Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПРИМЕЧАНИЯ. 180 Запись о содержании томов Сочинений Фейербаха (издание В
180 Запись о содержании томов Сочинений Фейербаха (издание В. А. Болина и Ф. Иодля) и Гегеля (первое немецкое изда- ние) сделана В. И. Лениным на немецком языке на отдельном листке бумаги того же качества и формата, что и те, на кото- рых написано начало Конспекта «Науки логики» Гегеля и которые были вклеены в тетрадь «Hegel. Логика I» позднее. Это дает основание предполагать, что запись о содержании томов Сочинений Фейербаха и Гегеля была сделана до того, как В. И. Ленин приступил к конспектированию «Науки логики», т. е. в сентябре 1914 года. — 346.
181 Заметки «К новейшей литературе о Гегеле) написаны в конце тетради «Hegel. Логика III». Запись начинается на последней странице тетради и продолжается на предпослед- ней, между концом Конспекта «Науки логики» и началом за- меток в тетради имеются чистые страницы. Характер записи позволяет предположить, что В. И. Ленин начал писать настоящие заметки до окончания Конспекта «Науки ло- гики». — 347.
182 В. И. Ленин называет представителей английского неоге- гельянства (или «англо-гегельянства») Ф. Бредли и, оче- видно, Эдуарда Кэрда, которые вместе с Т. Грином, Джо- ном Кэрдом и другими использовали абсолютный идеализм Гегеля для теоретического обоснования религии, для борьбы против материализма и естествознания, особенно — дарви- низма. Во второй половине XIX века в развитии философии ряда европейских стран и США наметился известный «поворот к Гегелю» (Ленин). В Англии он начался с выходом в свет в 1865 году книги Д. Г. Стирлинга «The Secret of Hegel» («Секрет Гегеля»). В период перерастания домонополисти- ческого капитализма в империализм эмпирическая филосо- фия (И. Бентам, Дж. Ст. Милль, Г. Спенсер) с ее принципом этического индивидуализма уже не удовлетворяла интересы консервативных кругов английской буржуазии; внимание ее идеологов привлек абсолютный идеализм Гегеля.
«Англо-гегельянцы» использовали реакционные стороны учения Гегеля, в частности — понятие абсолютного духа, абсолюта. Под влиянием субъективно-идеалистической тра- диции Беркли и Юма они отказались от гегелевского рацио- нализма, от его идеи развития; элементы гегелевской диалек- тики использовались только для софистического оправдания агностицизма. В области социологии неогегельянцы доказы- вали необходимость создания могущественного централизо- ванного государства, которому были бы всецело подчинены интересы отдельных граждан.
Дальнейшее развитие неогегельянства как одного из направлений реакционной буржуазной философии эпохи империализма связано с Германией (Г. Лассон, Р. Кронер • и др.) и Италией (Б, Кроче, Дж. Джентиле и др.), где
|