Примечания 655
позднее древнеримский философ Агриппа (I—II вв. н. э.) добавил к ним пять новых тропов. О скептицизме см. также примечание 20. — 273.
143 Новоплатоники (неоплатоники) — последователи мистиче- ского философского учения, в основе которого лежал идеа- лизм Платона. Развивавшийся на протяжении III—V вв. н. э. неоплатонизм (глава школы Плотин) представлял собой сочетание стоического, эпикурейского и скептиче- ского учений с философией Платона и Аристотеля (см, К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 3, стр. 129). Влияние неоплатонизма было сильно в средние века, оно отразилось в учениях крупнейших средневековых богословов, а также в некоторых течениях современной буржуазной философии. — 277.
144 Каббала — средневековое религиозно-мистическое учение, представляющее собой смесь идей гностицизма, пифаго- реизма и неоплатонизма; возникло во II в. в среде наиболее фанатичных представителей иудаизма, в средние века по- лучило распространение и среди сторонников христианства и ислама. Основная мысль этого учения — символическое толкование «священного писания», каждому слову и числу которого каббалисты придавали особое мистическое значе- ние. - 277.
145 Гностики — представители эклектического религиозно-фи- лософского течения I—II вв. н. э., в основе которого лежало мистическое учение о достигаемом путем откровения знании, которое — наряду с аскетическим образом жизни — ведет к спасению человека из «греховного» материального мира. Уче- ние гностиков противоречило догматам христианской церкви, которая выступила против него, в результате чего гности- цизм утратил свое значение. — 277.
146 Эта запись сделана В. И. Лениным на немецком языке на второй странице обложки тетради с Конспектом книги Гегеля «Лекции по философии истории».
«Филеб» — один из поздних диалогов Платона, посвящен рассмотрению идеи блага (русский перевод см. в книге: Пла- тон. Полное собрание творений, т. IV, Л., 1929, стр. 105— 185). В «Тимее» Платон развивает, главным образом, свое мистическое учение о природе (русский перевод см. в книге: Платон. Сочинения, ч. VI, М., 1879, стр. 371—488). О диало- гах «Софист» и «Парменид» см. примечания 135 и 68. — 278.
147 Конспект книги Гегеля «Лекции по философии истории» составлен, по-видимому, после окончания Конспекта «Лек- ций по истории философии» в первой половине 1915 года; написан в отдельной тетради, озаглавленной «Hegel». На второй странице обложки карандашом записан перечень
656 примечания
диалогов Платона, с ссылками на страницы XIV тома первого издания Сочинений Гегеля, содержащего вторую книгу «Лекций по истории философии».
Конспект «Лекций по философии истории» значительно короче двух предыдущих; подробнее всего законспектиро- вано «Введение», где, по словам Ленина, «много прекрасного в постановке вопроса» (настоящий том, стр. 289). Не рас- сматривая подробно гегелевскую идеалистическую концеп- цию исторического развития, поскольку «здесь Гегель наибо- лее устарел и антиквирован» (там же), Ленин главным обра- зом отмечает «зачатки исторического материализма» у Гегеля, а также его оценки ряда исторических событий (реформации в Германии, французской революции и других). — 279.
148 «Лекции по философии истории» Гегеля впервые были изданы после его смерти в 1837 году; источниками послужили как записи самого Гегеля (в частности, написанная им в 1830 году большая часть введения), так и его слушателей, обработанные Э. Гансом. В 1840 году сын философа Карл Гегель издал второе расширенное издание «Лекций».
В «Философии истории» Гегель указал на необходимость выявить закономерность исторического процесса, сущность которого сам он понимал идеалистически как прогресс в сознании свободы. Общую оценку «Философии истории» В. И. Ленин дает в своем Конспекте (см. настоящий том, стр. 289).
На русском языке «Лекции по философии истории» впер- вые были изданы в 1935 году в VIII томе Сочинений Гегеля; перевод был сделан со второго немецкого издания, отли- чающегося от первого издания, которым пользовался В. И. Ленин, как расположением материала, так и тек- стуально. — 281.
149 По-видимому, В. И. Ленин имеет в виду произведение Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочине- ния, 2 изд., т. 21, стр. 305—308). — 283.
150 В. И. Ленин имеет в виду высказывания Г. В. Плеханова о влиянии географической среды на развитие производи- тельных сил, которые встречаются в ряде его произведений; соответствующие места Ленин отметил, например, в работе Плеханова «Основные вопросы марксизма» (см. настоящий том, стр. 456—457). — 284.
151 В. И. Ленин, по-видимому, имеет в виду известное совпа- дение Положений Гегеля и Фейербаха, которые с противо- положных позиций подходят к вопросу о происхождении религии. См., например, настоящий том, стр. 56. Ор. также тезис Фейербаха: «в божественном существе опред-
|