Примечания 657
мечивает он (человек. — Ред.) свое собственное существо» («Лекции о сущности религии». Избранные философские произведения, т. II, 1955, стр. 797). — 286.
152 В. И. Ленин имеет в виду следующее положение из работы К. Маркса «Гражданская война во Франции»: «Вместо того, чтобы один раз в три или в шесть лет решать, какой член господствующего класса должен представлять и подавлять народ в парламенте, вместо этого всеобщее избирательное право должно было служить народу, организованному в коммуны...» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 17, стр. 344). Это место Ленин использовал в своих работах «Новое сенатское разъяснение», «О пролетарской милиции», «Государство и революция» (Сочинения, 5 изд., том 14, стр. 143; том 31, стр. 287—288; том 33, стр. 45—46) и других. — 288.
153 Конспект книги Ж. Ноэля «La logique de Hegel», 1897 («Ло- гика Гегеля») написан в тетради «Философия» — последней из серии «Тетрадки по философии» 1914 — 1915 годов — после выписок из книги Л. Дармштедтера «Руководство по истории естественных наук и техники» (см. настоящий том, стр. 356—357). — 291.
154 «Revue de Metaphysique et de Morale» («Журнал Метафизики и Морали») выходит в Париже с 1893 года; работа Ж. Ноэля была напечатана в журнале в 1894—1896 годах. — 291.
155 Фрагмент «План диалектики (логики) Гегеля» написан в тетради «Философия» после Конспекта книги Ж. Ноэля «Логика Гегеля»; после фрагмента в тетради написаны заметки о рецензии на книгу А. Э. Гааса «Дух эллинизма в современной физике» и о книге Т. Липпса «Естествознание и мировоззрение» (см. настоящий том, стр. 358).
Фрагмент написан на заключительном этапе работы В. И. Ленина над философской проблематикой в 1914 — 1915 годах и содержит важнейшие положения диалектико- материалистической теории познания (в частности, о соот- ношении диалектики, логики и теории познания). Ленин, очевидно, и позднее возвращался к фрагменту, о чем свиде- тельствуют некоторые вставки, сделанные в тексте ру- кописи. — 297.
156 Конспект книги Ф. Лассаля «Die Philosophic Herakleitos des Dunklen von Ephesos», 1858 («Философия Гераклита Темного из Эфеса») написан в тетради «Философия» после заметки о книге Т. Липпса «Естествознание и мировоззрение» (см. настоящий том, стр. 358); вслед за Конспектом в тетради написан фрагмент «К вопросу о диалектике».
Критикуя недостатки книги Лассаля, его философ- ский идеализм, «списывание, рабское повторение Гегеля»
658 примечания
(настоящий том, стр. 306), Ленин подробно рассматривает диалектические идеи Гераклита, который, по его словам, дал «очень хорошее изложение начал диалектического мате- риализма» (стр. 311). В Конспекте содержится ленинский фрагмент о тех «областях знания», из которых «должна сложиться теория познания и диалектика» (стр. 314). — 303.
167 В. И. Ленин имеет в виду свой Конспект «Лекций по истории философии» Гегеля, в котором он приводит эту цитату (см, настоящий том, стр. 234). — 305.
158 В. И. Ленин имеет в виду письмо Маркса к Энгельсу от
1 февраля 1858 года (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения,
2 изд., т. 29, стр. 221—224). Это письмо Ленин законспекти- ровал при чтении четырехтомного немецкого издания Пе- реписки Маркса и Энгельса (см. В. И. Ленин. Конспект «Переписки К. Маркса и Ф. Энгельса 1844—1883 гг.». М., 1959, стр. 33). — 305.
159 Упоминаемый здесь В. И. Ленинымотрывок из Плутарха напе- чатан в переводе на русский язык в Ленинском сборнике XII, 1930, стр. 320. — 307.
160 Ариман — греческое наименование бога древнеперсидской религии, олицетворяющего злое начало, вечный и неприми- римый враг своего брата — доброго бога Ормузда. — 310.
161 Зенд-Авеста, или Авеста, — название древнеперсидских ре- лигиозных книг, в которых изложена религия, по преда- нию основанная пророком Заратустрой (Зороастром). — 310.
162 Здесь В. И. Ленин противопоставляет идеалистическому по- ниманию критерия истины Ф. Лассалем взгляд К. Маркса, который в «Тезисах о Фейербахе» сформулировал диалек- тико-материалистическое понимание критерия истинности знания: «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, — писал Маркс, — вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т. е. действительность и мощь, посю- сторонность своего мышления» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, 2 изд., т. 3, стр. 1). — 313.
163 Ниже (стр. 315) В. И. Ленин говорит о неправомерном смешении Платоном учения Гераклита со взглядами софистов и о некритическом отношении к этому Ф. Лассаля. Русский перевод диалога «Кратил» см. в книге: Платон. Сочинения, ч. V, М., 1879, стр. 198—286. — 314.
164 Фрагмент «К вопросу о диалектике» написан в тетради «Фило- софия» между Конспектом книги Лассаля о философии Гераклита и Конспектом «Метафизики» Аристотеля; однако
примечания 659
имеющиеся в тексте фрагмента ссылки на «Метафизику» дают основание полагать, что он был написан уже после того, как В. И. Ленин прочел сочинение Аристотеля. Фраг- мент «К вопросу о диалектике» является, таким образом, своеобразным обобщением работы В. И. Ленина над фило- софской проблематикой в 1914—1915 годах.
В этом фрагменте Ленин анализирует диалектический закон единства и борьбы противоположностей, метафизиче- скую и диалектическую концепции развития, категории абсолютного и относительного, абстрактного и конкретного, всеобщего, особенного и единичного, логического и истори- ческого и другие, раскрывает диалектический характер процесса познания, показывает гносеологические и классо- вые корни идеализма. — 316.
165 См. также ленинский Конспект «Метафизики» Аристотеля (настоящий том, стр. 326). — 316.
166 В. И. Ленин имеет в виду книгу П. Фолькмана «Erkennt- nistheoretische Grundziige der Naturwissenschaften und Hire Beziehungen zum Geistesleben der Gegenwart» («Теоретико- познавательные основы естественных наук и их связь с ду- ховной жизнью нашего времени»); указанное место нахо- дится на стр. 35 второго издания книги, которое читал Ленин (см. настоящий том, стр. 353); аналогичные места Ленин отметил и при конспектировании «Лекций по истории философии» Гегеля (см. настоящий том, стр. 221 и 233). — 321.
167 См. примечание 75. — 322,
168 Конспект книги Аристотеля «Метафизика», изданной в 1847 году А. Швеглером на греческом языке с немецким переводом и комментариями, сделан В. И. Лениным в чи- тальном зале Бернской библиотеки в 1915 году. Этим Конс- пектом заканчиваются записи в тетради «Философия». Конспектируя «Метафизику», в которой, по его словам, «за- дето все, все категории» (настоящий том, стр. 325), Ленин подчеркнул значение данной в ней критики идеалистиче- ского учения Платона об идеях, отметил «запросы, искания» Аристотеля, его подход к материализму и диалектике. В Кон- спекте Ленин сравнивает различные формы философского идеализма, раскрывает его гносеологические корни, обус- ловленные «возможностью отлета фантазии от жизни», и вместе с тем указывает на роль фантазии «в самой строгой науке» (см. стр. 330). О «Метафизике» см. примечание 108. — 323.
169 См. Д. И. Писарев. «Промахи незрелой мысли» (Сочинения, т. 3, 1956, стр. 147—151); эту же мысль Писарева и соот- ветствующее место из его сочинения В. И, Ленин приводит
|