Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные методы, факты и закономерности классической психологии памяти.






Первые экспериментальные методы изучения мнемических процессов впервые были предложены Герма­ном Эббингаузом (1850—1909).

 

1.Метод заучивания: «читаю - повторяю» до 1-го правильного воспроизведения;

Цель: добиться полного усвоения испытуемым материала, который требует­ся заучить. Критериий усвоения: первое безошибочное воспроиз­ведение материала (при более строгом подходе, два безошибочных последовательных воспроизведе­ния). Сегодня его называют методом последовательных воспроиз­ведений, т.к. он состоит в многократном предъявлении определенного ма­териала.Два основных показате­ля, характеризующих скорость заучивания: количество проб и время, необходимое для полного заучи­вания материала. При этом становится возможным установить кривую научения: на абсциссе отклады­вают число проб, а на ординате — число элементов, правильно воспроизведенных при каждой пробе. В области памяти этот метод хорош для длительных периодов времени, требующих строгих критериев научения. Но этот метод ставит в более благо­приятные условия субъектов, медленно обучающих­ся, и применение его в кол­лективных условиях при наличии группы испытуе­мых поднимает иногда трудноразрешимые практи­ческие проблемы.

2. Метод удержанных членов ряда: чтобы запомнить, необходимо многократно повторить ряд – при этом считается % запомненного;

3.Метод сбережения: разработан в целях изучения динамики изменения памяти (и особенно забыва­ния) во времени. Повторное заучивание должно удовлетворять двум условиям: а) оно должно осуществляться тем же методом, с помощью которого происходило пер­воначальное заучивание; б) испытуемый дол­жен достигнуть того же критерия усвоения, кото­рый был при заучивании. Итак, испытуемый заучивает (путем многократного повторения) какой-то материал – при этом считается %, который он воспроизвел. После паузы происходит повторное заучивание ® считают разницу между 1-м и 2-м заучиванием и получают % экономии (отнимают 1-й результат от 2-го или наоборот – это неважно);

4.Метод антиципации Эббингауза: испытуемому один или несколько раз предъяв­ляются элементы материала, сгруппированного в ряды а® Ь ® с ® d и т. д., после чего он должен постараться воспроизвести их, соблюдая установленный порядок. В случае ошибки экспериментатор по­правляет испытуемого; если же испытуемый не мо­жет воспроизвести нужный элемент, эксперимента­тор " подсказывает" ему его. Эта процедура обычно продолжается до первого безошибочного воспроизведения данного ряда. Сегодня при применении этого мето­да используется прибор, обеспечивающий постоянную экспозицию всех элементов ряда и одинаковый временной интервал между двумя пос­ледовательными элементами; предположим, предъявляются два следующих друг за другом эле­мента - х и у, при появлении х испытуемый должен назвать у, предвосхищая его появление.

Какая бы разновидность методики ни применя­лась, получают 4 следующих показателя: 1) общее время заучивания; 2) число проб, необходимых для достижения критерия усвоения; 3) число ответов, правильно антиципированных в каждой пробе; 4) число ошибок в каждой пробе.

Этот открывающий богатейшие возможности метод представляет большой интерес для изучения ассоциативных механизмов памяти.

5.Метод угадывания: близок к методу антиципации: человек заучивает, но просит дать начало ряда;

6.Метод узнавания: заученный каким-либо способом материал располагается среди незнакомого материала и надо его распознать (заучиваемые слоги смеши­вают с другими слогами, прилагательные с другими прилагательными, рисунки с другими рисунками и т. д.).. Ех., заучивается ряд из 10 стимулов, которые затем сме­шивают с 30 новыми стимулами. Таким образом, составляют однородный ряд, содержащий 40 сти­мулов, которые и предъявляются испытуемому. Оказывается, воспроизводимый таким образом материал по объему гораздо больше, чем активно воспроизводимый объем памяти.

Позже - Метод парных ассоциаций Калкинс (1894): элементы материала располагаются попарно, как во французско-английском словаре. При исследовании запоминания первый элемент каждой пары играет роль стимула, второй — ответа. Испытуемые дол­жны запомнить пары так, чтобы при предъявлении первого члена пары они в ответ назвали второй член. Этот метод можно применять также в сочетании с методом антиципации Эббингауза: после одного или нескольких предварительных предъявлений пар ограничиваются предъявлением элементов-стимулов, задача: на каж­дый стимул отвечать связанным с ним правильным элементом. Если испытуемый делает ошибки, то ему на слух или зритель­но предлагают правильный ответ. В одном из вариан­тов этой методики экспериментатор дает ответ даже в том случае, если испытуемым ответил правильно. При этом считается, что восприятие правильного ответа подтверждает или подкрепляет только что данный ответ. Показатели, получаемые в результате применения этого метода, аналогичны по­лучаемым с помощью метода антиципации.

Кривая забывания Эббингауза: Суть: в течение 1-го часа примерно 60% материала забывается, если нет повторений, после 48 часов – процесс забывания замедляется, и еще через 100ч. выходит на ровный уровень – что осталось, то осталось. Для своей кривой забывания (1885 г.), он заучил около 1200 рядов по 13 слогов в каждом. Многочисленные экспериментальные исследо­вания подтвердили характер кривой Эббингауза как кривой с отрицательным ускорением, но существовал ряд разногласий. Пьерон (1913) разошелся с Эббингаузом в вопросе времени начала ускорения Часто это были разногласия из-за разнородности опытов, различий в их условиях + различий в материале и индивидуальных особенностях испытуемых – кривая Пьерона более кривая J.. в ней спад начинается не сразу после заучивания, а через неделю, потом еще через2 недели и на ровный уровень выходит через 2 месяца. Эти результаты считаются более приемлемыми.

Влияние материала на запоминание. Исследования:

Осмысленность материала, научение и память: Эббингауз считал, что заучивание осмысленно­го материала может исказить результаты эксперимен­тов по памяти. Поэтому он подобрал " бессмыслен­ный" вербальный материал — " бессмысленные сло­ги", которые являются простыми, одинаковыми по трудности. Но если бессмысленные сло­ги и являются хорошими стимулами измерения, то они не обла­дают отмеченными Эббингаузом качествами од­нородности и простоты, т.к. могут вызывать осмысленные вербаль­ные (слова, группы слов, предложения) или вербализуемые ассоциации, и могут даже сами по себе обла­дать определенным, изменяющимся значением. Короче в опытах выяснилось, что хорошо осмысленный материал заучивается легче и быстрее, чем слабо осмысленный (на одинаковые промежутки времени давали осмысленный и бессмысленный материал для заучивания).

Степень сходства или различия элементов мате­риала играет важную роль во многих психических процессах, особенно в выработке навыков и памяти. Роль сходства в запоминании: Если два или несколько стимулов обладают общими при­знаками, то говорят, что они сходны, т.е. если они: однородны (ех., слово и слово (а не слово и цвет)), если имеют больше число общих идентичных элементов (слоги ФЕД и НЕД имеют более высокую степень сход­ства, чем слоги ФЕД и РЕИ, последние же более сходны, нежели слоги ФЕД и ХОН (в них вообще нет общих букв); если образующие их структуры иден­тичны или сходны друг с другом, например, два квадрата разной величины или музыкальная мелодия в переложении на две раз­личные тональности; если они относятся к одной и той же семантической категории, например, понятия " стол", " стул", " шкаф" более сходны между собой, чем понятия " стол", " абри­кос", " лошадь". А максимальное сходство присуще словам-синонимам. Андервуд (50-е гг.) проводил опыты с прилага­тельными, предъявлявшимися в рядах или попарно, и с рядами бессмысленных слогов. Эти работы показали, что число проб, необходимых для достижения одного и того же критерия научения, возрастает с увеличением сход­ства между элементами материала. Для каждого материала использовались две степени сходства. В случае высокой степени сходства материала число проб, необходимых для запоминания было почти в полтора раза выше, чем для запоминание материала с низкой степенью сходства.

Разнородный материал и эффект фон Ресторф: Что бывает, когда элементы материала являют­ся разнородными, ех., если числа чередуют­ся в различных пропорциях со слогами или цвета­ми? Ответ на этот вопрос дала фон Ресторф (1933). В первом исследовании (22 испытуемых) она использовала 5 ви­дов материала: слоги, геометрические фигуры, чис­ла, буквы и цвета. Эти виды материала были органи­зованы в ряды, каждый из которых включал 4 одно­родные и 4 разнородные пары. (ех., 4 пары букв и по 1 паре каждого из других видов материала и т. д.) В эксперименте исследовались все возможные сочета­ния указанных разновидностей материала. Эти ряды предъяв­лялись испытуемому 2-3 раза, затем, после небольшого перерыва, во время которого испытуе­мый был занят нейтральной деятельностью, присту­пали к испытанию сохранения по методу парных ас­социаций. Итоги: при наличии в ряду 4 однородных фигур было получено только 33% правильных отве­тов; но если в ряду имеется лишь одна пара фи­гур, находящихся среди 7 других пар, то количество правильных воспроизведений этих фигур возрастает до 74%. Т.о., независимо от ха­рактера материала, если в заучиваемом ряду разнород­ные элементы перемежаются с большим количеством однородных, то зти разнородные элементы сохраняют­ся лучше, чем однородные. Но если все элемен­ты ряда одинаково разнородны, то это обеспечивает относительную однородность всего ряда: сохра­нение элемента такого ряда будет аналогично сохранению элемента, расположенного среди однородных элементов, т.е. оно будет хуже.

Распределение упражнений. Когда речь идет о запоминании какого-либо ма­териала или выработке навыка и когда хотят добиться максимального уровня научения при минимальной длительности упражнений, встает вопрос что лучше: повторять беспрерывно упражнения до тех пор, пока не будет достигнут критерий усвоения, или же рас­пределить упражнения во времени? Эббингауз выявил влияние распределения повторений во времени на эффективность запоминания ® чем более широкие промежутки времени разделяют повторение – тем более эффективно запоминание (частые повторения «слипаются») В его опытах показано, что заучивание с дневными промежутками более эффективно, чем с часовыми. Позже опыты были проведены Пос­том (1897). Он выяснил, что если заучивать материал, повторяя его в течение 1 дня, то количество проб для повторного заучивания потребуется больше, чем если распределить материал на 3 дня. Йост объясняет эти результаты следующим об­разом: повторяя ряды слогов, испытуемый устанав­ливает ассоциации между различными элементами материала; при распределенном научении актуали­зируются " старые" ассоциации, " давность" ассоциа­ций тем больше, чем больше времени прошло от упражнения до воспроизведения. При концентриро­ванном же научении повторения актуализируют са­мые новые ассоциации. Принимая во внимание го­раздо большую эффективность распределенного на­учения, считается, что, из двух ассоциаций оди­наковой силы, но одна ассоциация более старая, чем другая, при последующем повторении лучше будет актуализи­роваться старая ассоциация - Т.о., закон Йоста описывает влияние распределения повторений на процесс заучивания: при повторении рядов материала разного возраста – более эффективно повторение старого ряда. Выводы Йоста сохраняют свою значимость и в свете последних исследований: когда материал та­ков, что его можно заучить при сравнительно не­большом числе повторений, предпочтительнее ис­пользовать метод концентрированного научения; если же, наоборот, для овладения материалом не­обходимо значительное число повторений, то наиболее экономичным окажется метод распределенного научения.

Явления ретроактивной интерференции и реминисценции: методы, результаты их исследования (Вообще, интерференция – это механизм забывания в КП, это взаимное влияние информации (влияние ранее запомненного на новое (улучшение или ухудшение) – ретроактивная И.)) Ретроактивная интерференция - это ухудшение сохранения материала А, вызываемое заучиванием другого материала Б, осуществляющимся в период между заучиванием материала А и определением его сохранения. Этот феномен открыт Мюл­лером и Пильцекером (1900). Они брали 2 группы студентов: 1-я учила материал, потом отдыхала и воспроизводила его. 2-я группа учила материал, потом другой материал. Итог: старый материал ухудшался. Ретроактивная интерференция - резуль­тат взаимодействия многочисленных переменных, среди которых в первую очередь должны быть изуче­ны переменные, относящиеся к: а) сходству между двумя заданиями; б) соответствующей степени на­учения; в) объему заучиваемого материала. Т.е. это проблема изменения уровня активации субъекта в период между заучиванием и проверкой запомина­ния, В этом плане исследователи сравнивали изменение сохранения в двух противоположных ситуациях: в ситуации естественного сна и в ситуации бодр­ствования, заполненной выполнением повседневных дел.

Реминисценция – в общем виде - воспроизведение мнемических ответов, ко­торые субъект не мог воспроизвести прежде, при условии, что с момента заучивания он не занимался дополнительным упражнением в выпол­нении данного задания (эдакое «повторение в уме»). Реминисценция изучалось Бэллардом как количественное улучшения сохранения при последующих воспроизведениях. Феномен Бэлларда: он пришел к заключению, что реминисценция являет­ся процессом, противоположным забыванию и спо­собным оказывать в течение нескольких дней благо­приятное воздействие на мнемические процессы


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал