Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Примечания 651
120 См. Предисловие ко второму изданию «Анти-Дюринга» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 20, стр. 14). — 236.
121 Имеется в виду сочинение Секста Эмпирика «Против мате- матиков», состоящее из 11 книг, из которых шесть посвя- щены критике грамматики, риторики, геометрии, арифме- тики, астрономии и музыки, а пять («Против догматиков») — критике логики, физики и этики. — 239.
122 Критика субъективно-идеалистического учения Маха об ощущениях дана В. И. Лениным в книге «Материализм и эмпириокритицизм», глава I, §§ 1 и 2 (см. Сочинения, 5 изд., том 18, стр. 33-63). —240.
123 Гомеомерии — термин, которым, по свидетельству Аристо- теля, Анаксагор обозначал мельчайшие материальные эле- менты, состоящие в свою очередь из бесчисленного множества более мелких частиц и содержащие в себе бесконечность всех существующих качеств («все во всем»). Сами по себе элементы инертны, в движение их приводит (ум, разум), который Анаксагор представлял в виде некой тонкой и легкой материи. Соединением и разъединением элементов он объяснял всякое возникновение и разрушение. В сохранив- шихся фрагментах сочинений Анаксагора эти элементы называются «семенами» или «вещами», термин «гомеомерии» для их обозначения впервые применил Аристотель. — 240.
124 Софисты (от греч. софист — мудрец) — название (со второй половины V века до н. э.) философов-профессионалов, учи- телей философии и красноречия. Софисты не составляли единой школы; наиболее характерной чертой, общей софи- стам, было их убеждение в относительности всех человече- ских представлений, этических норм и оценок, выраженное Протагором в знаменитом положении: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не су- ществующих, что они не существуют». В первой половине IV века до н. э. произошло разложение и вырождение со- фистики в бесплодную игру логическими понятиями. — 243.
125 Феноменологизм (феноменализм) — разновидность субъек- тивного идеализма, которая отрывает явление от сущно- сти и рассматривает его лишь как совокупность ощуще- ний человека. Феноменалистами были, например, махи- сты. В марксистской критике феноменализма важную роль сыграла книга В. И. Ленина «Материализм и эмпириокри- тицизм» (см. Сочинения, 5 изд., том 18). — 244.
126 См. Л. Фейербах. «Основные положения философии буду- щего». Избранные философские произведения, т. I, 1955, стр. 173—174. — 246.
652 примечания
127 В. И. Ленин имеет в виду следующее положение Фейербаха: «В начале феноменологии мы прямо наталкиваемся на про- тиворечие между словом, представляющим нечто общее, и вещью, которая всегда единична» («Основные положения философии будущего». Избранные философские произведе- ния, т. I, 1955, стр. 174). — 246.
128 «Менон» — диалог Платона, направленный против софистов. Считается одним из ранних сочинений философа, в нем рассматривается понятие добродетели и только намечается мистическая «теория воспоминаний». Русский перевод диа- лога см. в книге: Платон. Сочинения, ч. II, Спб., 1863, стр. 156—208. — 248.
129 В. И. Ленин упоминает здесь следующие философские про- изведения Г. В. Плеханова: «К вопросу о развитии монисти- ческого взгляда на историю» (1895); «Materialismus mili- tans. Ответ г. Богданову» (1908—1910); статьи против кан- тианцев: «Бернштейн и материализм» (1898), «Конрад Шмидт против Карла Маркса и Фридриха Энгельса» (1898), «Cant против Канта или духовное завещание г. Бернштейна» (1901) и другие, вошедшие позднее в сборник «Критика наших критиков», Спб., 1906; «Основные вопросы мар- ксизма» (1908) (см. Г. В. Плеханов. Избранные философ- ские произведения, т. I, 1956, стр. 507—730; т. III, 1957, стр. 202-301; т. II, 1956, стр. 346-361, 403—422, 374-402; т. III, стр. 124—196). — 248.
130 Имеется в виду сочинение Ксенофонта «Апология Сократа», написанное в виде воспоминаний о поведении Сократа перед, во время и после судебного процесса, на котором он был обвинен в том, что «не признает тех богов, которых признает государство, а вводит новые божества и развращает моло- дежь». Сочинение Ксенофонта имело целью оправдать Сократа, его русский перевод см. в книге: Платон. Творения, т. 2, М., 1903, стр. 367—373. Речь Сократа на суде описана также в сочинении Платона «Апология Сократа» (там же, стр. 291—323, позднейший перевод см. в книге: Пла- тон. Полное собрание творений, т. I, Пб., 1923, стр. 51 — 82). — 249.
131 Киренаики — древнегреческая философская школа, основан- ная в V в. до н. э. в Кирене (Северная Африка) Аристиппом. Признавая объективное существование вещей, киренаики считали их непознаваемыми, утверждали, что с достовер- ностью можно говорить только о субъективных ощущениях. Сенсуалистическая теория познания дополнялась у кире- наиков сенсуалистической этикой — учением о чувственном удовольствии как основе поведения людей. Киренсйая школа дала ряд представителей античного атеизма. — 250.
|