Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Влияние осмысленности материала на запоминание.
Степень осмысленности = «ассоциативная сила» бессмысленного вербального стимула = относительная частота возникновения осмысленных ассоциаций при предъявлении этого стимула группе испытуемых. - Методика Глейзера — слоги - Методика Утимера — триграммы согласных Группе испытуемых предъявлялся ряд стимулов, и их просили объяснить, какие ассоциации вызывает каждый стимул. Получили следующие закономерности: 1. При одинаковом времени упражнения число запоминаемых стимулов тем больше, чем выше степень осмысленности этих стимулов. 2. Для достижения одинакового критерия научения при заучивании бессмысленного материала требуется более продолжительное упражнение, чем при заучивании осмысленного материала. Влияние сходства и различия материала на запоминание. Эффект фон Ресторф. Степень сходства или различия материала особенно важна в перцептивном научении, обусловливании, выработке навыков и памяти. Степень сходства двух стимулов высока, если: – они однородны (слово и слово); – велико число общих идентичных элементов, образующих эти стимулы; – идентичны их структуры (два квадрата); – они относятся к одной и той же семантической категории (стол, стул, шкаф) – вызывают идентичные ответы = реакции (два резких слова – кожногальваническая реакция) Сходство материала. Гибсон (бессмысленные изображения), Андервуд (триграммы согласных, прилагательные, предъявляемые в рядах или попарно): число проб, необходимых для достижения одного и того же критерия научения, возрастает с увеличением сходства между элементами. Различие материала. Фон Ресторф (гештальтпсихолог, ученица Кёлера) чередовала разнородные элементы материала в разных пропорциях. I опыт: слоги, геометрические фигуры, числа, буквы и цвета были организованы в ряды, каждый из которых включал 4 однородные и 4 разнородные пары (например, 4 пары слогов, 1 пара фигур, 1 пара цветов и т.д.), эти ряды предъявлялись 2-3 раза, затем, после перерыва в виде нейтральной деятельности, испытуемые опрашивались по методу парных ассоциаций. Результат: 33% правильных ответов, если в ряду 4 однородные пары, и 74% – если только одна пара фигур среди 7 других пар. Вывод: независимо от характера материала, если в заучиваемом ряду разнородные элементы перемежаются с большим количеством однородных, то эти разнородные запоминаются лучше, чем однородные. II опыт: предъявлялись три типа рядов с интервалом в 1 день, затем через 10 минут после предъявления каждого ряда надо было воспроизводить элементы: ряд I: за 1 цифрой следовало 9 слогов ряд II: за 1 слогом следовало 9 чисел ряд III: 1 цифра, 1 слог, 1 буква, 1 слово, 1 фотография, 1 препинак, 1 химическая формула, 1 пуговка и 1 графический символ Результат: · лучше всего (70%) воспроизводятся изолированные элементы ряда (I - 1 цифра, II – 1 слог) · количество правильных воспроизведений тех же элементов в ряду III – 40% · однородные элементы рядов I и II правильно воспроизводились в 22% случаев. Вывод: Если степень разнородности всех элементов одинакова, то закономерность различий между двумя любыми элементами будет обеспечивать относительную однородность всего ряда: сохранение элемента такого ряда будет аналогично сохранению элемента, расположенного среди однородных элементов. 5. Явления ретроактивной интерференции и реминисценции: основные методы и результаты исследований. Интерференция вообще – это вот что: «Если я учился А, то после этого трудно будет усвоить В» или «Если я научился В, то трудно будет вспомнить, как делать А». Ретроактивная интерференция – это ухудшение сохранения материала А, вызванное заучиванием другого материала В, которое происходит в период между заучиванием А и определением его сохранения. Ретроактивная интерференция – результат взаимодействия многочисленных переменных, среди которых в первую очередь надо изучать те, которые относятся к: a) сходству между двумя заданиями b) соответствующей степени научения c) объему заучиваемого материала Исследования: – феномен открыт Мюллером и Пильцекером (1900) в ходе эксперимента. Контрольная группа заучивала материал А, затем отдыхала, затем воспроизводила и снова заучивала А. Экспериментальная группа вместо отдыха заучивала материал В. – в исследовании Дженкинса и Далленбаха (1924) двое испытуемых должны были заучивать ряды из 10 бессмысленных слогов до безошибочного воспроизведения Через 1, 2, 4 или 8 часов, заполненных сном или повседневной деятельностью, они воспрроизводили материал. Порядок чередования интервалов был случайным. Изучалось качество воспроизведение в связи со временем суток, например, после сна и бодрствования. Получились три кривые: 1) при сне и бодрствовании наблюдается спад сохранения, но воспроизведение всегда лучше после сна 2) первоначальное ухудшение становится сильнее выраженным в период бодрствования 3) при бодрствовании свыше 2 и до 8 часов воспроизведение продолжает ухудшаться, а после сна остается неизменным. – черт его знает, что все это значит, но я совершенно не соображаю. – Ван Ормер (1932) применял метод сбережения и получил те же результаты итого: по Дженкинсу и Далленбаху, повседневная деятельность уменьшает вероятность сохранения мнемических ответов и ускоряет забывание: именно из-за отсутствия этой деятельности сон и способствует улучшению памяти. 6. Образы памяти: характеристика, методы и результаты исследований. 1. Образы памяти являются наглядной репродукцией чувственного опыта. Фехнер — 1860 — в образах памяти существуют большие индивидуальные различия. Гальтон — «стол завтрака» — обнаружил, что у одних индивидов яркие зрительные образы, а у других — слуховые или моторные. Стринер — 1880 — моторные образы. Некоторые испытуемые не могли представить себе слово, если их просили держать рот открытым. Битте — 1909 — просил представить себе различные образы и проградуировать каждый по семибалльной шкале от «совершенно ясно» до «отсутствия образа». Объективная проверка образов. Энджелл и Фернальд (1910-12) придумали несколько методов: 1. Метод ассоциации: 5 минут называние предметов с цветовыми и звуковыми особенностями, и смотрели, что вызывает большие трудности. 2. Анализ стиля автора: больше цветов или звуков упоминается в речи? 3. Заучивание на основе зрения или слуха: как быстрее? 4. Метод отвлечения: зрительные процессы отвлекаются слуховыми, зрительными стимулами или зажатием языка зубами. Что больше отвлекает? 5. Орфография: запись слова в обратном порядке. 6. Квадрат букв, которые надо заучить, а затем воспроизводить в обратном порядке или по диагонали. Но: даже зрительный тип не может удерживать сразу 16-25 букв. 7. Описание картины: вербализаторы давали меньше ошибочных суждений, были более точны. Визуализаторы более полно описывали картину. 7. Метод частичного отчета: эксперименты Сперлинга.
|