![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аболиционизм
Согласно сторонникам аболиционизма (от лат. abolitio — «уничтожение, отмена»), наказание по закону никогда не может быть оправдано и должно быть отменено. К такой точке зрения нередко склонялись мыслители, придерживавшиеся некоторых форм детерминизма, т. е. представления о том, что поведение человека определяется внешними по отношению к нему факторами. Дело в том, что наказание людей по закону основывается на исходном допущении о свободе человека, о наличии у него выбора поступить иначе и, следовательно, на ответственности за свои поступки. Нет оснований наказывать людей за действия, которые не были предметом их выбора, допустим, за непроизвольное движение ноги. Но некоторые сторонники детерминизма полагают, что на самом деле у людей нет никакой свободы, все их поступки детерминированы обстоятельствами, находящимися вне их контроля. Я могу полагать, что многие мои действия являются результатом моего выбора. Но чем обусловлен мой выбор? Моими желаниями и представлениями. А чем обусловлены мои желания и представления, кто задает их? Природа (гены) и общество (среда и воспитание), отвечают детерминисты. Итак, поведение человека определяется полученными от природы генами и обществом, следовательно, нет оснований считать его ответственным за свои поступки. А тогда разве справедливо наказывать его за них? Идей аболиционизма придерживались многие представители французского материализма XVIII века, о чем сочувственно писали Карл Маркс и Фридрих Энгельс в своей ранней работе «Святое семейство» (1844): «Если человек несвободен в материалистическом смысле, <...> то должно не наказывать преступления отдельных лиц, а уничтожить антисоциальные источники преступления и предоставить каждому необходимый общественный простор для его насущных жизненных проявлений»*. Сторонниками аболиционизма являются и некоторые видные современные психологи, в частности, К. Мейнингер и Б. Скиннер. Считая, что поведение детерминировано законами психологии, они полагают несправедливым наказывать людей за их поступки, так как, в сущности, они за них не отвечают. С преступниками следует обращаться как с психически больными и вместо наказания применять терапию. Концепция бихевиориста Б. Ф. Скиннера, изложенная им в книге с провокационным названием «По ту сторону свободы и достоинства»**, — наиболее известная современная версия аболиционизма в отношении уголовного наказания. Подход Скиннера к данной проблеме основывается на его общих психологических и социальных взглядах: поскольку все поведение людей в принципе объяснимо с помощью законов психологии, устанавливающих связи некоторых стимулов и реакций на них (позиция детерминизма), следовательно, те, кто знают * Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — Т. 2. — С. 145. ** Skinner В. F. Beyond Freedom and Dignity. — N. Y.: Knopf, 1971. Здесь идеи Скиннера цит. по: FeinbergJ. Op. cit, p. 287-294. эти законы и могут задавать стимулы, будут контролировать и изменять поведение людей*. Таким образом, все человеческое поведение является в некотором смысле контролируемым либо природой, что с человеческой точки зрения означает «случайно», либо обществом. Социальный контроль может быть косвенным и неявным, как это происходит, когда власть и авторитет родителей, учителей или даже закона интернализуется в виде совести человека или его «суперэго». Авторитет, в некотором смысле, по-прежнему контролирует, но его команды больше не приходят извне, теперь они тщательно усвоены и являются неотъемлемой частью нашего «Я»**. Социальный контроль чаще является прямым и относительно видимым. Он может осуществляться либо прямо по отношению к контролируемому лицу, либо к его среде. Контроль * Дж. Фейнберг замечает: «Вообще-то, это не есть нечто неправдоподобное. Более того, это исходная посылка многих научных исследований, представление, которое, что вполне понятно, большинству обществоведов кажется не подлежащим сомнению. Эти исследователи тратят столько энергии на выяснение того, что в человеческом поведении должно быть приписано природе, а что воспитанию (среде), что им вряд ли может прийти в голову, что могут быть качества, происходящие ни от того, ни от другого, чьим источником является автономная личность, каузально независимая и от природы, и от воспитания. Для ученого-психолога, ищущего каузальные детерминанты поведения, индетерминизм является совершенно загадочной доктриной» (Feinberg J. Op. cit., p. 289). ** Дж. Фейнберг справедливо замечает: «Я думаю, что Скиннер сказал бы, что живущий по совести человек не является действительно свободным, так как он не может действовать против своей совести, которая, в свою очередь, является голосом внешних сил, все еще „контролирующих" его. Но если совесть человека, каково бы ни было ее происхождение, стала важнейшей частью его натуры, я думаю, что не имеет смысла говорить о том, что природа этого человека заставляет его поступать так, как он выбирает. Этот вид нравственного принуждения неотличим от подлинного самоопределения, даже несмотря на то, что определяющееся „Я" первоначально являлось продуктом внешних факторов, сформировавших его. Подлинное принуждение может быть осуществлено только силами, внешними по отношению к подлинному „Я", только „внешними", а не „внутренними" причинами. Человек, чьи собственные нравственные убеждения диктуют ему его действия, и кто поэтому может, как Мартин Лютер, сказать: „На том стою и не могу иначе", — по-видимому, близок, насколько это возможно, к применимой на практике идее свободной личности, даже принимая исходную посылку детерминизма» (Ibid.). в отношении личности может быть непосредственно насильственным или манипулировать мотивами человека, как в случаях с принуждением, убеждением и стимулированием. Эти последние методы применяют либо негативное подкрепление мотивации, состоящее в правдоподобных отвратимых угрозах, таких как угроза наказания, либо позитивное подкрепление — правдоподобные предложения награды. Со временем человек обучается ассоциировать угрожающую реакцию с антисоциальным поведением, а обещанную желанную реакцию с социально приемлемым и поощряемым поведением. Тогда, или из-за осознаваемой «запуганности» (стимулирования), или в силу привычки, он становится более предрасположенным вести себя хорошо. Криминализация — это система социального контроля, использующая только угрозы насилия. Скиннер считает систему уголовного наказания неэффективной, ненадежной и жестокой. Более благожелательно он относится к позитивному подкреплению, но пишет о нем немного, видимо, считая этот метод мало применимым на практике. Скиннер предпочитает методы социального контроля, которые непосредственно воздействуют не на личность, а на среду. (Понятие «среда» Скиннер иногда понимает весьма широко, включая в него тело или мозг человека.) Некоторые из этих методов социального контроля создают условия, в которых нежелательное поведение, скорее всего, не будет иметь места. Например, «сухой закон» представляет собой попытку бороться с пьянством, уничтожив доступ к алкоголю. Неуправляемые агрессивные преступники подвергаются одиночному заключению, поэтому не могут нападать на людей. Воровство уменьшается с помощью программ, подобных тем, что стали применять многие автобусные компании в США. Они потребовали от пассажиров опускать точную стоимость билета в прорезь ящика, который водитель не может открыть. У водителей не стало денег, и грабежи почти сразу же прекратились. Все это примеры социальной инженерии, цель которой — разрушить условия для преступного поведения и выбора антисоциального поведения, тем самым хороших людей лишают одобрения, а плохих — осуждения. Если таким образом ликвидировать все возможности для совершения преступлений, то 8 Философия права-2 ini сложный комплекс греха, наказания и раскаяния также исчезнет. Но об этом последствии, учитывая ненадежность современной системы борьбы против преступлений, Скиннер не стал бы жалеть. Другой метод социальной инженерии, согласно Скинне-ру, — разрушение условий, в которых нежелательное поведение подкрепляется. Например, если ребенок часто закатывает истерики, родителям следует не ругать его и не выполнять требуемое, а просто игнорировать такое поведение, в будущем это уменьшит вероятность истерик, так как подкрепления не будет. Более позитивно применяются сублимация и замещение. Такие методы уменьшают не возможности для предосудительного поведения, но внутреннюю потребность в нем или направляют деструктивную энергию в другое русло. Так, организованный спорт сублимирует агрессию и делает социально опасное проявление агрессивности менее вероятным. Впрочем, поведение футбольных фанатов заставляет нас усомниться в этом утверждении Скиннера. Наконец, в крайнем случае, если все названные методы социальной инженерии не дают результата, Скиннер предлагает ликвидировать способность (а не психологическую потребность или условие) к нежелательному поведению, изменив физиологические условия. Гормоны могут быть использованы в терапии для сексуальных маньяков; нейрохирургия сделает неисправимо агрессивных более покладистыми; средства, уменьшающие аппетит, облегчат борьбу с перееданием и т. д. Иногда от таких методов следует отказаться из-за непредвиденных побочных эффектов, но «эти проблемы, в сущности, решаемы, и можно создать мир, в котором поведение, заслуживающее наказания, имеет место редко или никогда. Мы пытаемся создать такой мир для тех, кто по своей природе не способны решить проблему наказания сами для себя, — детей, умственно отсталых или сумасшедших, и если бы это можно было сделать для всех, мы бы сохранили много времени и энергии»*, — утверждает Скиннер. В частности, нам не пришлось бы больше запугивать или терроризировать трудных людей угрозами или подкреплять эти угрозы, помещая людей * Ibid. Р. 291. в заключение, вешая их, расстреливая, отправляя на электрический стул и т. д. Большим недостатком воображаемого мира Скиннера, на который указывают противники его концепции, является так называемая автоматическая добродетель. Когда у человека нет никакого выбора, кроме как делать то, что одобряется обществом, он не заслуживает никакой похвалы за это. Помещенный в одиночную камеру, человек не заслуживает одобрения за то, что не нападает на людей. Если его лишают алкоголя, нет плюса в том, что он остается трезвым; если кого-то накачивают гормонами, подавляющими сексуальное влечение, нет большой заслуги в том, что он не совершает сексуальных преступлений. Добродетель в каждом из этих случаев абсолютно автоматическая, следовательно, не подлинная. Иначе говоря, если действия человека никогда не заслуживают одобрения или осуждения, поскольку другого выбора просто нет, то мы имеем дело не только с отсутствием свободы, но также и с уничтожением личного достоинства. Однако Скиннер полагает, что свобода и достоинство — переоцененные ценности, поэтому разумно пожертвовать ими во имя больших благ, то есть ликвидации преступности и прекращения антигуманных уголовных наказаний. Как оценить идеи Скиннера? Дж. Фейнберг справедливо указывает, что ограничения свободы, предлагаемые им, разнятся по степени своей суровости. Когда они представляют собой меры менее суровые, чем уголовное наказание, но одинаково с ним эффективные, нет оснований не согласиться. Иногда (пример с ликвидацией возможности грабежей в автобусах США) они дополняют меры закона, в то же время позволяя применять последние реже. Даже принудительные операции на мозге, которые представляют собой грубейшее нарушение автономии личности и являются более суровой карой, чем уголовные наказания, могут быть оправданы, если делаются с полностью добровольного согласия преступника, информированного о последствиях этих мер. Однако предлагаемая Скиннером полная ликвидация свободы и достоинства людей превратила бы их в хорошо контролируемых биороботов, лишенных большинства подлинно человеческих качеств. Нравственное воспитание Идея о том, что наказание оправдано прежде всего как инструмент нравственного воспитания, впервые была высказана еще Платоном в «Законах» и с тех пор всегда имела своих сторонников. Из авторов XX века к ней обращались известные философы Мак Таггарт, Герберт Моррис, а также в некоторых ранних работах Роберт Нозик и Джин Хэмптон*. Теория наказания как нравственного воспитания (иногда ее называют «па-терналистской теорией наказания») утверждает, что наказание по закону оправдано как способ нравственного перевоспитания преступника. Цель наказания — дать осужденному благо морального просвещения и воспитания, с тем чтобы он достиг исправления, из плохого человека стал хорошим. Следовательно, наказание должно уважать моральную автономию личности осужденного и обеспечить возможность исправления (очевидно, что расстрел, к примеру, таким видом наказания не является). Джин Хэмптон пишет, что наказание есть «нравственное послание, направленное на объяснение и преступнику, и всему обществу аморальности преступления»**. Она признает, содержание наказания этим не исчерпывается, но считает педагогическую функцию его главной характеристикой. Проводя сравнение между наказанием и ограждением, через которое пропущен ток, Хэмптон пишет: «Рассмотрим тот урок, который получает животное, когда, пытаясь покинуть пастбище, натыкается на ограду под током. Оно испытывает боль, и после серии столкновений с оградой, приучается держаться от нее подальше и, тем самым, оставаться на пастбище. Человек на том же пастбище получит то же послание и научится тому же — „если хочешь избежать боли, не пытайся пересечь границу, обозначенную этим забором". Но, в отличие от животного * См.: McTaggart J. E. Hegel's Theory of Punishment // International Journal of Ethics. — 1896. — Vol. 6. — P. 482-499; Morris H. A Paternalistic Theory of Punishment // American Philosophical Quaterly. — Vol. 18. — 1981; No-zick R. Philosophical Explanations. — Oxford: Clanendon Press, 1981. — P. 363-397; Hampton J. The Moral Education Theory of Punishment // Philosophy & Public Affairs. — Vol. 13. — 1984. — P. 208-238. ** Hampton J. Op. cit., p. 216. на пастбище, человек будет способен размышлять о причинах того, что здесь этот забор, теоретизировать о том, почему здесь преграда его свободе»*. Вряд ли кто-то станет возражать против самой идеи нравственного исправления преступников. Можно согласиться и с тем, что наказание по закону выполняет некоторые педагогические функции. Символика наказания, его внешние атрибуты способны произвести сильное впечатление на некоторых преступников, поэтому судьи в своих приговорах нередко обращаются к подсудимым с нравственными поучениями. Дж. Фай-нберг приводит пример того, как «изобретательные судьи, когда у них есть эта возможность, могут обойти систему тюремного заключения и вынести наказания так, чтобы наилучшим образом дать почувствовать осужденным, что они причинили своим жертвам. Несколько лет тому назад один судья из Новой Англии разбирал дело подростков, которые бросали камни в проходящий поезд, разбили в нем окна, в результате чего некоторые пассажиры получили серьезные травмы глаз. Судья приговорил их провести две недели в глазном отделении больницы с завязанными глазами и затем, в конце своего „срока", написать сочинение на тему „Что значит быть слепым". Этот опыт предположительно помог породить раскаяние и, по крайней мере, в одном отношении, сделать осужденных лучшими людьми, чем они были»**. Понятно, что с правонарушителями могут проводиться разного рода воспитательные мероприятия. Вместе с тем теория наказания как нравственного воспитания сталкивается с рядом проблем. Во-первых, согласно ей, наказание является благом для осужденного. Но действительно ли наказание по закону это благо? И если это так, то почему мы должны вознаграждать людей, которые нарушили закон? Во-вторых, между понятиями «наказание» и «воспитание» существуют принципиальные различия. Воспитание — дополнительный метод исправления преступника в то время, когда он отбывает наказание, а не часть наказания. Само наказание в строгом смысле слова выражается в страданиях и лишениях, * Ibid. Р. 211-212. ** FeinbergJ. Op. cit., p. 295. которым подвергаются преступники. Может ли это способствовать нравственному исправлению? Так, обычным видом уголовного наказания является тюремное заключение. Есть очень мало оснований полагать, что тюремное заключение исправляет преступников, и немало свидетельств обратного. Как пишет Дж. Файнберг: «Наказание в узком смысле слова может быть весьма полезным тому правонарушителю, который уже убежден в отвратительности своего преступления и мучим совестью из-за него. Его раскаяние может быть подлинным, когда он попадает в тюрьму, но для него может быть психологически очень важным испытать наказание как способ искупления, очищения и примирения с собой. В этих соображениях может быть зачаток идеи теории наказания как морального исправления в применении к тем, кто ищет покаяния. Но многие другие преступники не расположены к раскаянию, являясь либо фанатиками или революционерами, аморальными типами, склонными к риску и без сожаления платящими цену за проигранную игру, мрачными узниками классовой войны (в их собственных глазах) или социопатическими личностями. Подвергать их страданиям, лишая свободы, может быть социально необходимым для защиты остальных, но наиболее вероятным следствием для самих заключенных будет то, что они укрепятся в своем цинизме и ненависти или убедятся в необходимости больших предосторожностей против раскрытия их следующих преступлений, — вряд ли это является „моральным посланием"»*. Но даже если рассматривать наказание как совокупность и образовательных, и воспитательных мероприятий, общим местом остается их чрезвычайно малая действенность (большинство заключенных выходят на свободу либо не изменившись, либо еще более деградировав). На практике теория нравственного воспитания оказала плохую услугу заключенным. Сто лет назад она господствовала в юридической мысли Соединенных Штатов, в соответствии с ней строили большие тюрьмы с очень маленькими одиночными камерами — считалось, что это будет способствовать нравственному исправлению. В реальности люди, подвергшиеся одиночному заключению, сходили с ума. * Ibid. P. 304-305. В-третьих, существует проблема полной неопределенности сроков заключения. Почему следует думать, что два человека, совершивших одинаковое преступление, заслуживают одну и ту же «дозу» нравственного воспитания? Один из них может быть легко исправим, другой — нет. И последнее, согласно теории нравственного воспитания получается, что неисправимые преступники не должны подвергаться наказанию! Ретрибутивизм и консеквенциализм Традиционный ответ на вопрос о правильности наказания заключается в том, что оно оправдано как возмездие преступнику за его действия. Тот, кто совершил преступление, заслуживает того, чтобы с ним обращались плохо. Это вопрос справедливости: если кто-то наносит вред другим людям, справедливость требует, чтобы и ему нанесли вред. Как гласит Ветхий завет: «Око за око, зуб за зуб». Данная точка зрения известна как ретрибутивизм. Против нее выступил один из основоположников утилитаризма Дж. Бен-там. Ретрибутивизм, по мнению Бентама, совершенно неудовлетворителен, так как он пропагандирует «навлечение страданий» на людей, безо всякой компенсации в виде увеличения количества счастья. Ретрибутивизм заставляет нас увеличить, а не уменьшить количество страданий в мире, и его сторонники открыто признают это. Например, И. Кант (1724-1804) в «Критике практического разума» (1788) писал: «Если кто-то, кому доставляет удовольствие приставать и раздражать миролюбивых граждан, получает в конце концов справедливые, хорошие побои, это, конечно, зло, но все одобряют это и считают это хорошим самим по себе, даже если нет никаких результатов этого». Таким образом, наказание людей может увеличить количество несчастья в мире, но, согласно Канту, это нормально, потому что страдания испытывает преступник, который, в конце концов, заслуживает их. Утилитаризм подходит к проблеме наказания людей государством совершенно по-другому. Согласно утилитаризму, наш долг — делать то, что увеличивает количество счастья в этом мире. Наказание, по крайней мере, на первый взгляд, является злом, так как делает наказуемого несчастным. Поэтому Бентам писал: «Если оно [то есть наказание. — С. М.] должно быть допущено, оно должно быть допущено постольку, поскольку оно обещает предотвратить большее зло»*. Другими словами, наказание оправдано, только если оно имеет своим следствием хорошие результаты, которые перевешивают плохие результаты. Поэтому для утилитариста вопрос в том, дает ли вообще наказание хорошие результаты? Достигается ли наказанием преступников хорошая цель, или просто их заставляют страдать, и все? Утилитаризм отвечает, что такая цель есть. Есть две причины, по которым наказание преступников полезно обществу. Во-первых, оно помогает предотвращать преступления или хотя бы уменьшать их число. Наказание сдерживает потенциальных преступников, если они знают, что будут наказаны. Конечно, это сдерживание не всегда эффективно, преступления все равно будут, но их станет меньше, когда преступники увидят, что преступления наказываются. Поскольку преступления приводят к несчастью их жертв, предотвращая преступления (благодаря тому, что они наказываются), мы предотвращаем и несчастья, при этом мы явно предотвращаем больше несчастья, чем вызываем. Так что в целом мы получаем больше счастья, наказывая преступников, чем если бы не наказывали. Значит, наказание оправдано. Во-вторых, хорошо продуманная система наказаний может иметь эффект исправления преступников. Не пытаясь оправдать их, мы должны признать, что преступники — это, как правило, люди с эмоциональными проблемами, выходцы из неблагополучных семей, они часто плохо образованы и не обладают нужными навыками и умениями для жизни в обществе. Учитывая это, почему бы нам не бороться с самими причинами преступности, а не только с ее проявлениями? Если человек нарушает правила общества, он для него опасен и может быть помещен в тюрьму, чтобы предотвратить эту опасность. Но, когда преступник уже в тюрьме, надо, чтобы ему помогли в решении его проблем: обеспечили помощь психотерапевта, дали * Цит. no: Rachels J. Op. cit., p. 131. 208 ему возможность получить какое-то образование, какую-то профессию и т. д. Если, в конце концов, он вернется в общество нормальным гражданином, и ему, и обществу будет только лучше. Результатом этих идей явилось то, что стали говорить не о наказании, а об исправлении. В течение XX века утилитаристская теория наказания в англо-американском мире являлась господствующей (эту теорию также называют консеквенциали-стской, то есть ориентированной на результат). Тюрьмы в соответствии с идеей исправления должны быть перепланированы в реабилитационные центры со штатом психологов, библиотеками, образовательными программами. И на Западе, и в России, в полном соответствии с духом утилитаризма, вместо слова «тюрьма» часто употребляется термин «исправительное учреждение» (англ. «correctional facility»). Как и все господствующие догмы, утилитаристская теория наказания породила оппозицию. Во многом возражения в адрес утилитаризма касаются ее чисто практической несостоятельности. Дело в том, что программы реабилитации преступников, несмотря на все усилия, дали мало эффекта. Например, больше всего для «исправления преступников» делалось в Калифорний. И именно в Калифорнии почти самый большой процент рецидива в США. Оппозиция утилитаризму базируется и на чисто теоретических соображениях, восходящих отчасти к И. Канту. Кант отвергал «змеиные извивы утилитаризма» потому, что, как он говорил, эта теория несовместима с человеческим достоинством. Прежде всего, она заставляет нас использовать людей в качестве средств к достижению цели, а это — морально недопустимо. Если мы помещаем преступника в тюрьму, чтобы обеспечить благосостояние общества, мы просто используем его для блага других, что нарушает фундаментальное правило, гласящее: «С человеком нельзя обращаться только как со средством, служащим цели другого». Более того, задача исправления, несмотря на весь свой пафос, есть не более чем попытка сделать людей такими, какими, мы считаем, они должны быть. А это — нарушение их прав как автономных субъектов, которые имеют право решать сами для себя, какими людьми им быть. Мы имеем право воздать им должное за их порочность, но мы не имеем права манипулировать их личностями. Таким образом, Кант отвергает все утилитаристские обоснования наказания. Вместо этого он утверждает, что наказание должно основываться на двух принципах. Согласно первому, людей надо наказывать просто потому, что они совершили преступления, и ни по каким другим причинам: «Юридическое наказание никогда не может осуществляться только как средство для достижения другой цели либо в отношении самого преступника, либо в отношении гражданского общества, но должно во всех случаях осуществляться только потому, что индивид, который ему подвергается, совершил преступление». Согласно второму, Кант говорит, что важно наказывать преступника пропорционально серьезности его преступления, то есть небольшими наказаниями за небольшие преступления и большими за большие: «Но каков способ и мера наказания, которую общественная юстиция берет в качестве своего принципа и стандарта? Это просто принцип равенства, благодаря которому стрелка на шкале справедливости не уклоняется в одну сторону более, чем в другую <...> Поэтому может быть сказано: „Если ты клевещешь на другого, ты клевещешь на себя; если ты крадешь у другого, ты крадешь у себя; если ты бьешь другого, ты бьешь себя; если ты убиваешь другого, ты убиваешь себя". Это <...> единственный принцип, в соответствии с которым можно верно и точно назначить и качество, и количество наказания». Второй принцип неизбежно ведет к тому, что Кант одобряет смертную казнь: в ответ на убийство только смерть есть достаточно суровое наказание. В «Метафизике нравов» Кант пишет*: «Даже если гражданское общество решило бы самоликвидироваться с согласия всех его членов, это может произойти, если люди, населяющие остров, решат разделиться и распространиться по всему миру, то последний убийца, сидящий в тюрьме, должен быть казнен перед этим. Это должно быть сделано, чтобы каждый мог получить то, чего заслуживает по * Кант И. Метафизика нравов в двух частях // Соч.: в 6 т. — М., 1965. — Т.4.—Ч.2.—С.258. своим делам, и чтобы кровь не осталась на людях; иначе их можно считать соучастниками в убийстве и обвинить в публичном нарушении справедливости». Заметим, что утилитаризм нарушает оба кантовских принципа. В основной идее утилитаризма нет ничего, что могло бы заставить наказывать только виновных или ограничивать степень наказания тем, чего преступник заслуживает. Если цель наказания — это обеспечение общественного блага, то, как считает утилитаризм, иногда эта цель будет быстрее достигнута наказанием невиновного. Также может получиться, что общественное благо легче достигнуть путем сверхсуровых наказаний: большее наказание может иметь больший сдерживающий эффект. И то, и другое — нарушение справедливости, чего ретрибутивизм никогда себе не позволяет. Два принципа Канта сами по себе не являются аргументами в пользу наказания и не могут обосновать его. Они просто задают пределы наказанию: только виновный может быть наказан, при этом вред, причиненный тому, кого наказывают, должен быть сопоставим с тем ущербом, который он нанес другим. Нужны еще аргументы, чтобы доказать, что практика подобных наказаний не нарушает моральных норм. Мы уже видели, Кант считает наказание делом справедливости, он говорит, что если виновные не будут наказаны, то справедливость не восторжествует. У И. Канта есть еще один довод в пользу наказания, основанный на восприятии человека как «цели самой по себе». На первый взгляд, мысль о том, что наказание кого-либо есть «уважение его как личности» или «обращение с ним как с целью-в-себе», выглядит неправдоподобно. Как может быть то, что мы отнимаем у человека свободу, проявлением уважения к нему? Но, по И. Канту, это именно так. Даже более того, он говорит, что смертная казнь преступника тоже является «обращением с ним как с целью». Как это может быть? Для Канта обращение с кем-нибудь как с целью означает обращение с ним как с разумным существом. Что означает обращаться с кем-то как с разумным существом? Разумное существо — это некто, способный осмысливать свое поведение и свободно решать, что он будет делать, на основе своей собст- венной концепции о том, что является лучшим. Поскольку разумное существо имеет эти способности, оно ответственно за свое поведение. Животные, не имеющие разума, и психически больные люди, не контролирующие свое поведение с помощью разума, не ответственны за свое поведение. Мы не можем быть им благодарны или обижаться и негодовать на них, потому что они не отвечают за то зло или добро, которое причинили. Кроме того, они не могут понять, почему мы обращаемся с ними так, а не иначе. Поэтому у нас нет выбора, мы манипулируем ими, мы не обращаемся к ним как к автономным индивидам. Разумное же существо ответственно за свое поведение. Мы испытываем благодарность, когда оно поступает хорошо, и негодование, когда поступает плохо. Награда и наказание — это не манипуляция, а естественное выражение нашей благодарности или негодования. Поэтому, наказывая людей, мы относимся к ним как к людям, ответственным за свои действия. Мы относимся к ним как к людям, которые свободно решили делать злые дела. Их поведение определяет наше отношение к ним. Если кто-то по отношению к нам ведет себя хорошо или плохо, мы разве не будем этого учитывать? Почему мы должны относиться ко всем одинаково, независимо от того, как они решили вести себя? Кант считает, что есть глубокое логическое обоснование того, чтобы воздавать другим людям по их заслугам. Здесь вступает в действие первая формулировка его категорического императива. Когда мы решаем, что делать, мы по сути изъявляем желание, чтобы наше поведение стало «всеобщим законом». Поэтому, когда разумное существо решает обращаться с людьми тем или иным образом, оно провозглашает, что, по его мнению, так надо обращаться с людьми. Если преступник обращается с людьми плохо, и мы за это обращаемся с ним плохо, то мы всего лишь обращаемся с ним так, как он считает нужным обращаться с людьми. Мы соглашаемся с его собственным решением. Мы позволяем ему самому решать, как с ним будут обращаться, то есть мы уважаем его суждение. Мы позволяем его суждению контролировать наше обращение с ним. Мы уважаем свободу выбора, мы не манипулируем преступником. Три варианта компромиссной теории: сильный и слабый ретрибутивизм, компромиссы консеквенциализма Понятно, что две противоположные позиции в вопросе обоснования уголовного наказания (ретрибутивизм и консеквен-циализм) не так просто примирить между собой. Тем не менее в последние десятилетия делались многочисленные попытки модифицировать эти теории так, чтобы они дополняли друг Друга*. Возможны три варианта компромиссной теории. Она может быть либо ретрибутивистской в своей основе, но делающей уступки требованиям общественного блага, либо по сути кон-секвенциалистской, но делающей уступки тем или иным рет-рибутивистским принципам, и, наконец, радикально новой в своей основе, то есть охватывающей и ретрибутивизм, и кон-секвенциализм в равной мере. Первый вариант компромиссной теории основывается на разграничении между сильной версией ретрибутивизма, которая утверждает право и обязанность государства наказывать, и его слабой версией, которая не настаивает на обязанности, а обосновывает только право (и утрату преступником права не быть наказанным). Государство, по мнению сторонников слабой версии, использует право карать, только когда оно подкреплено неретрибутивистскими соображениями, то есть государство применяет гибкий подход к наказанию и к вынесению приговора, допуская, что консеквенциалистские соображения могут оказаться сильнее изначальной обязанности налагать наказание. Сильная версия ретрибутивизма явным образом представлена в теории Канта о священном долге государства наказать последнего преступника (этой теории также придерживался и Гегель). Слабую версию защищали некоторые современные ретрибутивисты: Росс, Армстронг и Мандл. Утверждение о том, что слабая версия ретрибутивизма больше соответствует реальной судебной практике, имеет под собой * См. подробнее: Tebbit M. Op. cit., p. 162-183 (проблематика компромиссных и коммуникативных концепций излагается, в основном следуя этому тексту). некоторые основания, так как условные наказания, помилование преступников, досрочное освобождение являются характерными чертами современных судебных систем. Право наказывать используется не всегда. С другой стороны, наказание за совершение некоторых преступлений является обязательным. Проблема состоит в том, на каких принципах вынесение наказания основано. Гибкость и смягчение наказаний могут быть следствием принципа «заслуженное™» и принимать во внимание степень ответственности. В этом случае компромиссная теория не является уступкой консеквенциализму. Если же вынесение наказаний будет основываться, прежде всего, на кон-секвенциалистских соображениях, то теорию наказания трудно назвать ретрибутивистской — от ретрибутивизма в ней практически ничего не остается. Наиболее влиятельные теории, консеквенциалистские в своей основе, но стремящиеся достичь примирения с ретрибути-визмом, были выдвинуты в 50-е гг. Дж. Ролзом* и Г. Хартом. Дж. Ролз, как и Г. Харт, утверждает, что проблема обоснования наказания состоит в ответе не на один вопрос, но на несколько разных вопросов, и это дает возможность для компромисса. Дж. Ролз начинает с того, что проводит разграничение между системой правил, или институтов (таких, как игра, парламент или институт наказания), и конкретными действиями в рамках данной системы правил (например, ход в игре, постановление парламента, решение суда). Обоснование системы правил, утверждает Дж. Ролз, есть нечто иное, чем обоснование одного их конкретного проявления. Когда мы говорим о системе наказаний, мы определяем цель, для которой она создавалась. Это, считает Ролз, может быть выражено только в утилитаристских понятиях как нечто, служащее интересам общества. Никто, по мнению Дж. Ролза, не будет утверждать, что цель системы наказания — причинять страдания, соответствующие степени преступления. Что же касается конкретного преступления, то, напротив, приговор данному конкретному преступ- * RawlsJ. Two Concepts of Rules // The Philosophical Review. — 1955. — 64. — P. 3-32. нику может быть обоснован только в категориях его вины, того факта, что он нарушил правила. Не следует обосновывать конкретное наказание «с точки зрения будущего», то есть в консеквенциалистских понятиях. Законодатель, принимая кодекс, смотрит в будущее. Судья же, применяя его, смотрит в прошлое. Таким образом, и утилитаристы, и ретрибутивисты (по Ролзу) в чем-то правы, и их точки зрения могут быть объединены. Экспрессивное и коммуникативное значение наказания (то есть представление о том, что наказание — это в том числе и вынесение отрицательного суждения о преступлении) с давних пор интересует философию права. В последнее время коммуникативные теории наказания стали активно разрабатываться. Идея того, что сущностью наказания является донесение некоторого послания либо преступнику, либо жертве, либо обществу в целом, может рассматриваться и как инструмента-листская (служащая предотвращению преступлений или нравственному воспитанию), и как абсолютно самостоятельная. Однако современные коммуникативные теории наказания в большинстве своем ретрибутивистские.
|