Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Когнитивный подход к исследованию памяти. Основные положения, альтернативы, понятия и методы.
Подход основан на представлении о человеческом организме как о системе, занятой активными поисками сведений и переработкой информации, т.е. на представлении о том. Что люди оказывают на информацию разного рода воздействия. Осн. Понятия — Кодирование — способ введения инф-ции в систему; Способ хранения — код памяти. Хранение — обычное хранение, но: с инф-цией м. что-то происходить она м. изменяться под влияние инф-ции, кот. поступает позднее, или совсем утрачиваться. Извлечение — действие, напр. На получение доступа к хранящейся инф-ции. Модель — позволяет делать представления относительно будущего поведения. Структурные теории и теории уровней переработки. Структурные теории Нормана и Во. В первую очередь здесь исследуется память в основе которой лежит время хранения информации. Это наиболее ранение и широко распространенные теории. Эти структуры носят название КП, СП, ДП. Эти структуры (системы) имеют разные функции и механизмы своего проявления, но между ними есть взаимодействие. Первый класс теорий -- теория двойственности: есть структура первичной (кратковременной) и вторичной (долговременной, отражающее весь опыт) памяти. Вся информация идущая из вне проходит через КП и либо выталкивается либо переводится в ДП с помощью процесса повторения. Повторение -- это операция выполняющая три функции: 1. сопротивление угасанию следов в КП, 2. предохранение материала от выталкивания, 3. перевод содержания из КП в ДП. При переходе в ДП происходит фиксация информации. Для ответа необходима доказать существование этих систем, показать разный принцип их функционирования (экспериментальными, функциональными и с помощью привлечения фактов патологии). Трехкомпонентная теория (теория множественности) Аткинсона (" Память и процессы обучения") и Шифрина предполагает наличие УКП (сенсорная), на которую попадает информация извне, структуры КП, структуры ДП, на которую информация может попасть как из КП так и из УКП. (ГРАФИК! забывания). Любое знание на выходе является результатом трансформации посредством трех систем. Есть три способа доказательства существования этих структур: функциональный (по разному принципу функционирования этих систем), экспериментальный, и материалы патологии. -- Функциональный: 1. эти структуры выполняют разные задачи: УКП обеспечивает нормальную работу восприятия, опознавания образов (предохраняя КП от нагромождения информации и позволяя соотнести сенсорные признаки с имеющимися эталонами в опыте для узнавания) *. 2. КП (15-30 сек. без повторения) -- обслуживает кратковременный мыслительный процесс (посылки и удерживаемые гипотезы; решение арифметических задач в уме). 3. ДП -- функция приобретения личной памяти, индивидуального опыта, expiriense. Способы функционирования (с помощью разных компонентных процессов): различные способы кодирования ввода, хранения, вывода и забывания во всех трех структурах. В УКП ввод в соответствующей специфической модальности (зрительная -- сечаточные процессы и т.д.). В КП независимо от модальности информации извне она преимущественно кодируется акустически артикуляционным способам (путем проговаривания -- ошибки воспроизведения при зрительном предъявлении акустические -- по называнию: П как Б, а не как Н *). В ДП ввод осуществляется за счет трансформации смыслов, значений (семантические коды; для речи -- понятия). Объем хранения в УКП зависит от количество стимуляции (Сперлинг - частичный отчет), но он больше чем объем КП (7±2). Границы объема ДП не установлены. Извлечение информации из УКП происходит путем параллельного считывания (с внутренней иконы; Сперлинг). Из КП исходя из законам Стернберга (методика хронометрии) осуществляется последовательный поиск информации. Из ДП считывание осуществляется за счет последовательного перебора. Забывание В УКП это угасание, выцветание, маскировка другим стимулом. В КП -- выталкивание старой информации новой если нет повторения *. В ДП причин забывания много: мотивационное забывание (Фрейд), интерференция (взаимное влияние новой и старой информации): ретро и проактивная интерференция. Экспериментальные доказательства. Эксперименты на свободное припоминание дают гораздо больше элементов чем объем КП. (Воспроизведение в свободном порядке, но как можно точнее) (ГРАФИК: номер элемента от процента правильного воспроизведения -- позиционная кривая). Объяснение наиболее эффективного воспроизведения последних элементов состояло в том, что они извлекаются из КП. А первичные элементы воспроизводятся из ДП (они больше повторялись). В этом эффект недавности и первичности. Далее была построена экспериментальная процедура уничтожающая эффект недавности за счет влияния на КП или наоборот усиливающая эффект первичности. После предъявления 40 элементов испытуемому дается интерферирующая задача (исчезновение материала из КП). Таким образом, с эффектом первичности ничего не произошло, а эффект недавности пропал (ГРАФИК!). Другая процедура состояла в уравнивании эффекта первичности и недавности: один ряд давался очень быстро ((что исключало возможность повторения), а другой очень быстро. (ГРАФИК уравнивающий эти два эффекта). Это доказывает работу двух систем. Патологический материал. Открытие синдрома Милнер (?) (раненный в гипоталамическую область фехтовальщик): после выздоровления испытуемый обнаружил нарушение в настоящее время перехода информации в ДП (за 7 лет он ничему новому не научился, хотя все, что было до ранения он помнил хорошо). Аргументы оппонентов структурной теории: 1. лучше говорить о кратковременных и долговременных процессах, а не о соподчиненных структурах; 2. сомнительно, чтобы весь наличный опыт проходил через эти структуры (с помощью повторения) *. Отсюда возникла теория уровней переработки информации Крейка и Локхарда: 1. представление о стадийной, линейной переработки информации уже устарело. Кроме потока информации направленной извне на субъекта еще есть встречное движение субъекта. В этом идея о взаимодействии двух видов активности. Субъектный поток определяется его опытом, ожиданиями, смыслом; 2. Кратковременные и долговременные процессы подчиняются некоторым общим закономерностям влияющим на конечный эффект: Эффективность памяти определяется уровнем переработки, который зависит от типа задачи, который решает субъект, а задачи -- возможностями субъектами (ресурсы). Таким образом, чем выше уровень переработки информации (более привлечено сознание), тем сильнее будет след и длительность хранения. Чем более автоматическая переработка, тем меньше время хранения. Есть два доказательства: 1. по линии 'повторения' (по линии организации материала) *.; 2. зависимость эффективности от уровня переработки (на вербальном материале) *.
|