Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
J — число правильных проб, соответствующих критерию усвоения, установленного экспериментатором.
2. Проблема распределения упражнений. Закон Йоста. Закон Йоста: из двух ассоциаций одинаковой силы, из которых одна более старая, чем другая, при последующем повторении лучше будет актуализироваться старая ассоциация. Йост (1897) задумался о том, что эффективнее для запоминания: повторять беспрерывно упражнение до тех пор, пока не будет достигнут критерий усвоения, или же распределить упражнения во времени. Метод: двое испытуемых 30 раз подряд повторяли ряд бессмысленных слов при двух различных условиях: 1) все 30 повторений проводились в один день, на следующий день проводилось повторное заучивание, продолжавшееся до первого безошибочного воспроизведения; 2) все 30 повторений распределялись на 3 дня подряд, по 10 повторений в день; на 4й день – повторное заучивание. Результат: число проб, необходимых для повторного заучивания, несколько больше, когда все 30 повторений падают на один и тот же день. Почему? Потому что, повторяя ряды слогов, испытуемый устанавливает ассоциации между различными элементами материала; при распределенном научении актуализируются «старые» ассоциации, при концентрированном научении – самые новые («давность» ассоциаций тем больше, чем больше времени прошло от упражнения до воспроизведения). Оптимальное распределение упражнений: 1) Если систематически варьировать временные интервалы между упражнениями, оставляя неизменной длительность самих упражнений, то можно найти оптимальный интервал, для которого количество упражнений будет наименьшим (по Трэвису, с двигательными упражнениями, – 20 минут, по Пьерону, с рядами бессмысленных слогов, – от 10, 20 минут, 24 часа). 2) Если интервал между упражнениями одинаковый, а меняется продолжительность тренировки, то оптимальный период упражнения также есть, но его продолжительность также сильно варьирует. Йост: эффективность запоминания уменьшается, когда число предъявлений материала за определенный период растет. Когда материал таков, что его можно заучить при небольшом числе повторений, лучше использовать метод концентрированного научения. Когда для овладения материалом нужно много повторений, то эффективнее метод распределенного обучения. Гипотезы об эффектах распределения упражнений: 1. Во время интервалов между пробами действуют процессы реактивации или консолидации мнемических ответов: · гипотезы мысленного обзора – обзор задачи во время отдыха; · гипотезы персеверации Мюллера и Пильцекера: (1900): биофизиологические процессы, обусловленные упражнением, продолжают еще сохраняться после окончания заучивания; эта, прошу прощения, персеверация способствует, изв., консолидации мнемических следов при условии невмешивания другой деятельности. Консолидация ответа зависит от продолжительности отдыха. При распределенном заучивании этот интервал больше, поэтом феномен консолидации больше. 2. В течение интервалов между пробами возникает возможность устранения процессов торможения, уменьшающего вероятность воспроизведения мнемических ответов. · гипотезы утомления: распределенное научение быстрее, т.к. интервалы отдыха позволяют устранить утомление, вызванное выполнением задания. · реактивного торможения Халла: нету описания · дифференцированного забывания МакГеч: при любом научении субъект ассоциирует с задачей не только правильные ответы, но и неправильные, и неправильные конфликтуют с правильными (затруднение усвоения и интерференция), но быстро забываются, когда упражнение прекращается. Распределенное научение способствует забыванию неправильных ответов, поэтому оно лучше. 3. Кривая забывания (сохранения) Эббингауза и ее модификация (Пьерон). Эббингауз заучивал 1200 рядов по 13 слогов в каждом (по 2, 5 секунды на слог) до двукратного безошибочного воспроизведения. Затем. После 15-секундного перерыва он заучивал следующий ряд. Итого 8 рядов за сеанс. После определенного перерыва он вновь заучивал тот же материал до достижения того же критерия научения. Единицей измерения, по отношению к которой Эббингауз определял величину сбережения при повторном заучивании, является общее время заучивания всех 8 рядов слогов. Кривая: на ней видно, что эффективность сохранения быстро уменьшается в течение первого часа после окончания заучивания, затем падение замедляется и становится почти незначительным. Пьерон: быстрый и значительный спад кривой вызван тормозящим воздействием интерференций, которые возникли из-за заучивания других рядов. Пьерон предложил заучивать 5 рядов из 50 цифр, до первого безошибочного воспроизведения и получил график, в котором была выявлена фаза, в течение которой не наблюдалось заметных изменений в сохранении заученного.
Эти результаты более согласуются с теорией реминисценции.
|