Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимодействие видов транспорта в мультимодальных транспортных системах






1. Особенности мультимодальных систем (МС) в транспортировке

Организация доставки грузов в международном сообщении предполагает взаимодействие продавцов, покупателей, экспедиторов, интермодальных операторов и перевозчиков. Деятельность экспедиторов связана в основном с грузом, а деятельность перевозчиков с транспортным процессом, т.е. потоками транспортных средств, с грузами или порожней тары.

В целом вся система доставки грузов разными видами транспорта на определенное направление представляет собой – мультимодальную систему транспортировки (МСТ). Мультмодальность как понятие относится и к транспортной инфраструктуре и к видам транспортных средств и к грузовым единицам. МСТ представляет собой потенциальную систему «толкающего» типа, которая находится в состоянии ожидания заказов потребителей транспортного процесса и при поступлении запросов от клиентов выполняет эти заказы. В основе функционирования такой системы лежит накопление запаса производственной мощности для бесперебойного оказания услуг.

В каждой конкретной перевозке сочетание видов транспорта будут различными в зависимости от их территориального расположения относительно грузоотправителя и грузополучателя (ГО и ГП).

К примеру, различают жд-авто; жд-авто-авиа; авто-море; и др. МСТ. МСТ следует рассматривать внутри страны или в международном масштабе. Исторически в РФ, обладающей большим разнообразием водных ресурсов при появлении жд транспорта, стало развиваться водно-жд сообщение, так как речным транспортом из-за своеобразного размещения рек-морей, невозможно прямая доставка грузов и пассажиров.

В международном масштабе одним из перспективных направлений, является интеграция наземного воздушного и водного транспорта в единую систему. Одним из таких перспективных направлений является интеграция транссибирской магистрали в международную транспортную сеть. Объединение видов транспорта для перемещения крупных материальных потоков в международном сообщении осуществляется путем создания и поддержания транспортных коридоров, которые являются неотъемлемой частью МСТ.

Ещё одним из элементов МСТ, являются транспортные узлы, где пересекаются МП разных видов транспорта. С точки зрения взаимодействия видов транспорта среди всех видов узлов, особое значение имеют транспортные узлы на базе морских и речных портов. В таких узлах обеспечивается наибольший объем перевалки грузов с одного вида транспорта на другой. Активное участие РФ в создании системы международных транспортных коридоров является одним из значимых элементов стимулирования экономики РФ и важной предпосылкой для привлечения инвестиций.

2. Роль транспортных узлов в МС

Особое место в вопросах взаимодействия различных видов транспорта отводится транспортным узлам, где перерабатываются МП при переходе с одного вида транспорта на другой. Транспортный узел – это пункт стыковки двух или более видов транспорта, технологическое взаимодействие которых обеспечивается соответствующим комплексом устройств и средств, а так же организационными мерами. Транспортный узел характеризуется единой цепью функционирования взаимодействующих видов транспорта. Транспортные узлы являются местами повышенного риска. Кроме того в них увеличена доля непроизводительных расходов. Например, жд вагон может простаивать в ожидании переработки и оформления документов до 70% от общего времени его нахождения в узле. В зависимости от комбинации видов транспорта необходимо учитывать рациональное построение инфраструктуры МСТ. К примеру, в воздушно-морских системах очень важно определиться с транспортным узлом, где происходит переработка грузов, такой узел должен соответствовать определенным требованиям:

1. Быть на рациональном расстоянии между ГО и ГП

2. Морской порт и аэропорт должны находится недалеко друг от друга.

3. Таможенные платежи за транзитный груз должны быть разумными.

4. Место перевалки грузов должно обеспечивать полную гарантию безопасности и надежности, иметь хорошую информационную обеспеченность.

5. Работать круглосуточно и ежедневно

Из транспортного узла самолеты и суда, меньшей вместимости, или автомобили перевозят грузы по радиальным маршрутам по системе «ступица и спицы». То есть в узлах пересечения крупных потоков происходит разукрупнение партий и передача ГП.

В мультимодальных системах должен быть применен логистический подход, позволяющий соединить все части системы в единое целое для ликвидации любых сверхнормативных простоев и потерь. Главным направлением ликвидации основных недостатков обработки грузов в транспортных узлах является интермодальная (бесперегрузочная) технология.

Интермодальная технология – это технология, используемая мультимодальном сообщении, находящаяся внутри системы между различными видами транспорта и соединяющая их. Отличительной особенностью или главным признаком интермодальности, является бесперегрузочность, т.е. перевозка груза в одном контейнере по всему пути следования. Сокращает время нахождения груза в пути и ликвидирует потери груза на погрузо-разгрузочных или перевалочных пунктах, снижает трудозатраты и расходы на перегрузочные работы, уменьшает потребность в перегрузочных механизмах, улучшает взаимодействие видов транспорта.

С 60-х годов XX века, транспортный узел, как пункт соединения нескольких видов транспорта, преобразовался в понятие терминал. Как место стыка видов транспорта и их транспортных путей со сложным комплексом инженерно-технических сооружений. Терминальное хозяйство предоставляет своим клиентам комплексную услугу и по своей форме относится к логистическим провайдерам. В последнее время наметился новый подход к перерабатывающим пунктам в международных транспортных коридорах. Создание не просто терминалов, а логистических распределительных систем. Эти центры переработки грузов, в которых идет перераспределение крупных МП, стали называть – хабами (англ. Ступица). Это связанно с расширением системы «ступица-спица». Для того, чтобы организовать бесперебойную и быструю работу, мультимодальной системы транспортировки в международном сообщении нужна хорошо развитая транспортная инфраструктура. Главным звеном, которой является система терминалов.

В настоящее время количество терминалов как государственных, так и частных увеличивается. Например, в Западной Европе существует система терминалов обслуживающая различные виды транспорта нескольких стран. Современные терминалы выполняют ряд операций сопутствующих непосредственно транспортировке. Различают 5 типов функций, определяющих специализацию терминалов:

1. Услуги по перевозке

2. Обслуживание грузовых мест

3. Обслуживание транспортных средств (аренда, лизинг, стоянка, ремонт, техобслуживание, мойка)

4. Обслуживание транспортной сети (начально-конечные операции, таможенное обслуживание, система контроля за движением)

5. Услуги, связанные с грузом (погрузка, разгрузка, предоставление складов)

Современный мультимодальный терминальный комплекс является предприятием, выполняющим широкий спектр услуг. Он представляет собой комплекс сооружений с современным технологическим оборудованием, позволяющим иметь в составе терминала специализированные складские помещения для хранения и переработки грузов и помещения для выполнения таможенных операций. Склады, входящие в состав крупных транспортных узлов должны иметь характеристик складов класс А+, А. Кроме основных служб обеспечивающих движение материальных потоков в транспортных узлах размещаются сопутствующие службы – банки, транспортно-экспедиционные компании, брокерские и страховые компании, служба охраны и безопасности, административные помещения и офисы клиентов, торговые представительства и бизнес-центры. Центры технического обслуживания подвижного состава транспорта, комнаты отдыха, гостиницы, пункты питания, центры дистрибуции и оптово-розничной торговли, консалтингово-аналитические и информационные центры. Оздоровительные комплексы, площадки для стоянки подвижного состава.

3. Взаимодействие и координация видов транспорта

Взаимодействие видов транспорта заключается в слаженности и согласованности их технологий при участии в общем перевозочном процессе. Единство мультимодальной транспортной системы дает возможность устанавливать рациональные сферы деятельности каждого вида транспорта внедрять совершенную форму и взаимодействия, осуществлять со стороны государства или международных организаций координацию работы видов транспорта. Из-за различных технологий работы видов транспорта, при их взаимодействии могут возникать следующие недостатки:

1. Разные провозные возможности видов транспорта

2. Разные сроки сбора грузов для отправки, что связанно с грузоподъемностью транспортных средств и разными способами перегрузочных работ.

3. Диспропорции в развитии видов транспорта

4. Несогласованность сроков доставки на перевалочный пункт

5. Незначительное использование прямой перегрузки, что приводит к необходимости промежуточных операций или перевалки грузов через склад.

6. Несогласованность сроков доставки грузов на перевалочный пункт

7. Неразработанность промежуточного сообщения

8. Несовершенство транспортно-экспедиционной работы

9. Несовершенство единой технической и правовой основы взаимодействия видов транспорта

Преимущественное использование каждого вида транспорта или их комбинации основано на технико-экономических особенностях видов транспорта, или размещении транспортной инфраструктуры на территории страны, а так же стоимости, времени доставки или других показателях. При выборе способа транспортировки с учетом использования комбинации видов транспорта необходимо учитывать потребности клиентов, в отношении времени или срочности доставки грузов. Или стоимости доставки, в общем случае стоимость доставки увеличивается при уменьшении сроков доставки. Поэтому необходимо разрабатывать несколько вариантов доставки грузов и выбирать из них рациональный.

Таким образом, функционирование МСТ в международном сообщении сопряжено с координацией работы разных видов транспорта различных транспортно-экспедиционных компаний, функционирование грузовых терминалов для организации своевременной доставки грузов и удовлетворении потребности клиентов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал