Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социальная стратификация и социальная мобильность 5 страница
Наряду с вопросами управления в организации в обществе существует и более широкая проблема — социального управления. К ее рассмотрению мы переходим в следующей главе. Вопросы и задания 1. Покажите многозначность термина «социальная организация». Приведите при 2. В чем заключаема,)ффект сипзргии? 3. Что собой представляет в качестве офасли социологической пауки социология 4. Дайте характеристику формальной социальной организации. Чем она отличает 5. Чго такое бюрократия? 6. Какие подходы к шнологии социальной организации вы знаете? 7. Как осуществляется управление в организации? 8. Что такое эффективность управленческой дея гелыюсти? 9. Как соотносится управление и менеджмент? Глава 16. Социальные организации Литература Гиддеис Э. Социология. М., 1999. Гл. 9. Дафт Р.Л. Менеджмент. СПб., 2002. Ч. 4. Гл. 10-12. Комаров М.С. Введение в социологию. М, 1994. С. 130—142. Кравченко А.И, Социология: Справочное пособие. М., 1996. С. 240—275. Мильнер Б.З. Теория организации. М., 1998. Российская социологическая энциклопедия. М., 1998. Смеллер Н.Дш. Социология. М., 1994. Гл. 6. Современная западная социология: Словарь. М., 1990. Социология в России / Под ред. В.Л. Ядова. М., 1998. Гл. 11. Социология. Основы общей теории / От. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М., 2002. Гл. 11. Фролов С.С. Социология. М., 1996. С. 220-237. Холл Р. Организации: пруктуры, процессы, результаты. СПб., 2001. Щербина В.В. Социальные теории организации: Словарь. М., 2000. Глава 17 Социальное управление § 1 Социальное управление как вид управления в обществе. § 2 Система (оциалъного управления § 3 Уровни и функции социальною управления § 4 Социальное управление и социальная политика § 1. Социальное управление как вид управления в обществе Для обозначения управления в обществе используется термин «социальное управление». Управление в обществе (социальное управление) характеризуется как организационная деятельность по обеспечению достижения социальных целей и задач посредством определенных методов. В данном случае термин применяется в широком смысле слова. Развернутая трактовка этого понятия будет дана ниже. В отличие от управления в технических и биологических системах, оно характеризуется разработкой программ, формированием у субъектов мотивации к деятельности, к эффективному труду для достижения сформулированных целей. Управление в живой природе бессубъектно, на уровне организма управляет генетическая программа, которая является средством управления, а не его субъектом. И управляет она не субъектами, а процессами, происходящими в организме. В автоматических технических системах также имеются программы управления и процессы, организуемые последними. Управление на уровне общества — субъектное, его отличает то, что управляющая программа вырабатывается субъектами управления сознательно, представляет собой определенный информационный образ, предполагает организацию деятельности людей по реализации управленческого проекта. Социальное управление как воздействие При определении социального управления в литературе преобладает его трактовка через воздействие управляющей системы на управляе-
Глава 17. Социальное управление 319 мую. Именно таким образом характеризует управление Г.В. Атаман-чук. Он считает, что управление представляет собой «целенолагаю-щее (т.е. сознательное, направляющее, продуманное!), организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, коллективную, групповую жизнедеятельность как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные структуры (государство, общественные объединения, партии, фирмы, кооперативы, ассоциации и т.д.)»1. Авторы учебника «Социальный менеджмент» также определяют управление как «целенаправленное воздействие руководителя или органов управления, согласующее и объединяющее совместный труд людей»2. Однако как непосредственное, так и опосредованное воздействие на деятельность людей не обязательно является управлением. Учитель воздействует на учеников; огородник, вскапывая грядки на своем участке, воздействует на землю и лопату; хозяйка, делая в доме уборку, воздействует на пол, стены, окна; студенты, выступающие на семинарском занятии, воздействуют на преподавателя и друг на друга; мнения одних людей оказывают значительное влияние на мысли и поведение других, и т.п. Тем не менее все приведенные события нельзя назвать управлением. Иными словами, на действия людей влияют различные события, но далеко не все они представляют собой управление. При определении управления через воздействие оно чаще всего отождествляется с трудом, какой-либо профессиональной деятельностью. В таком случае любой труд оказывается управлением, с чем вряд ли можно согласиться. В то же время, учитывая то обстоятельство, что управление в обществе всегда представляет собой воздействие одних субъектов на других субъектов с целью побуждения их к совершению той или иной деятельности, становится очевидным, что оно представляет собой субъект-субъектное отношение. В литературе последних лет вес чаще справедливо отмечается, что в определении управления через воздействие не учитывается присущее социальному управлению обратное воздействие управляемой системы на управляющую. Понятие «воздействие», отмечают авторы учебника «Менеджмент (Современный российский менеджмент)», «...ассоциируется с волевыми командными актами одноразового действия. Поэтому более обоснованно с точки зрения сущности менеджмента использо- 1 Основы современного социального управления: теория и методология М, 2000 2 Социальный менеджмент / Под ред. Д.В. Валовою М, 2000 С. 380 Раздел III Общество и ею структура
вание таких понятий, как процесс воздействия на персонал и процесс Социальное управление как взаимодействие Социальное управление как деятельность представляет собой выработку субьектом управления (управляющей подсистемой) информационного образа (проекта деятельности) и контроль за ei о реализацией. Для исполнителя (управляемого субъекта) этот проект служит программой деятельности. При разделении труда на управленческий и исполнительский имеет место разделение субъектов, вырабатывающих проекты и исполняющих их. При самоуправлении один и тот же субъект и вырабатывает проект, и реализует его2. На наш взгляд, социальное управление (управление в обществе) представляет собой форму информационного взаимодействия людей, при которой одна из сторон вырабатывает решения, доводит их до исполнителя, контролирует их исполнение, а другая сторона эти решения исполняет. Во взаимодействии имеет место и воздействие одного субъекта на других субъектов. Если одни субъекты вырабатывают программу деятельности (информационный образ) и контролируют ее реализацию другими субъектами, происходит разделение труда на управленческий и исполнительский. Однако субъекты, вырабатывающие программу и реализующие ее, могут «совпадать» в одном лице. В таком случае мы имеем дело с самоуправлением. Социальное управление всегда представляет собой единство управления и самоуправления, в эгом состоит одна из его важнейших Мепеджмсш (Современный российским менеджмент) М, 1999 С 148—149 См Костин В А Теория управления. Екаюринбург, 2001 С 27. Глава 17. Социальное управление 321 специфических черт. Социальные группы и общности, на которые направлена деятельность субъектов управления, не пассивно воспринимают внешние воздействия, а активно реагируют на них. Абсолютизация управления, управленческого воздействия, непризнание самоуправления в конечном счете ведет к тоталитаризму, абсолютизация самоуправления — к анархии. Социальное управление представляет собой управление не только устойчивой деятельностью людей, входящих в общности, но и изменением этой деятельности, т.е. это управление не только функциональными, но и процессуальными изменениями (управление процессами). Социальное управление как «сквозной» вид управления Социальное управление выступает «сквозным» видом всех уровней управления в обществе. На уровне государства оно представляет собой издание законов, регулирующих различные направления функционирования социальной сферы и социальные процессы. Для осуществления социального управления создаются специальные органы, разрабатывающие основные направления социальной политики, определяется их финансирование, осуществляется контроль за ее реализацией на региональном уровне. На уровне регионов и муниципальных образований происходит выбор социальных программ, производится их корректировка применительно к конкретным условиям, осуществляется непосредственная организация деятельности управляемых субъектов по реализации социальной политики, в том числе и создание учреждений для этой цели. На уровне фирмы имеет место решение социальных проблем ее сотрудников (организация отдыха, охрана здоровья, создание благоприятного психологического климата, условий для наиболее эффективного труда, обучения, получения образования и др.). Социальное управление представляет собой взаимодействие управляющих и управляемых субъектов, содержанием которого являются выработка и создание условий для реализации программ действий в сферах, связанных с функционированием социальных общностей, удовлетворением социальных потребностей, реализацией социальных прав индивидов в составе этих общностей. Речь в данном случае идет об управлении (регулировании) социальной структурой, мобильностью, миграционными процессами, занятостью, доходами населения, карьерой индивидов, созданием условий и возможностей для получения образования, охраны здоровья, культурного развития, отдыха, социальной защиты детей, пенсионеров, инвалидов и др. Раздел III. Общество и его структура Удельный вес социального управления на разных уровнях управления различен. На муниципальном уровне оно выходит на первый план, являясь важнейшим предназначением органов муниципального управления (можно сказать, их миссией). На государственном уровне, как уже отмечалось, задается его стратегия, формируется нормативная база, создается стратегия финансирования. На уровне фирм (микроуровне) социальное управление не является самоцелью, оно подчинено миссии организации и проявляется прежде всего в управлении человеческими ресурсами, управлении персоналом. Успех деятельности фирмы в современном менеджменте во многом связывается с качеством человеческих ресурсов, поэтому наемные работники рассматриваются как основные активы компании. Не здания, сооружения, оборудование, а прежде всего сотрудники, распоряжающиеся ими, создают конкурентные преимущества организации. В силу этого социальное управление в рамках фирмы, направленное на повышение доходов сотрудников, создание условий для их профессионального и карьерного роста, образования, отдыха, приобретает в t современном менеджменте все большее значение. § 2. Система социального управления В качестве основных элементов системы социального управления можно выделить следующие: субъект управления; управляемый субь-ект; проект деятельности; объект управления; цель управления1. Субъектами управления выступают индивиды, способные вырабатывать программы деятельности и реализующие данную способность, а управляемыми субъектами — люди, способные к осуществлению программ, созданных другими. Субъекты управления «управляются» также определенной информационной программой, которая включает в себя совокупность проблем, норм и правил, принятых в соответствующей сфере деятельности. Социальное управление многосубъектно. Его субъекты — не только индивиды, но и государственные, муниципальные органы и общественные организации. На уровне государства важнейшими субъектами являются органы законодательной власти, вырабатывающие законы, исиолнительной власти (Президент РФ и Правительство РФ) и судебной власти. На уровне субъектов Федерации субъектами социального управления также являются законодательные, исполни- См Костин В А Теория управления Глава 17 Социальное управление 323 тельные и судебные органы. Органы местного самоуправления занимаются непосредственной реализацией решений, разработанных на уровне государства и субъектов Федерации. Проблемы, требующие своего разрешения, заставляют субъектов управления вырабатывать программы, которые, в свою очередь, регулируют действия управляемых субъектов. Исполнители программ (управляемые субъекты) в своих действиях могут руководствоваться нормами и целями, отличающимися о г предписанных программой. Иными словами, если программы, выработанные субъектами управления, не восприняты исполнителями (управляемыми) субъективно — как «руководство к действию», управление может и не иметь места. В этом заключается важное отличие социального управления от других его видов. Управляемыми субъектами выступают группы людей и отдельные индивиды, способные к реализации социальных программ, выработанных на разных уровнях управления. К управляемым субъектам в первую очередь относятся такие учреждения, как центры социальной реабилитации лиц без определенного места жительства, органы социальной защиты, службы занятости и др. Управляемые субъекты и люди, нуждающиеся в тех или иных формах социальной помощи и защиты. Проект управленческой деятельности — сложный идеальный образ, наличие которого обусловливает организацию деятельности как самого субъекта управления, так и управляемых субъектов. В состав проекта входят цели, нормы, оценки ситуаций, образы условий действия и субъектов, отдельные решения, т.е. проект представляет собой упорядоченное целое. Какое-либо отдельное управленческое решение представляет собой фрагмент проекта. Проект управленческой деятельности в социальной сфере содержит информацию о том, какие группы нуждаются в содействии, помощи и поддержке, каким образом должны регулироваться отношения между ними, о нормах, лежащих в основе этих отношений, и др. Проект включает в себя не только целевые образы (например, обеспечение всех инвалидов-«колясочников» данного региона необходимыми средствами передвижения), но и методы и способы достижения целей, технологии их достижения. Иными словами, проект фиксирует не только то, что нужно сделать, но и как этого достичь. Управленческий проект в социальной сфере всегда является неполным, предполагая самоуправление со стороны управляемых субъектов. Задача управляющих субъектов —создать условия для того, чтобы социальные общности и индивиды в своей деятельности могли Раздел 111 Общее гво и его структура
щ т
реализовать те или иные возможности (получить образование, реали-'] зовать право на труд, досуг, отдых и др.). Управленческие проекты могут быть направлены па регулирова-1 ние деятельности профессиональных и гражданских общностей. В основе выделения профессиональных общностей лежит тот или иной вид деятельности (например, коллектив учебного заведения, завода, больницы, коммерчески-торговой фирмы и т.н.), в основе гражданских — единая система законов, регулирующая отношения людей. Процесс создания и изменения проектов, адресованных гражданским общностям, осуществляется политиками на государственном уровне и носит название реформ. Проектирование, имеющее целью преобразование жизнедеятельности профессиональных общностей, осуществляется менеджерами. Объект социального управления — разные виды жизнедеятельности управляемых субъектов: потребительская, образовательная, культурно-досуговая, миграционная, религиозная, отбор людей для назначения на соответствующие должности и др. По существу это деятельность людей, организуемая посредством управляющей программы. Иными словами, объект управления и управляемый субъект в социальном управлении не совпадают. Проект деятельности, создаваемый субъектом управления, направлен на деятельность управляемых субъектов, способных понять программу и реализовать ее. Управляемый субъект, реализующий выработанный субъектом управления проект деятельности, делает это не автоматически, а «пропуская» этот проект через свое сознание и волю. Он может более точно, ближе к идеальному образу реализовать проект, или, стремясь реализовать какие-то собственные цели, не предусмотренные программой, может только создать видимость реализации проекта. Смысл управления обществом заключается в воздействии на уп- j равляемый субъект с целью организации его деятельности. Воспринимая управленческие решения, управляемый субъект соглашается совершать действия, предусмотренные проектом. Цель управления — создание и сохранение определенного состояния объекта управления, организационного состояния деятельности. Организация, как отмечалось выше, является целью всякого, управления. Цель социального управления объективируется не в каких-то вещах или услугах, а в организации деятельности по их производству, упорядоченности уже существующей системы. Приведем простой пример «из жизни». Всем нам приходится обра-3 щаться в медицинские учреждения, целью деятельности которых яв-| ляется лечение больных. Цель деятельности конкретного врача — по- Глава 17 Социальное управление 325 становка диагноза, назначение лечения, проведение операции, осуществление профилактики заболевания и т.п. Для лечения нужны не только квалифицированные врачи, но и медицинское оборудование, медикаменты, обслуживающий персонал, осуществляющий уход за больными. Создание проекта медицинского учреждения, включающего в себя все необходимые условия как в количественном, так и в качественном выражении, и являет ся в данном случае целью социального управления. Цель врача — вылечить больного, цель субъекта, управляющего медицинским учреждением, — так организовать деятельность врачей и других его сотрудников, чтобы процесс излечения осуществлялся наиболее эффективно. Говоря иначе, эффективность управления проявляется в эффективности управляемой деятельности, в основе которой — се упорядоченность. Как ни парадоксально, но значимость цели управления осознается в том случае, если выработанный проект не обеспечивает эффек-тивпости соответствующей деятельности, устойчивого состояния системы. Так, если при всех усилиях, предпринимаемых руководителями гой или иной фирмы, производимая продукция (или услуга) не пользуется спросом на рынке, фирма терпит убытки, ее деятельность неэффективна, значит, неэффективно управление данной фирмой. Социальное управление направлено на сложные социальные системы, представляющие собой действия социальных групп, общностей, индивидов в определенных ситуациях. В ходе социального управления формируется желательный образ социального процесса (исполнения законов, справедливого распределения налогов, обеспечения безопасности людей и др.), контролируется его протекание, регулируется деятельность социальных систем, обеспечивающее их развитие в необходимом направлении. § 3. Уровни и функции социального управления В широком смысле термин «социальный» означает «общественный» и угамребляется при сопоставлении общества с природой. В этом случае понятие «социальный» тождественно понятию «общественный». В узком смысле данный термин охватывает взаимоотношения между различными социальными общностями (территориальными, этническими, демографическими, образовательными, религиозными, культурными), процессы, протекающие в социальной сфере общества, социальную структуру, уровень и качество жизни людей. Соответственно, термин Раздел III Общество и его структура «социальное управление» также употребляется в широком и узком: смыслах. До сих пор термин «социальное управление» употреблялся нами в i широком смысле — как синоним «управления в обществе». Однако \ настало время обратить внимание на его «звучание» в узком смысле. В таком контексте под социальным управлением целесообразно рассматривать управление территориальными, демографическими, культурными и иными общностями и процессами, социальной защитой, миграционными потоками, доходами населения, его уровнем и качеством жизни. Уровни социального управления Выше уже говорилось о том, что в обществе выделяются такие уровни управления как государственное, муниципальное, управление на уровне фирмы (менеджмент). Основанием для выделения уровней управления обществом выступают, прежде всего, объекты социального управления — различные виды деятельности людей и отношений между социальными группами и субъекты управления. Специфика деятельности, на которую направлена активность субъекта управления, детерминирует соотношение функций на каждом уровне управления. В государственном управлении важнейшей является функция регламентации деятельности управляемых субъектов, разработки ее нормативных оснований и основополагающих направлений. С реализацией этой функции могут быть связаны непрофессиональная деятельность граждан государства (уплата налогов, участие в избирательных кампаниях и др.), деятельность профессиональных групп (шахтеры, транспортники, врачи, учителя и др.), а также условия жизни социально-демографических групп (пенсионеров, студентов, инвалидов и др.). Специфика объекта государственного управления заключается в том, что он представляет собой разнообразную деятельность множества разнородных социальных групп, объединенных на территории одного государственного образования. В силу этого главным средством государственного управления выступают системы норм и правил, объединяющие людей, проживающих на одной территории, граждан одного государства. Государство вырабатывает системы норм, регламентирующих деятельность управляемых субъектов, и способы контроля за их исполнением. Для реализации государственного управления по различным направлениям создаются специальные государственные органы. Глава 17 Социальное управление 327 Государственное регулирование осуществляется по следующим главным направлениям: внутренние экономические и социальные процессы, охрана правопорядка внутри государства, обеспечение его безопасности, выработка основных принципов и направлений социальной политики, внешние экономические отношения, поддержание мирового правопорядка. Объектом муниципального управления также выступает деятельность различных групп населения, проживающих на соответствующей территории. На уровне управления муниципальными образованиями, наряду с функцией регламентации деятельности, особо важное значение приобретает функция целеполагания. Субъекты управления на муниципальном уровне организуют и контролируют деятельность исполнителей по достижению конкретных целей (например, социальной защиты инвалидов, трудоустройства мигрантов, содействия одаренным детям в получении образования). Если государственное управление направлено на непосредственное управление гражданами государства, через регулирование выполнения ими действующего законодательства, то муниципальные органы власти в основном управляют не непосредственно гражданами, проживающими на данной территории, а службами и учреждениями, которые созданы муниципальной властью для реализации конкретных программ. Поскольку граждане, проживающие на территории любого муниципально1 о образования, осуществляют различные виды деятельности, муниципальное управление направлено на экономическую, политическую, образовательную, культурную, религиозную деятельность, решение этнических проблем, ортнизацию социальной защиты населения и т.п. В то же время его отличие от управления на государственном уровне заключается в том, что именно на уровне муниципального образования создается и функционирует социальная инфраструктура, осуществляется помощь гражданам, нуждающимся в поддержке, производится перераспределение товаров и услуг, оказание коммунальных услуг. Третьим уровнем управления в обществе является менеджмент. Он рассматривается в литературе с различных позиций. Во-первых, происходит отождествление менеджмента и управления. Это неверно, поскольку управление имеет место в технических, кибернетических, биологических системах, и вряд ли можно называть его менеджментом, равно как человека, управляющего техническими системами, — менеджером. Иными словами, менеджмент и управление нетождественны, менеджмент выступает одним из уровней управления обществом. Раздел 111 Общество и его структура Во-вторых, менеджмен! связывают с организацией процесса upoj изводства и рассматривают как управление коммерческими оргапиза циями, фирмами, которые осуществляют определенную деятельноег| с целью получения прибыли. В связи с этим в учебниках по менедж! менту в основном рассматривается характеристика организаций, изГ структуры, уровней управления, организационного поведения, управа ления персоналом, проблем лидере та и т.п. В-третьих, менеджмент определяют как особый вид нрофесс но- • нальной деятельности по организации и управлению, совокупность-конкретных методов управления, существующих в рыночном общест- < ■ ве. В качестве важнейшей составляющей менеджмента выделяе1СЯ| управление персоналом организации. Поскольку основной целью, смыслом существования фирмы (организации) является получение устойчивой прибыли, задачей управляющих субъектов выступает такая организация деятельности всех звеньев и составляющих фирмы, прежде всего ее персонала, которая дает наибольший эффект для достижения цели. Тем не менее нужно учитывать, что персонал фирмы — реальные люди, коюрых волнуют собственное благосостояние в настоящем и будущем, уровень доходов, благополучие своей семьи, образование, здоровье, отдых и др. В связи с этим управление персоналом фирмы включает в себя деятельность, направленную на решение социальных проблем ее сотрудников. Функции социального управления Разнообразные функции социального управления можно объединить в три основные группы1. К первой группе функций, направленных на создание благоприятных условий жизни людей и их последовательное улучшение, совершенствование, относятся: обеспечение условий безопасности граждан; создание и упрочение условий, гарантирующих права и свободы граждан; помощь людям в обеспечении источниками средств к сущее гвованию, создание возможностей для повышения их доходов; обеспечение интересов работников при проведении приватизации предприятий; охрана труда и улучшение его условий, обеспечение охраны здоровья граждан; развитие социально-бытовой инфраструктуры; создание и совершенствование условий участия граждан в управлении делами общества, государства, произволе гва. Вторая группа функций охватывает процессы изменений в самом содержании жизнедеятельности, образе жизни людей, их социальных ' См. Социальный меиеджмсш С 106—115 Плана 17 Социальное управление качествах" обеспечение роста образовательного и культурного уровня людей; ортнизация институциональной деятельности, формирующей общественные нравы; помощь людям в адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям; обеспечение дисциплины и правопорядка; развитие трудовой, социально-политической, производственно-творческой и других видов общественной активности; формирование у людей восприимчивости к инновациям, развитие их инновационных ориентации.
|