Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мотивация в практике
Приступая к практике, и особенно к интенсивной практике большое значение имеет прояснение для себя того, какая мотивация побуждает к садхане. Есть три фундаментальных причины, которые побуждают к духовному поиску, принятию Прибежища, практике. Первая – это страх сансары, вторая – желание нирваны, третья – ради блага всех живых существ. Даже если вначале практика ведется ради обретения просветленных качеств или божественных способностей (сиддхи), или же ради более высокого перерождения и нежелания больше оставаться в сансарных измерениях, то по мере садханы третья причина становится все более доминирующей. Желание блага другим, так же как и себе является естественным следствием правильной практики. Это происходит потому, что практика расширяет наше восприятие. И на очень тонком уровне йогин все меньше отождествляет себя только со своим телом. Осознавание расширяется на все окружающее нас бытие: людей, животных, духов, стихии. В конце концов, утрачивается чувство собственной важности и наступает единый вкус всех явлений. Это признак избавления от нечистых кармических отпечатков, ввергающих в колесо перерождений, и обретения покоя Освобождения. Конечно, в начале для людей привыкших жить исключительно на эго-мотивации не понятно и чуждо прилагать усилия в йоге ради других. И без проясняющих наставлений духовного Учителя здесь не обойтись. Но спасать три мира от начинающего йогина и не требуется. Когда не спас себя, то как можешь спасать других. Имеется в виду, что личное Освобождение имеет за собой продолжение. Согласно Учению о 16 стадиях нарастания луны внутреннего осознавания это наступает после стадии рождение. Стадия рождение знаменует собой то, что обычно называют Просветлением. И то, что для йогина, практикующего дальше по ступеням является игровой садханой, для обусловленных кармой существ, соприкасающихся с ним, является очищающим благом. И Учитель с самого начала становления на путь указывает на правильную расстановку приоритетов. В первую очередь ученик является служителем, и лишь вторую – достигателем. Если акценты будут смещены и йогин на первый план выдвигает личное достижение сиддхи как средство превосхождения других, то скорее всего сиддхи реализованы не будут, а если и будут, то не будут глубокими. Глубину в садхане дает то умонастроение, когда свое достижение подчиняется принципу служения. И тогда садхана становится служением, а не прихотью эго. Даже если в начале эго доминирует, то это не страшно. Нет ничего неизменного в сансаре. Именно признание ущемленности эго, его ограниченности, побуждает стать на Путь. С другой стороны, когда садхана становится средством ухода в нирвану и вся проявленная Вселенная игнорируется, как это происходит в нирвикальпа-самадхи, то такая реализация считается неглубокой. Реализовать одну сторону Абсолюта – пустоту, и игнорировать вторую – энергию, с точки зрения лайя-йоги, и вообще, с точки зрения любого высшего Учения, является отклонением. Хоть это и не означает, что к самадхи пустоты не нужно стремиться. К самадхи стремиться нужно, но растворение в безличном Абсолюте это не предел. То, что следует в эволюции дальше, так это игра в мире энергий на благо всех живых существ.
|