Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раз уж ЦБ независим от госорганов, тогда кто он? Кому подчиняется? Является ли он сам органом федеральной власти, пусть и де-юре самостоятельным?






Да, является.

По контексту статьи 1 закона «О Центральном банке» и пункта 2 статьи 75 Конституции РФ ЦБ является федеральным органом государственной власти, раз в этих правовых документах употреблено выражение «от других».

Нет, не является.

Согласно части 1 статьи 11 Конституции РФ государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Перечень указанных органов, т.е. органов, осуществляющих в России государственную власть, является исчерпывающим, и ЦБ среди них не числится. Если ЦБ не относится к перечисленным органам, осуществляющим в России государственную власть, то он не является органом государственной власти.

Да, является.

С другой стороны, ЦБ является органом государственной власти, так какв пункте «ж» статьи 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации (то есть государства) отнесено установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки.

В связи с тем, что денежная эмиссия находится в ведении Российской Федерации (то есть – государства), а согласно части 1 статьи 75 Конституции РФ денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком, можно сделать вывод, что ЦБ – это орган государственной власти, так как он выполняет одну из исключительных (федеральных государственных) функций власти. Но, в свою очередь, это противоречит части 1 статьи 11 Конституции РФ, о которой мы говорили чуть раньше.

Нет, не является.

Центральный Банк на своём официальном сайте (https://www.cbr.ru/today/? PrtId=bankstatus) заявляет о себе следующее: «ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения».

Да, является.

С другой стороны статья 2 закона «О Центральном банке» говорит нам, что: « У ставной капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью». Раз Уставной капитал ЦБ принадлежит государству, то и сам ЦБ принадлежит государству, то есть он государственный. Раз уж (исходя из данной статьи) ЦБ является государственной собственностью и исполняет одну из исключительных государственных функций власти, перечень которых определён в 71 статье Конституции РФ, значит ЦБ всё-таки является органом государственной власти.

Нет, не является.

20 мая 2002 года состоялся судебный процесс (www.magov.net/blogs/item/200/). На скамье подсудимых оказался ответственный работник Центрального банка, некто Алексеев. Речь шла об ущербе в 300 миллионов долларов. В первый же день слушания Алексеева освободили. На радостях он дал следующий комментарий о судебном процессе: «За рубежом за долги Российской Федерации пытались арестовать счета Центрального банка России, но мы смогли доказать западному правосудию, что Центральный банк отделён от государства, и его деньги не являются государственными».

А как же тогда трактовать предыдущее положение статьи 2 закона «О Центральном банке» о том, что Уставной капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью? А вот как:

Нет, не является.

Статья 1 закона «О Центральном банке»: Банк России является юридическим лицом.

Статья 2 закона «О Центральном банке»: государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк Россиипо обязательствам государства. Исходя из этой статьи правовой статус ЦБ напоминает частную организацию, где, как известно, учредитель не отвечает по обязательствам Общества (долгам), а Общество не отвечает по обязательствам (долгам) учредителя. Данная статья говорит, что ЦБ наделён правами частной организации по отношению к государству. Так может ЦБ является частной организацией?

И опять неверно... Потому что, ВНИМАНИЕ: ЦБ вообще не имеет никакой организационно-правовой формы.

С точки зрения юриспруденции данное явление есть «правовой нонсенс», т.к. по теории права – всякое юридическое лицо должно иметь свою организационно-правовую форму, но, видимо, не в случае с ЦБ. Повторяю, ни в одном нормативно-правовом акте не указана его организационно-правовая форма. С точки зрения права это должно квалифицироваться как сознательный «правовой пробел». Сам ЦБ называет себя «особый публично-правовой институт», однако суть того, что у него нет организационно-правовой формы, остаётся.

* * *

По принципам демократии все три ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная) в государстве должны быть разделены. Может, мы увидим ЦБ в одной из ветвей власти и поймём, с кем имеем дело?

Законодательная.

Статья 7 закона «О Центральном банке»: Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются Банком России самостоятельно. И далее: Нормотворческие полномочия Банка России в соответствии с Конституцией Российской Федерации, помимо издания собственных правовых актов, обеспечиваются также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться за заключением в Банк России.

Исполнительная.

Статья 4 пункт 2 закона «О Центральном банке»: Банк Россиимонопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение.

Судебная.

Официальный сайт ЦБ (https://www.cbr.ru/today/status_functions/): Центральный банк не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения...

Из всего вышеизложенного непросто сделать однозначный вывод: является ли ЦБ государственной организацией или частной. Из правовой неразберихи в отношении ЦБ, как 2+2=4, видно лишь одно: ЦБ владеет правом эмиссии рубля, а Президент РФ, Парламент РФ и Правительство РФ (в том числе Министерство финансов) с 20 декабря 1991 года такого права лишены. Центральный банк совмещает в себе часть функций законодательной власти (издание нормативных актов, обязательных для исполнения всеми уровнями государственной власти, начиная с Президента России), элементы исполнительной власти (функции по обеспечению денежного обращения) и право судебной власти (использование мер государственного принуждения). Что в свою очередь противоречит принципам демократии. А в совокупности со статьёй 2 закона «О Центральном банке», из которой мы знаем, что сам ЦБ органам государственной власти не подчиняется, мы получаем де-факто и де-юре тоталитарную Надгосударственную организацию с неопределенным юридическим статусом.

«Нет более прямого и надежного способа захватить контроль над нацией, чем через её систему кредитования (через её деньги)».

Сэр Филипп Бенсон, президент ассоциации американских банкиров, 8 июня 1839 года

Из истории мы знаем, что и в первую мировую, и во вторую мировую войну, и Николай II, и Сталин включали «печатный станок», чтобы финансировать армию. Сможет ли сделать тот же шаг Владимир Владимирович Путин, окажись Россия перед лицом военной угрозы? Однозначно: нет, не сможет. Сделает ли за него этот шаг, имея завуалированный юридический статус, нынешний ЦБ? Никто не знает и знать не может, так как в истории России подобного прецедента ещё не было.

Тем не менее, чтобы хоть в какой-то степени спрогнозировать ответ на вышеизложенный вопрос, рассмотрим, какие рычаги влияния есть у Кремля и Белого Дома на «отделённый от государства самостоятельный ЦБ».

Статья 5 закона «О Центральном банке»: Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Государственная Дума:

- назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента РФ;

- назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ;

- принимает решение о проверке Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета.

Статья 25 закона «О Центральном банке»: Банк России ежегодно, не позднее 15 мая, представляет в Государственную Думу годовой отчет Банка России.

Статья 14 закона «О Центральном банке»: Председатель Банка России может быть освобожден от должности только в случаях:

- истечения срока полномочий;

- невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии;

- подачи личного заявления об отставке;

- совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;

- нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России.

Статья 15 закона «О Центральном банке»: члены Совета директоров освобождаются от должности:

- по истечении срока полномочийПредседателем Банка России;

- до истечения срока полномочийГосударственной Думой по представлению Председателя Банка России.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал