Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Определение памяти. Классификации видов памяти. Типы памяти.Стр 1 из 13Следующая ⇒
Флорес: Память - совокупность деятельностей, включающих в себя биофизиологические и психические процессы, осуществление которых в данный момент обусловлено тем, что некоторые предшествующие события, близкие или отдаленные во времени, существенным образом модифицировали состояние организма. Акт памяти включает 3 фазы: а) фаза запоминания (запечатлевает определенного материала (иногда это перцептивный акт); б) фаза сохранения (запоминаемый материал сохраняется в скрытом состоянии); в) фаза реактивации и актуализации усвоенного материала, т.е. мнемические процессы. Психологи изучают 3 крупные категории мнемических процессов: - воспоминания или воспроизведение материала (стихов, текста, теоремы, рядов слов, чисел, иностранных слов, рисунка или, наконец, маршрута), и различные формы сообщений о зрелище или событии, при котором был индивид. - узнавания или идентификация субъектом ситуации (или объекта), из прошлого человека; - повторное заучивание, которые позволяют судить о наличии процесса сохранения материала. Все эти процессы являются относительно самостоятельными, в каждом из них находят свое специфическое проявление определенные аспекты влияния прошлого опыта. Бергсон: Выделил 2 самостоятельные и независимые друг от друга памяти формы памяти. 1. Образы-воспоминания всех событий нашей повседневной жизни, по мере их развертывания во времени. Все подробности учитываются, каждый факт имеет место и дату. Это склад прошлого. Благодаря ей наш разум, или лучше сказать, рассудок, получает возможность узнать какое-нибудь уже испытанное раньше восприятие; к ней мы прибегаем всякий раз, вспоминая прошлую жизнь (что-то вроде памяти-воображения); 2. Память–знание — выучивание наизусть, требующее сначала расчленения, потом восстановления целостного действия. Это механизм, который весь целиком приходит в движение под влиянием начального толчка, в замкнутую систему автоматических движений, которые следуют друг за другом всегда в одинаковом порядке и занимают всегда одинаковое время. Та память требует сознательного усилия. Память-воспоминание своими образами помогает ей сделать правильный выбор. Блонский: 4 вида памяти: 1 - моторная память (ее изучали бихевиористы, Уотсон) – самая ранняя; 2 - эмоциональная, аффективная память (психоаналитики, Рибо), связь мотива и потребности; 3 - образная память – на лица, на места (Аристотель " Трактат о душе"); 4 специфически человеческая словесно-логическая память (Жане (память-рассказ), позже - Выготский). Эти виды памяти в онто= и филогенезе появляются неодновременно – они как бы надстраиваются друг над другом и сосуществуют (эпигенетическая концепция) Самая древняя память - моторная: при любой амнезии моторная исчезает последняя. Труднее доказать, что следующей идет аффективная: но она очевидно более древняя, чем образная - здесь можно упомянуть Фрейда, который говорил, что аффективная память более ранняя, и есть много нарушений, когда образной памяти нет, а аффективная сохраняется (ех., корсаковский синдром и синдром Альцгеймера). Выше - смысловая. В «Маленькой книжке о большой памяти» Лурия описывает больного с дефектами мышления - ему было трудно даже решать простейшие задачи (в магазин привезли ткань - я воображаю магазин, ткань и утрачиваю общий смысл); он мог представить себе все, что угодно, кроме абстрактных понятий. Когнитивисты выделяют 3 вида памяти: 1 - сенсорная память; сенсорный регистр, иконическая память (зрительные образы) или эхоческая память (слуховые) – информация огромна, но хранится доли секунды (для дальнейшей селекции) 2 – КП, рабочая, оперативная память. Функция - сохранение информации, нужное для работы с ней. Сколько времени человек работает с информацией, столько она и сохраняется. (Объем – 5-6 единиц) 3 - ДП – постоянная – очень сложная структура, неограниченная емкость и долгое время хранения Позже Тульвинг разделил ДП на два вида: на семантическую, понятийную (материал кодируется по смыслу) и эпизодическую – календарь нашей жизни. Жане: смысловая память (память-рассказ)и реминисценция. Память социальна, а реминисценция – нет Реминисценция - древний слой памяти (длится долго, абстрактна и бесполезна (и даже вредна!) для пребывающего в ней субъекта), это – патологическая разновидность непроизвольной памяти. Выготский: 2 вида памяти: натуральная=непроизвольная=непосредственная (это память первобытного человека и животного, один из ее видов - аффективная) и высшая=произвольная=опосредствованная – это ВПФ, социальная память, которая появляется у ребенка вместе с развитием речи. Мыслить для ребенка раннего возраста - значит вспоминать. А для взрослого вспоминать — значит мыслить. + есть также механическая память – заучивание (Эббингауз) Виды, уровни и типы памяти: критерии классификации – есть три группы критериев классификации памяти: 1 предметный критерий - самый простой: это ответ на вопрос «что познается?» (запоминается, подлежит осмыслению и т.д.). Блонский задал вопрос - что запоминается? - и выделил 4 вида памяти: 1 - память на движение, или моторная память (ее изучали бихевиористы, Уотсон) – самая ранняя; 2 - память на чувства, или эмоциональная, аффективная память (психоаналитики, Рибо) – появляется второй, фиксирует связь мотива и потребности; 3 - память на образы, или образная память – на лица, на места (Аристотель " Трактат о душе"); 4 - память, связанная с речью, с мыслью (специфически человеческая, остальные есть и у животных), или словесно-логическая память (Жане (память-рассказ), позже - Выготский). Эти виды памяти в онто= и филогенезе появляются неодновременно – они как бы надстраиваются друг над другом и сосуществуют (эпигенетическая концепция) Теория Блонского получила подтверждение при анализе распада памяти – мнемического регресса. Так, самая древняя память - моторная: при любой амнезии моторная исчезает последняя. Труднее доказать, что следующей идет аффективная: но она очевидно более древняя, чем образная - здесь можно упомянуть Фрейда, который говорил, что аффективная память более ранняя, и есть много нарушений, когда образной памяти нет, а аффективная сохраняется (ех., корсаковский синдром и синдром Альцгеймера). Выше -смысловая. Есть убедительные данные о том, что развитие образной памяти сопровождается значительными потерями памяти смысловой. В «Маленькой книжке о большой памяти» Лурия описывает эйдетическую память, носитель которой страдал дефектами мышления - ему было трудно даже решать простейшие арифметические задачи (в магазин привезли ткань - я воображаю магазин, ткань и утрачиваю общий смысл); он мог представить себе все, что угодно, но категорически отказывался представлять абстрактные понятия. Кстати, самое последнее воспоминание – воспоминание детства, т.к. оно наиболее эмоционально, но эмоция же как помогает, так и разрушает память (она амбивалентна). 2 функциональный критерий; ответ на вопрос " Зачем? " Когнитивисты выделяют 3 вида памяти: 1 - сенсорная память; сенсорный регистр, иконическая память (зрительные образы) или эхоческая память (слуховые) – информация огромна, но хранится доли секунды (для дальнейшей селекции) 2 – КП, рабочая, оперативная память. Функция - сохранение информации, нужное для работы с ней. Сколько времени человек работает с информацией, столько она и сохраняется. (Объем – 5-6 единиц) 3 - ДП – постоянная – очень сложная структура, неограниченная емкость и долгое время хранения Позже Тульвинг разделил ДП на два вида: на семантическую, понятийную (материал кодируется по смыслу) и эпизодическую – календарь нашей жизни. 3 критерий генетический развития – когда возникло? Уже упомянутая гипотеза Блонского. Он выделил не только виды, но и уровни развития памяти. Жане: смысловая память (память-рассказ)и реминисценция. Память социальна, а реминисценция – нет Реминисценция наиболее древний слой памяти (случай с Ирэн: больная не помнила о смерти матери и тщательно воспроизводила ухаживание за ней). Ее признаки: 1) Длится долго (несколько часов); 2) Отличается от автоматизмов (т.к. не включена в ситуацию); 3) Это абстрактное состояние; 4) Оно бесполезно (и даже вредно!) для пребывающего в нем субъекта 3) Это реактивное состояние запускает стартовый стимул (ех., кровать) Т.о., реминисценция – не социальное поведение, в отличие от памяти, которая социальна! (хотя и бывает алогична). Отличие реминисценции и нормальной памяти – ненужность того, что происходит. Так, миниреминисценция – когда в голову лезут мысли, мешающие спать. Т.е. реминисценция подобна автономным воспоминаниям, независимым от жизни человека, это – патологическая разновидность непроизвольной памяти. Выготский: 2 вида памяти: натуральная=непроизвольная=непосредственная (это память первобытного человека и животного, один из ее видов - аффективная) и высшая=произвольная=опосредствованная – это ВПФ, социальная память, которая появляется у ребенка вместе с развитием речи. Мыслить для ребенка раннего возраста - значит вспоминать (ех., у ребенка, улитка – маленькое, скользкое, ее давят ногой, т.е. он вспоминает предмет). А для взрослого вспоминать — значит мыслить. Его память настолько логизирована, что запоминание сводится к установлению и нахождению логических отношений, а припоминание заключается в поиске того пункта, который должен быть найден.
+ различие по способу запоминания – механическая и смысловая память (Выготский)
|