Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ результатов
Теперь для сравнения эффективности упражнений, применяемых в разминке, преподавателю нужно было обработать полученную информацию. С этой целью составляется «Таблица результатов».
Таблица 10 Результаты студентов в беге на 60 м, показанные после проведения разминки традиционным способом (ТР) и с применением силовых упражнений (СР)
Х – это просто обычное среднее арифметическое для десяти участников эксперимента. Лучшие результаты студенты показали после разминки, в которой были использованы силовые упражнения.
Теперь посмотрим, что получилось бы, если преподаватель был не столь пунктуален. Во-первых, он мог бы составить свой план в уме и выполнять его, полагаясь на свою память. Во-вторых, он мог бы не заводить для протоколов специальной тетради, а просто набрасывать данные на любых, попавшихся под руку листах. Если бы план не содержал точного описания традиционной и силовой разминок, то в процессе эксперимента преподаватель мог просто забыть, в чём конкретно они состоят. Набор ОРУ мог стать другим и в этом случае уже неизвестно, что могло бы повлиять на результативность бега: силовые упражнения, или другие упражнения, применяемые в разминке. Мог бы поменяться состав и порядок забегов. В этом случае, если, например, студент в первом занятии бежал в первом забеге, а во втором – в последнем, то это тоже могло сыграть свою роль в его результате. Далее можно выяснить, а всегда ли будет проявляться данный эффект силовой разминки (на других студентах первого курса). А для проведения научного исследования эта процедура просто необходима. Для этого определяется достоверность различий по t-критерию Стьюдента (насколько достоверно различие между результатами после ТР и СР). Он рассчитывается по формуле:
t = X1 – X2 √ ¯ m1² +m2², где Х1 – средняя арифметическая величина результатов после традиционной разминки; Х2 - средняя арифметическая величина после силовой разминки; Средние величины у нас вычислены: Х1= 8, 22; Х2=8, 03. m1 – стандартная ошибка среднего арифметического значения результатов после ТР; m2 - стандартная ошибка среднего арифметического значения результатов после СР; Для того, чтобы высчитать m1 и m2, нужно вычислить δ 1 δ 2, (δ – сигма, - стандартное отклонение): δ = Хmax – Хmin, К где Хmax – наибольший показатель в выборке; Хmin – наименьший показатель в выборке; К – табличный коэффициент (таблица дана в приложении 1). Наибольший результат после ТР составляет 8, 5, наименьший – 7, 9 (табл.8). По специальной таблице (приложение 1) находим значение коэффициента К, который соответствует числу измерений в группе (10). Для этого в левом крайнем столбце под индексом (n) находим цифру 10, а в верхней строке – цифру 0; на пересечении этих строк – 3, 08, что соответствует значению коэффициента К при 10 испытуемых. 8, 5 – 7, 9 δ 1 = ¯ ¯ ¯ ¯ ¯ 3, 08¯ ¯ ¯ ¯ ¯ = 0, 19 Наибольший результат после СР составляет 8, 3; наименьший – 7, 7 (см. табл. 9). 8, 3 – 7, 7 δ 2 = ¯ ¯ ¯ ¯ ¯ 3, 08¯ ¯ ¯ ¯ ¯ = 0, 19
Для вычисления стандартной ошибки используют:
δ m = —— √ n-1
где n – количество испытуемых; Подставляем наши данные в эту формулу: 0, 19 m1 = —— = 0, 063 √ 10-1 0, 19 m2 = —— = 0, 063 √ 10-1 Подставляем данные в приведённую уже выше формулу: t = X1 – X2 √ ¯ m1² +m2²,
t = 8, 22 – 8, 03 = 2, 13 √ ¯ 0, 063² +0, 063²,
По специальной таблице (приложение 2) определяется достоверность различий. Для этого полученное значение (t) сравнивается с граничным при 5%-ном уровне значимости (t0, 05) при числе степеней свободы f = n1 + n2 – 2. Если окажется, что полученное в эксперименте t больше граничного значения (t0, 05), то различия между средними арифметическими результатами, показанными после различных разминок, считаются достоверными. Иными словами, в 95 случаях (95%) из 100 после разминки, в которую включаются силовые упражнения, результаты в беге на короткие дистанции будут улучшаться. А если бы значение t-критерия получилось выше 2, 88 (см. приложение 2), то уровень достоверности повышался бы до 99%. Полученные данные записываются следующим образом. Например, мы делаем вывод по результатам исследования: «Применение силовых упражнений в разминке приводит к улучшению результатов в беге на 60 метров (t=2, 13; p < 0, 05)». То есть, указывается значение t-критерия, а «p < 0, 05» указывает на то, что ошибка в данном выводе составляет меньше 5 %. Если t оказывается меньше граничного значения, то это фиксируется как «p > 0, 05», то есть ошибка в данном выводе составляет больше 5 %. Это говорит о том, что различия носят случайный характер и, следовательно - недостоверны. Вывод в этом случае будет следующий: «Применение силовых упражнений в разминке не приводят к изменению (ни улучшают, и не ухудшают) результатов в беге на 60 метров».
3.3. Решение учебной задачи раздел «Легкая атлетика»
Приведённая выше последовательность: выделение объекта изучения – наблюдение – классификация – состояния – процессы – условия процессов – эксперимент - не обязательно подразумевает работу с одним учебным материалом. Умение наблюдать, например, может формироваться на материале лёгкой атлетики, классификации – на гимнастике. Состояния могут изучаться с самых первых уроков и т.д. Результатом первых уроков должно стать определение цели разных видов передвижений или локомоций (переместительные движения всего тела как целого в пространстве) и выделение ситуаций, в которых они применяются. Отличительные их признаки представлены в таблице (Приложении 3). Проследим последовательность учебных действий (на протяжении ряда уроков, и не обязательно следующих друг за другом) на примере прыжка в длину с места. На этапе наблюдения выявляются отличия одних локомоций от других. Далее, определив отличительные особенности прыжков, выясняется, что прыгать можно по-разному: в высоту, в длину, в сторону, назад, толкаясь одной, двумя ногами, с махом и без маха руками и т.д. Нужно предоставить возможность самим ученикам придумывать виды прыжков. Как правило их это увлекает и видов прыжков они придумывают даже больше, чем взрослые. На этом этапе начинается работа над формированием действий самоконтроля и самооценки. Сначала формируется умение оценивать элементы действия другого. Полгруппы по очереди выполняют упражнение, другая половина группы – оценивает элементы по принципу: правильно-неправильно, используя для этого предварительно выбранные жесты (например, большой палец вверх – правильно, вниз – неправильно, горизонтально - сомневаюсь). Это даёт возможность продиагностировать, насколько правильно ученики могут оценивать действия других. После тренировки в умении оценивать других, переходим к самооценке этих же видов прыжков. Виды прыжков отличаются элементами, например, в исходном положении (толкаясь одной или двумя ногами), работой рук (с махом и без маха). На этом этапе, повторяем, оцениваются только отдельные элементы прыжка. Диагностика качества усвоения учебного материала на этом этапе производится по следующим критериям (далее – диагностика): 1) Оценка правильности выполнения элементов. 2) Самооценка правильности выполнения элементов. 3) Правильное выполнение элемента. Классификация прыжков может быть вынесена на самостоятельную работу (домашняя работа) и выполняться по мере прохождения материала. После первого же урока по теме возможна классификация прыжков, в основе которой лежит исходное положение (толкаясь двумя ногами, одной; толкаясь двумя ногами с разным расстоянием стоп друг от друга: ноги вместе, на ширине плеч, широко и т.д.). Диагностика качества усвоения учебного материала на этом этапе производится по умению составить классификацию по заданному критерию. Например, можно составить классификацию прыжков по способу отталкивания. Здесь возможны разные виды прыжков в зависимости от угла сгибания в коленных суставах, работе рук во время отталкивания и т.д. После каждого урока ученики отмечают своё состояние: пульс в начале и в конце урока (при условии, что они уже научились считать), самочувствие, усталость общая или отдельных частей тела. Диагностировать здесь возможно только наличие или отсутствие фиксации состояний в тетради (мы не можем оценить объективно субъективное самочувствие учеников). Мы уже отмечали, что совокупность последовательных действий, направленных на достижение определённого результата и есть процесс. Под это определение подходит любое двигательное действие, в том числе и прыжки. Результатом выполнения разных видов прыжков должно стать нахождение схемы любого прыжка: исходное положение, подготовка к отталкиванию, отталкивание, полёт и приземление. Диагностика: знание содержания процесса (действия и их последовательность: исходное положение, подготовка к отталкиванию, отталкивание, полёт, приземление). Выявить влияние условий на прыжки на данном этапе обучения довольно сложно. Это тот случай, когда лучше это сделать на другом виде локомоций: беге, передвижении на лыжах, там возможностей для этого гораздо больше (бег по ровной местности, в гору, с горы). Можно, конечно, попробовать попрыгать на одном уроке в начале, а на другом – в конце урока, и выявить с помощью ощущений, какие условия (свежесть или состояние усталости) в большей степени располагают к работе в скоростно-силовом режиме. Во втором классе начинаем знакомиться с экспериментом. В первом классе мы выяснили, что прыгать можно по-разному: вверх, в длину, в сторону и т.д., насколько хватает фантазии. В длину тоже можно прыгать по-разному: толкаясь одной ногой и двумя, с махом руками и без него, в полёте подтягивать ноги к груди и не подтягивать и т.д., вариантов много и они опробованы. Но нам нужно выходить на результативность прыжков. Значит, на данном этапе необходимо выяснить: от чего зависит дальность прыжка в длину с места? Первый элемент – исходное положение. Оно может быть разным. Какой более эффективный? Учениками высказываются разные гипотезы, как правило, ничем не обоснованные. Нужно найти способ, с помощью которого можно было бы это выявить. Учениками предлагается (если не предложат они – предлагает учитель: он тоже участник действа) выполнение упражнения разными способами, измеряя полученные результаты. Каким способом упражнение получится результативнее – тот вариант элемента правильный. Элементы, эффективность которых была доказана в исследовании, становились критериями оценки, а потом и самооценки. Для отработки правильности выполнения элементов придумываются специальные упражнения. Для контроля правильности вырабатываются критерии, с помощью которых возможно контролировать свои действия. Например, для отработки положения «подготовка к отталкиванию» мы применяли следующее упражнение: руки поставлены локтями на колени, кисти поддерживают голову за подбородок. Тяжесть тела перенесена на переднюю часть стопы, локти находятся над носками. Цель данного упражнения: прочувствовать положение сгибания ног и туловища. Это положение можно проконтролировать визуально (с помощью зрения), аудиально (с помощью слуха) и на основе ощущений, идущих от мышц и связок (кинестетический контроль). Визуальный контроль в данном упражнении: локти на коленях на уровне передней части стопы, прямой угол между бедром и голенью обеих ног. Кинестетический контроль: тяжесть тела на пальцах ног, напряжены мышцы передней поверхности бедра. А аудиально проверить данное положение невозможно. На последующих уроках, после отработки правильных элементов, выполняя упражнение на результат, школьники оценивают свою технику выполнения двигательного действия. На этом этапе обучения у учеников оценваются умения выявить и формулировать проблему (например: влияние расположения ног в исходном положении на длину прыжка), выдвигать гипотезу (если стопы в исходном положении будут находиться на расстоянии длины стопы, то результат будет выше) и уровень усвоения теоретического материала по специально разработанному тест-билету.
ТЕСТ-БИЛЕТ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 1. От чего в большей степени зависит длина прыжка? А) от быстроты отталкивания. Б) от угла вылета. В) от постановки ног в исходном положении. Г) от маха руками. Д) от высоты полёта. 2. Какое исходное положение в прыжке в длину с места правильное? А) ноги вместе. Б) ноги врозь и широко. В) ноги врозь на ширине длины стопы. 3. При подготовке к отталкиванию ноги занимают положение: А) полного приседа. Б) полуприседа. В) незначительного приседа. Г) все правильные. 4. При подготовке к отталкиванию руки: А) подняты вверх. Б) прижаты к туловищу. В) отведены назад. Г) разведены в стороны. Д) на поясе. 5. Отталкивание должно быть: А) быстрым. Б) медленным. В) плавным. Г) все неправильны. 6. Ноги в полёте: А) прямые. Б) согнутые. В) согнуты и подтянуты к груди. Г) все неправильны. 7. Приземление должно быть: А) на носки. Б) на пятки. В) на всю стопу. Г) не имеет значения.
|