Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учебная задача
Поэтапно в общем виде мы привели пример решения учебной задачи. Конкретно она будет выглядеть следующим образом. Итак, учебная задача: «Как научиться далеко прыгать с места?». 1. Постановка и принятие учебной задачи. «Научиться далеко прыгать с места». 2. Анализ ситуации. На этом этапе выявляются причины того, что не позволяет прыгать далеко. Не позволяет далеко прыгать то, что неизвестно, какие элементы наиболее эффективны для максимально возможного результата. С помощью эксперимента эти элементы выявляются (как это делается – описано выше). 3. Конструирование способа (КС). Способ - тренировка (в принятии исходного положения, подготовке к отталкиванию, отталкивании, полёте и приземлении). Идеальный образ: 1) исходное положение – ноги расставлены на ширине длины стопы, стопы параллельны и направлены в сторону приземления, носки у самой линии, но не касаются её; 2) подготовка к отталкиванию – ноги в коленных суставах полусогнуты (прямой угол), руки отведены назад и согнуты в локтях так, что кисти находятся на уровне верхней точки таза, вес тела перенесён на кончики пальцев ног; 3) отталкивание – из точки неустойчивого равновесия быстрое выпрямление ног с одновременным быстрым махом руками; 4) полёт – ноги подтягиваются к груди и во второй части полёта голени выхлёстываются, руки вытягиваются вперед-вверх; 5) приземление – первыми касаются опоры пятки, руки касаются пола впереди стоп. 4. Решение частных учебных задач (ЧУЗ): подготовки к отталкиванию, отталкивания, полёта, приземления. На этом этапе подбираются специальные упражнения, в которых отрабатываются отдельные элементы прыжка. ЧУЗ-1 (первая частная учебная задача): отработка приземления. (В целях безопасного приземления считаем, что начинать освоение прыжка в длину с места нужно именно с этого элемента). Упражнения для отработки элемента: подпрыгивание на месте, спрыгивание с возвышения (гимнастическая скамейка), прыжки с возвышения (стоя на возвышении в полуприседе; выпрямляясь, сделать шаг вперед, приземлиться, встречая опору пятками). 5. СК-1 (самоконтроль первого элемента). Здесь определяются критерии контроля правильности элемента. Визуальный контроль: ноги полностью сгибаются в коленях. Слуховой контроль: при приземлении не слышны удары об пол (нет шлепающего звука как при приземлении на всю стопу). Чувственный контроль: нет болевых ощущений в коленях и пояснице, пальцы рук касаются пола, растягиваются мышцы передней поверхности бедра. Акцент на руки (пальцы касаются пола) делается для того, чтобы смягчить нагрузку на колени и поясничный отдел позвоночника (F=PH/S, где F – нагрузка, P – вес спортсмена, S – путь торможения, Н – высота спрыгивания). То есть цель данного элемента - получить чувственный опыт мягкости приземления за счет большого пути торможения. Когда руки касаются пола – ноги полностью сгибаются в коленных суставах, что и увеличивает путь торможения. 6. СО-1 (самооценка). Определяется количество баллов, начисляемых за правильное выполнение элемента. Оценка в один балл ставится, если: пятки первыми встречают опору при приземлении, пальцы рук касаются пола, нет болевых ощущений в коленях и пояснице. И так далее. Решается ЧУЗ-2 (отработка исходного положения для прыжка в длину с места), ЧУЗ-3 (подготовка к отталкиванию), ЧУЗ-4 (отталкивание), ЧУЗ-5 (полёт). При решении каждой ЧУЗ определяются критерии самоконтроля, количество баллов за правильное выполнение. Элементы, правильность их выполнения, специальные упражнения с описанием цели, инструкциями по выполнению и критериями контроля приведены в таблице 11.
Таблица 11 Содержание работы над постановкой техники прыжка в длину с места
Количество баллов, которыми оценивается каждый элемент, может быть разным. Например, исходное положение может быть оценено в один балл (ноги расставлены на ширине длины стопы, стопы параллельны и направлены в сторону приземления, носки у самой линии, но не касаются её), а может в три балла: 1 балл - ноги расставлены на ширине длины стопы; 1 балл - стопы параллельны и направлены в сторону приземления; 1 балл - носки у самой линии, но не касаются её. У нас обычно прыжок в длину с места оценивался в шесть баллов: все элементы по 1 баллу, кроме отталкивания – оно оценивалось в два балла (по одному баллу оценивалось быстрое отталкивание из точки неустойчивого равновесия и быстрый мах руками). Отметка (перевод в пятибалльную шкалу для учёта успеваемости) выставляется за объективность самооценки (сравнивается самооценка и оценка учителя). Если самооценка объективна (такая же, как у учителя) – отметка «пять», одна или две ошибки в самооценке (на усмотрение учителя и зависит от сложности двигательного действия) – «хорошо» и т.д. При таком оценивании не гарантировано, что отметку «отлично» получит ученик, который от природы быстр и прыгает дальше всех.
3.4 Решение учебной задачи раздел «Гимнастика»
Материал по проведению уроков мы решили представить в виде инструкции. Это вызвано тем, что, она давалась конкретному учителю для проведения конкретных уроков, которые и были проведены (т.е. она прошла «обкатку», или апробацию), вследствие чего были получены образовательные результаты, с которыми вы ознакомитесь в конце параграфа. В связи с этим, инструкция при подготовке к публикации в данном пособии почти не претерпела изменений (чтобы удачу не спугнуть). Перед циклом уроков из раздела «Гимнастика» перед учителем стояли задачи: 1. Приступить к обучению самоконтролю темпа бега в подготовительной части урока. 2. Научить учеников формулировать проблемы и выдвигать гипотезы. 3. Обучить технике кувырка. 4. Сформировать самооценку техники кувырка. 5. Развить устойчивость вестибулярного аппарата к вращательным движениям. 6. Способствовать усвоению теоретических знаний раздела «Гимнастика» (техника кувырка). Вообще мы считаем, что задачи должны ставиться конкретные. Что проку от задач: «способствовать воспитанию коллективизма» и т.д., если это нельзя измерить, а, следовательно, и невозможно определить, решена задача или нет. В нашем случае задачи ставились неопределённые по той простой причине, что мы не знали, в какой степени мы сможем их решить: эксперимент – это всегда исследование с большой долей непредсказуемости. И вот, имея уже опыт работы с такими задачами, уже можно поставить конкретные задачи: 1. Научить 100 % учащихся подсчёту пульса в покое и после выполнения разных двигательных действий. 2. Научить 90 % учеников формулировать проблемы и выдвигать гипотезы по теме «кувырок». 3. Улучшить технику кувырка с 3, 5 баллов до 4, 5 балла (по шестибалльной шкале) в среднем по классу. 4. Сформировать объективную (в среднем по классу) самооценку техники кувырка. 5. Улучшить средний по классу результат в дартс после пяти кувырков с 5 очков до 13-ти. 6. Обеспечить освоение теоретических знаний раздела «Гимнастика» (техника кувырка) в среднем на 80 %. Отличаются первые шесть задач от вторых? Ответственности больше (это плохо, зная наш страх перед этой дамой), но: когда цель ясна, ярости больше для её достижения (а это уже хорошо). Результат должен быть на лице: гордо-радостная улыбка от добротно сделанного дела (ну и орден на груди, если повезёт). Личностные изменения учеников (заложенные в вышеизложенных задачах) должны были происходить в процессе решения учебной задачи: как влияют физические упражнения на организм человека? Поскольку данная задача решалась на материале гимнастики, то она приняла более конкретный вид: как влияют кувырки на организм человека?
|