии попыток логически доказать существование бога и тем самым рационально обосновать веру в него; впервые выдвинуто одним из «отцов церкви» Августином «Блаженным» (354—430) и развито средневековым теологом- схоластом Ансельмом Кентерберийским (1033—1109). '«Это
примечания 639
доказательство, — писал Ф. Энгельс, — гласит: «Когда мы мыслим бога, то мы мыслим его как совокупность всех совершенств. Но к этой совокупности всех совершенств принадлежит прежде всего существование, ибо существо, не имеющее существования, по необходимости несовершенно. Следовательно, в число совершенств бога мы должны вклю- чить и существование. Следовательно, бог должен существо- вать»» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 20, стр. 42). С критикой онтологического доказательства высту- пал ряд философов как в средние века, так и в новое время (в том числе Дж. Локк, Вольтер и другие). Материалистиче- ская философия окончательно опровергла как онтологиче- ское, так и другие доказательства бытия бога, которые, по словам Маркса, «представляют собой не что иное, как пустые тавтологии» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений. 1956, стр. 97). — 71.
58 Сочинение Лейбница «Nouveaux essais sur Ventendement humain», 1764 («Новые опыты о человеческом разуме») направлено против книги Дж. Локка «An Essay concerning Human Understanding», 1690 («Опыт о человеческом разуме»), в котором была развита сенсуалистическая теория познания. К основному тезису сенсуализма: «nihil est in intellectu, quod non prius fuerit in sensu» («нет ничего в интеллекте, чего бы прежде не было в чувстве») Лейбниц, защищавший ра- ционализм, добавлял: «nisi intellectus ipse» («кроме самого интеллекта»). — 71.
59 В. И. Ленин имеет в виду признание Кантом необходимыми, безусловными, истинными лишь априорных, независимых от опыта знаний, что является одним из основных положений идеалистической теории познания Канта. Ниже Ленип отме- чает сравнение Фейербахом основных сочинений Лейбница и Канта (см. настоящий том, стр. 72). — 71.
60 Имеется в виду произведение немецкого философа-карте- зианца И. Клауберга «Defensio Cartesiana», 1652 («Защита картезианства»). — 72.
61 Диссертация Фейербаха «De Ratione una, universall, infinita», представленная в 1828 году для получения права чтения лекций в Эрлангенском университете, была напечатана в пере- воде на немецкий язык под названием: «Uber die Vernunft; ihre Einheit, Allgemeinheit, Unbegrenztheit» («О разуме; его единстве, всеобщности, безграничности») в IV томе вто- рого издания Сочинений Фейербаха. — 76.
62 В. И. Ленин имеет в виду произведение Фейербаха «Спиноза и Гербарт» (1836), напечатанное в IV томе второго издания Сочинений Фейербаха. — 76,
|