Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление рисками при организации интермодальных перевозок






1.Сущность риска в транспортных системах

Риск (испанское-португальское происхождение) - «подводная скала».

Риск можно рассматривать с двух противоположных событий:

• С одной стороны это вероятность наступления нежелательного события, материальная или иная потеря, которая может возникнуть в результате предварения в жизнь выбранного решения

• С другой стороны это предполагаемая удача, благоприятный исход, т.е. действия на удачу и счастливый случай

Поэтому различают:

• Динамические риски - как потеря, так и приобретение

• Статические - только предполагаемая потеря.

При осуществлении транспортировки в отличие от торговой деятельности и биржевой торговли выделяют только статические риски.

Транспортировка груза - довольно длительный процесс, когда продаваемый товар уже выпал с поле зрения продавца, но еще не попал в поле зрения покупателя. Согласно статистике наибольший ущерб приходится на кражи и потери груза в процессе его транспортировке. В тоже время ущерб от повреждения груза в пути в несколько раз меньше, следовательно, необходимо оценить риск, постараться его предвидеть и снизить до минимума возможные отрицательные последствия.

Основные характеристики ситуации риска в транспортных системах:

• Случайный характер события

• Наличие альтернативных решений

• Известны или поддаются определению вероятностей исходов и ожидаемые результаты

• Вероятность возникновения убытков

При организации транспортировки грузов в международном сообщении, необходимо учитывать группы внешних воздействий, носящие, как правило, случайный характер:

• Механические. В процессе транспортировки относят удары, толчки, вибрации, статические нагрузки и трения.

• Климатические. Гололедица и грязь, при доставке автомобильным транспортом.

• Биологические. Характерно для пищевых потоков, но бывают случаи порчи грызунами пластмассовой изоляции проводов.

Таким образом, риск является объективным явлением в человеческой деятельности и проявляется как множество отдельных обособленных рисков. Для оценки рисков, связанных с возможными их ситуациями, в которых грузовладелец может понести ущерб, важно установить их источники и последствия.

 

2.Риски в локальных транспортных системах

При заключении внешнеторговых сделок, возникает целый ряд рисков, связанных с пространственной отдаленностью м\у покупателями и продавцами.

В экономике различают виды рисков:

• Предпринимательский. Связан с хозяйственной деятельностью предприятия. Это угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов или получит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал.

• Кредитный.

• Финансовый.

• Инвестиционный.

Для транспортных предприятий и деятельности торговых предприятий, при организации доставки большей степени присущ предпринимательский риск.

По этапу товародвижения предпринимательские риски, для грузоотправителей и грузополучателей включают в себя:

o Риск невыполнения договорных обязательств

o Транспортный риск

o Риск форс-мажорных обстоятельств

o Риск, связанный с приемкой товара (услуги)

o Риск, связанный с реализацией товара или услуги на рынке.

Отдельно следует выделить транспортный риск - опасность потери или порчи товаров в процессе транспортировке. Он бывает:

o Во внутренней торговле

o В международной торговле. Т.К. в этом случае условия доставки груза значительно усложняются.

Момент перехода права собственности на товар не одинокого регламентирован в разных странах. Концептуально выделяют 2 подхода:

o Момент перехода прав собственности с продавца на покупателя связан с фактом передачи вещи. (Россия, Германия и Швейцария)

o Для перехода права собственности с продавца на покупателя достаточно соглашения сторон по поводу купли продажи. (США, Великобритания т.д.)

Классификация транспортных рисков в международной торговле впервые была приведена в сборнике торговых терминов ИНКОТЕРМС.

Базисные условия поставки разработаны с целью однозначного определения системы транспортировки, возможных рисков и других особенностей, т.к. при осуществлении международных мультимодальных перевозок сталкиваются интересы разных предприятий и государств. В настоящее время транспортные риски в международной торговле классифицируются по степени риска перехода прав собственности на товар в 4 группах: E, F, C, D.

Транспортный риск является часть предпринимательского риска, для предприятий продавцов, покупателей, перевозчиков и коммерческих посредников.

В ЛТС (локальных тр. системах) возникают специфические риски, как для грузоотправителей, так и для грузополучателей. Пример: грузоотправитель-грузополучатель, при пользовании услуг посредника, которым является интермодальный оператор, передает ему часть своих функций в рамках логистического аутсорсинга, поэтому можно выделить АУТСОРСИНГОВЫЙ РИСК.

Интермодальный оператор, принимая на себя ответственность по доставке грузов «от двери до двери», несет специфические риски, т.к. при сбоях в поставках по вине перевозчиков, вся ответственность возлагается на оператора, кроме того результатом деятельности интермодального оператора является услуга как товар, поэтому риск не выполнения услуги может приводить к потери его репутации и финансовым потерям (РЕПУТАЦИОННЫЙ РИСК). В данном случае очень важна индивидуальная работа с клиентами и транспортно-экспедиторскими компаниями в процессе оказания услуги.

 

3.Методы снижения риска, при осуществлении интермодальных перевозок

При выполнении транспортировки в международном сообщении лицо, организующее доставку грузов должно оценить степень возникающих неблагоприятных событий и предусмотреть мероприятия, способствующие снижению потерь, при возникновении этих событий.

Уровень транспортного риска - количественное выражение не соответствия между тем, что ожидает и тем, что в действительности происходит. Любое действие при транспортировке на пути от продавца к покупателю происходит в условиях неопределенности внешней среды.

Из теории риска известно, что он связан с ожиданиями субъектов транспортного процесса и не существует безотносительно от них. Свободного от риска поведения не существует. Следует различать риск и его меры, т.к. одна и та же рискованная ситуация может содержать различные риски и следовательно, разные последствия.

Противодействовать рискам можно, применяя определенные способы защиты, прежде всего предупредительные (превентивные) меры, а также транспортное страхование.

При транспортном страхование происходит страхование транспортных средств (каско) или грузов (карго).

Степень риска, при доставке груза зависит от вида транспорта, продолжительности и маршрута перевозки. Пример: на воздушном транспорте страховой тариф ниже в связи с меньшей вероятностью порчи груза из-за минимального внешнего воздействия во время транспортировки.

При осуществлении интермодальных перевозок необходимо осуществлять снижение рисков для грузовладельцев, для владельцев транспортных средств и для интермодального оператора.

Риск деятельности интермодального оператора неизбежен, поэтому он должен вырабатывать политику в области риска.

Основные направления такой политики:

• Политика избегания риска. Она полностью исключает конкретный вид деятельности, вызывающий потери. Пример: Отказ от организации доставки грузов на определенных направлениях. Она проста, но не всегда эффективна, т.к. существует вероятность отказа от прибыльных операций в условиях отсутствия достоверной информации.

• Политика принятия риска. Означает покрытие потерь клиента за счет собственных средств и уместно, при стабильном финансовом состоянии предприятия.

• Политика снижения степени риска. Предполагает уменьшение вероятности и объема потерь (методом страхование и диверсификации).

Страхование позволяет компенсировать последствия отрицательных событий, заключается в передаче ответственности за результаты негативных последствий проведения операции за определенное вознаграждение страховой компании.

Диверсификация предполагает организационные изменения на предприятии, при которых распределяются риски, и снижается их концентрация.

Наиболее актуальным для трансп. комп. является сочетание перевозок с сопутствующими услугами, которые оказываются клиентом (складирование, перевалка груза, таможенная очистка, комиссионирование). Для чего развивается соответствующая инфраструктура.

Кроме того перевозки могут осуществляться в одном географическом регионе или в разных на различных фрахтовых рынках или по разным маршрутам. Для эффективной работы предприятия необходимо создать систему управления рисками, которая включает в себя 4 этапа:

1. Анализ основных видов риска, входящих в комплекс рисков предприятия, определение силы их влияние на деят-ть предприятия, выявление наиболее значимых рисков

2. Опр-е уровня рисков и возможной величины потерь для того чтобы определить рискоустойчивость осн. показателей деятельности организации и целесообразность управленческих воздействий.

3. Определение наиболее эффективного метода управления рисками с целью обеспечения контроля над ситуацией риска и при необходимости выявления источников возмещения возможных потерь.

4. Определение эф-ти упр. воздействий. Оценка эф-ти страхования или других методов снижения риска.

Любое снижение риска имеет свою цену. При страховании платой за снижение риска является величина страховых взносов. Следовательно, выбираем способ снижения риска необходимо учитывать его стоимость и целесообразность.

Таким образом организация ЛТС, с использованием интермодальных технологий достаточно сложный процесс, требующий внимательного отношения к его проектированию и реализации, особенно в м\ународном сообщении, во избежание значительных потерь при транспортировке грузов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал