Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дж. Хэмптон: «нанесение поражения» преступнику






В центре коммуникативной теории Дж. Хэмптон* — проб­лема нарушения прав человека. Обращаясь к идее Р. Нозика о воссоединении с правильными ценностями, она объясняет наказание как ценную саму по себе реакцию на нарушение преступником прав других людей. Дж. Хэмптон исходит так же из идей И. Канта об уважении достоинства человека и пред­лагает современную версию lex talionis (око за око).

Главное, по Дж. Хэмптон, состоит в том, что наказание — это «нанесение поражения» преступнику, чье нарушение прав других людей есть унизительное для жертвы преступления вы­ражение господства, власти преступника над жертвой. И нака­зание должно быть суровым, предусматривать страдания пре­ступника (пропорционально серьезности преступления), пото­му что наказание — это «послание о поражении», а поражение должно быть реальным, а не чисто символическим. ./

Преступник, нарушая права других людей, тем самым ут­верждает, что другие менее ценны, чем он, что он выше дру­гих. Наказание оправдано, потому что оно исправляет ложное утверждение преступника. Цель возмездия в тем, чтобы опро­вергнуть завышенные притязания преступника и восстановить достоинство жертвы. Как наука опровергает ложную гипотезу и раскрывает истинную картину мира, так и наказание восста­навливает истину о ценности преступника и жертвы.

* Murphy J. G., Hampton J. Forgiveness and Mercy. — Cambridge: Camb­ridge University Press, 1988.


], ж. Хэмптон объясняет утверждение И. Канта о том, что оставить убийцу безнаказанным— значит запятнать все сооб­щество, важностью «подтекста» наказания. Она утверждает, что, если мы отказываемся от ретрибутивной цели наказания, мы тем самым смиряемся с ложным свидетельством о низком достоинстве жертвы, так как оно остается неопровергнутым. Она интерпретирует lex talionis как формулу, требующую про­порциональности наказания в соответствии с серьезностью преступления (чем серьезнее преступление, тем более суро­вым должно быть наказание, выносимое преступнику во имя восстановления достоинства жертвы)..

Дж. Хэмптон — сторонница пропорциональности, но не эк­вивалентности наказания преступлению, как того требует тра­диционная доктрина талиона. Пределы наказания должны быть установлены в соответствии с кантовским требованием уважения к преступнику как к человеческому существу, даже если сам он не выказывает такого уважения к другим. Так, Дж. Хэмптон показывает, что ретрибутивизм — это не обяза­тельно «зверская» и «варварская» доктрина.

В целом теория Дж. Хэмптон представляет собой весьма убедительную современную интерпретацию идей И. Канта. Конечно, и эта концепция не безупречна. Например, она дела­ет очень большой акцент на ценности человеческой личности и восстановлении ценности, подорванной преступлением. Это выглядит весьма убедительным, если речь идет о преступлени­ях против личности, которые причиняют людям физический или психологический ущерб. Но можно ли применять такой подход ко всем преступлениям? Можно ли рассматривать при­своение денег банка с помощью фальшивых платежных доку­ментов как возвышение преступников над их реальным мора­льным статусом и унижение жертв?


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал