Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные методы, факты и закономерности классической психологии памяти.
Первые экспериментальные методы изучения мнемических процессов впервые были предложены Германом Эббингаузом (1850—1909).
1.Метод заучивания: «читаю - повторяю» до 1-го правильного воспроизведения; Цель: добиться полного усвоения испытуемым материала, который требуется заучить. Критериий усвоения: первое безошибочное воспроизведение материала (при более строгом подходе, два безошибочных последовательных воспроизведения). Сегодня его называют методом последовательных воспроизведений, т.к. он состоит в многократном предъявлении определенного материала.Два основных показателя, характеризующих скорость заучивания: количество проб и время, необходимое для полного заучивания материала. При этом становится возможным установить кривую научения: на абсциссе откладывают число проб, а на ординате — число элементов, правильно воспроизведенных при каждой пробе. В области памяти этот метод хорош для длительных периодов времени, требующих строгих критериев научения. Но этот метод ставит в более благоприятные условия субъектов, медленно обучающихся, и применение его в коллективных условиях при наличии группы испытуемых поднимает иногда трудноразрешимые практические проблемы. 2. Метод удержанных членов ряда: чтобы запомнить, необходимо многократно повторить ряд – при этом считается % запомненного; 3.Метод сбережения: разработан в целях изучения динамики изменения памяти (и особенно забывания) во времени. Повторное заучивание должно удовлетворять двум условиям: а) оно должно осуществляться тем же методом, с помощью которого происходило первоначальное заучивание; б) испытуемый должен достигнуть того же критерия усвоения, который был при заучивании. Итак, испытуемый заучивает (путем многократного повторения) какой-то материал – при этом считается %, который он воспроизвел. После паузы происходит повторное заучивание ® считают разницу между 1-м и 2-м заучиванием и получают % экономии (отнимают 1-й результат от 2-го или наоборот – это неважно); 4.Метод антиципации Эббингауза: испытуемому один или несколько раз предъявляются элементы материала, сгруппированного в ряды а® Ь ® с ® d и т. д., после чего он должен постараться воспроизвести их, соблюдая установленный порядок. В случае ошибки экспериментатор поправляет испытуемого; если же испытуемый не может воспроизвести нужный элемент, экспериментатор " подсказывает" ему его. Эта процедура обычно продолжается до первого безошибочного воспроизведения данного ряда. Сегодня при применении этого метода используется прибор, обеспечивающий постоянную экспозицию всех элементов ряда и одинаковый временной интервал между двумя последовательными элементами; предположим, предъявляются два следующих друг за другом элемента - х и у, при появлении х испытуемый должен назвать у, предвосхищая его появление. Какая бы разновидность методики ни применялась, получают 4 следующих показателя: 1) общее время заучивания; 2) число проб, необходимых для достижения критерия усвоения; 3) число ответов, правильно антиципированных в каждой пробе; 4) число ошибок в каждой пробе. Этот открывающий богатейшие возможности метод представляет большой интерес для изучения ассоциативных механизмов памяти. 5.Метод угадывания: близок к методу антиципации: человек заучивает, но просит дать начало ряда; 6.Метод узнавания: заученный каким-либо способом материал располагается среди незнакомого материала и надо его распознать (заучиваемые слоги смешивают с другими слогами, прилагательные с другими прилагательными, рисунки с другими рисунками и т. д.).. Ех., заучивается ряд из 10 стимулов, которые затем смешивают с 30 новыми стимулами. Таким образом, составляют однородный ряд, содержащий 40 стимулов, которые и предъявляются испытуемому. Оказывается, воспроизводимый таким образом материал по объему гораздо больше, чем активно воспроизводимый объем памяти. Позже - Метод парных ассоциаций Калкинс (1894): элементы материала располагаются попарно, как во французско-английском словаре. При исследовании запоминания первый элемент каждой пары играет роль стимула, второй — ответа. Испытуемые должны запомнить пары так, чтобы при предъявлении первого члена пары они в ответ назвали второй член. Этот метод можно применять также в сочетании с методом антиципации Эббингауза: после одного или нескольких предварительных предъявлений пар ограничиваются предъявлением элементов-стимулов, задача: на каждый стимул отвечать связанным с ним правильным элементом. Если испытуемый делает ошибки, то ему на слух или зрительно предлагают правильный ответ. В одном из вариантов этой методики экспериментатор дает ответ даже в том случае, если испытуемым ответил правильно. При этом считается, что восприятие правильного ответа подтверждает или подкрепляет только что данный ответ. Показатели, получаемые в результате применения этого метода, аналогичны получаемым с помощью метода антиципации. Кривая забывания Эббингауза: Суть: в течение 1-го часа примерно 60% материала забывается, если нет повторений, после 48 часов – процесс забывания замедляется, и еще через 100ч. выходит на ровный уровень – что осталось, то осталось. Для своей кривой забывания (1885 г.), он заучил около 1200 рядов по 13 слогов в каждом. Многочисленные экспериментальные исследования подтвердили характер кривой Эббингауза как кривой с отрицательным ускорением, но существовал ряд разногласий. Пьерон (1913) разошелся с Эббингаузом в вопросе времени начала ускорения Часто это были разногласия из-за разнородности опытов, различий в их условиях + различий в материале и индивидуальных особенностях испытуемых – кривая Пьерона более кривая J.. в ней спад начинается не сразу после заучивания, а через неделю, потом еще через2 недели и на ровный уровень выходит через 2 месяца. Эти результаты считаются более приемлемыми. Влияние материала на запоминание. Исследования: Осмысленность материала, научение и память: Эббингауз считал, что заучивание осмысленного материала может исказить результаты экспериментов по памяти. Поэтому он подобрал " бессмысленный" вербальный материал — " бессмысленные слоги", которые являются простыми, одинаковыми по трудности. Но если бессмысленные слоги и являются хорошими стимулами измерения, то они не обладают отмеченными Эббингаузом качествами однородности и простоты, т.к. могут вызывать осмысленные вербальные (слова, группы слов, предложения) или вербализуемые ассоциации, и могут даже сами по себе обладать определенным, изменяющимся значением. Короче в опытах выяснилось, что хорошо осмысленный материал заучивается легче и быстрее, чем слабо осмысленный (на одинаковые промежутки времени давали осмысленный и бессмысленный материал для заучивания). Степень сходства или различия элементов материала играет важную роль во многих психических процессах, особенно в выработке навыков и памяти. Роль сходства в запоминании: Если два или несколько стимулов обладают общими признаками, то говорят, что они сходны, т.е. если они: однородны (ех., слово и слово (а не слово и цвет)), если имеют больше число общих идентичных элементов (слоги ФЕД и НЕД имеют более высокую степень сходства, чем слоги ФЕД и РЕИ, последние же более сходны, нежели слоги ФЕД и ХОН (в них вообще нет общих букв); если образующие их структуры идентичны или сходны друг с другом, например, два квадрата разной величины или музыкальная мелодия в переложении на две различные тональности; если они относятся к одной и той же семантической категории, например, понятия " стол", " стул", " шкаф" более сходны между собой, чем понятия " стол", " абрикос", " лошадь". А максимальное сходство присуще словам-синонимам. Андервуд (50-е гг.) проводил опыты с прилагательными, предъявлявшимися в рядах или попарно, и с рядами бессмысленных слогов. Эти работы показали, что число проб, необходимых для достижения одного и того же критерия научения, возрастает с увеличением сходства между элементами материала. Для каждого материала использовались две степени сходства. В случае высокой степени сходства материала число проб, необходимых для запоминания было почти в полтора раза выше, чем для запоминание материала с низкой степенью сходства. Разнородный материал и эффект фон Ресторф: Что бывает, когда элементы материала являются разнородными, ех., если числа чередуются в различных пропорциях со слогами или цветами? Ответ на этот вопрос дала фон Ресторф (1933). В первом исследовании (22 испытуемых) она использовала 5 видов материала: слоги, геометрические фигуры, числа, буквы и цвета. Эти виды материала были организованы в ряды, каждый из которых включал 4 однородные и 4 разнородные пары. (ех., 4 пары букв и по 1 паре каждого из других видов материала и т. д.) В эксперименте исследовались все возможные сочетания указанных разновидностей материала. Эти ряды предъявлялись испытуемому 2-3 раза, затем, после небольшого перерыва, во время которого испытуемый был занят нейтральной деятельностью, приступали к испытанию сохранения по методу парных ассоциаций. Итоги: при наличии в ряду 4 однородных фигур было получено только 33% правильных ответов; но если в ряду имеется лишь одна пара фигур, находящихся среди 7 других пар, то количество правильных воспроизведений этих фигур возрастает до 74%. Т.о., независимо от характера материала, если в заучиваемом ряду разнородные элементы перемежаются с большим количеством однородных, то зти разнородные элементы сохраняются лучше, чем однородные. Но если все элементы ряда одинаково разнородны, то это обеспечивает относительную однородность всего ряда: сохранение элемента такого ряда будет аналогично сохранению элемента, расположенного среди однородных элементов, т.е. оно будет хуже. Распределение упражнений. Когда речь идет о запоминании какого-либо материала или выработке навыка и когда хотят добиться максимального уровня научения при минимальной длительности упражнений, встает вопрос что лучше: повторять беспрерывно упражнения до тех пор, пока не будет достигнут критерий усвоения, или же распределить упражнения во времени? Эббингауз выявил влияние распределения повторений во времени на эффективность запоминания ® чем более широкие промежутки времени разделяют повторение – тем более эффективно запоминание (частые повторения «слипаются») В его опытах показано, что заучивание с дневными промежутками более эффективно, чем с часовыми. Позже опыты были проведены Постом (1897). Он выяснил, что если заучивать материал, повторяя его в течение 1 дня, то количество проб для повторного заучивания потребуется больше, чем если распределить материал на 3 дня. Йост объясняет эти результаты следующим образом: повторяя ряды слогов, испытуемый устанавливает ассоциации между различными элементами материала; при распределенном научении актуализируются " старые" ассоциации, " давность" ассоциаций тем больше, чем больше времени прошло от упражнения до воспроизведения. При концентрированном же научении повторения актуализируют самые новые ассоциации. Принимая во внимание гораздо большую эффективность распределенного научения, считается, что, из двух ассоциаций одинаковой силы, но одна ассоциация более старая, чем другая, при последующем повторении лучше будет актуализироваться старая ассоциация - Т.о., закон Йоста описывает влияние распределения повторений на процесс заучивания: при повторении рядов материала разного возраста – более эффективно повторение старого ряда. Выводы Йоста сохраняют свою значимость и в свете последних исследований: когда материал таков, что его можно заучить при сравнительно небольшом числе повторений, предпочтительнее использовать метод концентрированного научения; если же, наоборот, для овладения материалом необходимо значительное число повторений, то наиболее экономичным окажется метод распределенного научения. Явления ретроактивной интерференции и реминисценции: методы, результаты их исследования (Вообще, интерференция – это механизм забывания в КП, это взаимное влияние информации (влияние ранее запомненного на новое (улучшение или ухудшение) – ретроактивная И.)) Ретроактивная интерференция - это ухудшение сохранения материала А, вызываемое заучиванием другого материала Б, осуществляющимся в период между заучиванием материала А и определением его сохранения. Этот феномен открыт Мюллером и Пильцекером (1900). Они брали 2 группы студентов: 1-я учила материал, потом отдыхала и воспроизводила его. 2-я группа учила материал, потом другой материал. Итог: старый материал ухудшался. Ретроактивная интерференция - результат взаимодействия многочисленных переменных, среди которых в первую очередь должны быть изучены переменные, относящиеся к: а) сходству между двумя заданиями; б) соответствующей степени научения; в) объему заучиваемого материала. Т.е. это проблема изменения уровня активации субъекта в период между заучиванием и проверкой запоминания, В этом плане исследователи сравнивали изменение сохранения в двух противоположных ситуациях: в ситуации естественного сна и в ситуации бодрствования, заполненной выполнением повседневных дел. Реминисценция – в общем виде - воспроизведение мнемических ответов, которые субъект не мог воспроизвести прежде, при условии, что с момента заучивания он не занимался дополнительным упражнением в выполнении данного задания (эдакое «повторение в уме»). Реминисценция изучалось Бэллардом как количественное улучшения сохранения при последующих воспроизведениях. Феномен Бэлларда: он пришел к заключению, что реминисценция является процессом, противоположным забыванию и способным оказывать в течение нескольких дней благоприятное воздействие на мнемические процессы
|