Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках физкультуры
Системно-деятельностный подход в общем образовании в обязательном порядке требует перед разработчиками программ указания: на формирование каких универсальных учебных действий (УУД) направлен тот или иной предлагаемый для усвоения материал. Коммуникативную компетентность относят к ключевым компетентностям и чем мы здесь можем помочь общеобразовательной школе? А вот чем. Двигательный навык формируется быстрее и он более пластичен, если сформирован по словесной инструкции (А.В. Запорожец). Это было выявлено на дошкольниках (возраст 5-7 лет). Наши же исследования на школьниках (3, 8, 10 классы) не подтвердили эти данные[27]. Почему так? Полученные нами данные мы объяснили, во-первых, тем, учителя не применяют словесные инструкции при обучении двигательным действиям, а, во-вторых, ученики не владеют приёмами активного слушания, то есть они не делают перифраз (изложение мысли собеседника другими словами), не задают уточняющие вопросы, не выделяют главное в увиденном и услышанном, что и приводит к многочисленным ошибкам при выполнении двигательного действия по словесной инструкции. В связи с этим, нами была выдвинута следующая гипотеза: предполагалось, что использование вербальных средств в обучении двигательным навыкам приведёт к формированию умений активного слушания, переводу движений во вторую сигнальную систему и, следовательно, к их осознанию. Эти же умения, заметим, лежат и в основе коммуникативной компетентности. Основными приёмами методики формирования коммуникативной компетентности на уроках физической культуры были следующие: 1. Выполнение упражнений по словесной инструкции и по инструкции предоставленной в печатном виде. 2. Давалась инструкция и показывалось неправильное выполнение. 3. Давалась неправильная/неполная инструкция (провокация на уточнение, задавание вопросов). 4. Домашние задания по написанию инструкций по выполнению упражнений. После такой работы со школьниками у них на достоверно значимом уровне (p < 0, 01) произошло уменьшение количества ошибок при выполнении двигательного действия после словесной инструкции. Подобная же картина прослеживается и при выполнении двигательного действия по показу и по инструкции совместно с показом. Подчеркиваем, что применение словесных инструкций на уроках физической культуры привело и к улучшению качества выполнений двигательных действий по показу. Уменьшение ошибок при выполнении двигательных действий после словесных инструкций мы рассматривали как сформированность умений слушания. Умение активного слушания можно диагностировать с помощью выполнения двигательных действий по инструкции. Например, с правой ноги сделать три шага вперёд, повернуться налево, руки вверх, прогнуться, принять упор присев, встать. Фиксируется количество ошибок при выполнении. Для отслеживания уровня сформированности умения слушания, данная процедура повторяется, однако упражнение должно быть другим, но одинаковым по сложности, то есть число элементов у них должно быть равным. Следующим упражнением может быть следующее: c левой ноги сделать два шага вперёд, поворот направо, руки в стороны, пальцы сжаты в кулак, руки опустить, сделать оборот прямыми руками вперёд (оба упражнения содержат семь элементов).
|