Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Примечания 647
102 В. И. Ленин имеет в виду второе примечание к пятой главе I тома «Капитала», в котором К. Маркс приводит следующую цитату из первой части «Энциклопедии» Гегеля: «Разум столь же хитер, сколь могуществен. Хитрость состоит вообще в опосредствующей деятельности, которая, обусловливая вза- имное воздействие и взаимную обработку предметов соответ- ственно их природе, без непосредственного вмешательства в этот процесс, осуществляет свою цель» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 23, стр. 190). — 216.
103 Конспект книги Гегеля «Лекции по истории философии» составлен после окончания Конспекта «Науки логики», по-видимому, в начале 1915 года; написан в двух тетрадях, озаглавленных, соответственно, «(разное+) Hegel» и «Hegel». На первых трех страницах первой тетради записаны заметки о книгах П. Генова, П. Фолькмана и М. Ферворна (см. на- стоящий том, стр. 353—354); в начале этой тетради цвет- ным карандашом написано «См. стр. 4» (на четвертой стра- нице начинается Конспект «Лекций по истории философии»).
Конспектируя «Лекции», В. И. Ленин отмечает такие черты историко-философского метода Гегеля, как связь исторического и логического, требование «строгой исто- ричности», преимущественное прослеживание истории диа- лектики и т. п. Вместе с тем Ленин критикует идеали- стические предпосылки историко-философской концепции Гегеля, показывает, как при изложении истории философии Гегель игнорирует или фальсифицирует развитие материа- лизма. — 219.
104 «Лекции по истории философии» Гегеля впервые былп из- даны после его смерти в 1833—1836 годах; источниками послужили записи самого Гегеля и его слушателей, обра- ботанные К. Л. Михелетом. В «Лекциях» Гегель впервые сделал попытку представить историю философии как законо- мерный процесс поступательного движения к абсолютной истине. К. Маркс и Ф. Энгельс высоко оценивали гегелев- ские «Лекции по истории философии»; отмечая указанную Гегелем связь категорий логики с историей философии, Энгельс называет «Лекции» «одним из гениальнейших про- изведений» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные письма, 1953, стр. 442).
На русском языке «Лекции по истории философии» впервые были изданы в 1932—1935 годах в IX—XI томах Сочинений Гегеля; перевод был сделан со второго немецкого издания (1840—1844), отличающегося от первого издания, которым пользовался В. И. Ленин, как расположением ма- териала, так и текстуально. — 221.
105 Пифагорейцы — последователи объективно-идеалистического у че н и я древнегреческого философа Пифагора, объединив-
648 примечания
шиеся в реакционный политический и религиозно-философ- ский союз, который в VI в. до н. э. имел отделения в ряде городов Южной Италии. Считая сущностью явлений природы числа, образующие некий «космический порядок» — про- образ аристократического общественного «порядка», пифа- горейцы рассматривали числа как самостоятельные существа, абсолютизировали, обожествляли их. Число десять, напри- мер, они считали священным, видели в нем основу счета и образ Вселенной. — 223.
106 «De соеlo («О небе») — произведение Аристотеля, относя- щееся к группе натурфилософских сочинений; состоит из четырех книг, подразделяющихся на главы. В изданиях нового времени книги эти обозначаются римскими цифрами, главы — арабскими. — 224.
107 «De anima» («О душе») — трактат Аристотеля, относящийся к группе натурфилософских сочинений и состоящий из трех книг, разделенных на главы. Характеризуя представления пифагоройцев о душе, Аристотель писал: «Некоторые из них говорили, что носящиеся в воздухе пылинки и соста- вляют душу, другие же, что душа есть то, что их движет» (Аристотель. «О душе», М., 1937, стр. 9). Отмеченное В. И. Лениным ниже сравнение души с небом взято Аристо- телем из диалога Платона «Тимей» (см. примечание 146). — 224.
108 «Metaphyslk»(«Метафизика») — свод трактатов Аристотеля о «первой философии», рассматривающей сущее как таковое, первые причины и начала вещей. Издатель и комментатор сочинении Аристотеля Андроник Родосский (I в. до н. э.) поместил эту группу трактатов после работ по физике, на основании чего она позднее и получила название «Метафи- зика» (дословно: «Сочинения, идущие после физических»). Конспектируя «Метафизику», В. И. Ленин подчеркнул зна- чение данной в ней критики идеалистического учения Пла- тона об идеях, отметил «запросы, искания» Аристотеля, его подход к материализму и диалектике (см. настоящий том, стр. 326—328). На русский язык «Метафизика» была ча- стично переведена в 1890—1895 годах; полный перевод был издан в 1934 году. — 225.
109 Догадка об эфире, выдвинутая древнегреческой философией, получила дальнейшее развитие уже в новое время. В XVII веке была выдвинута идея эфира как особой мате- риальной среды, заполняющей все пространство и являю- щейся носителем света, сил тяготения и т. п. Позднее для объяснения различных явлений вводились понятия различ- ных, независимых друг от друга видов эфира (электриче- ского, магнитного и др.). Наибольшее развитие в связи
|