![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Испытуемые 1 страницаСтр 1 из 6Следующая ⇒
В качестве испытуемых был 171 родитель с детьми от 7 до II лет. Это количество составляли две группы - контрольная (родители, неиспытывающие трудности в воспитании детей, т.н. субъективно благополучные родители) и экспериментальная (родители, испытывающие трудности в воспитании детей). Эти испытуемые были родителями детей, обучающихся в средних школах г. Москвы 79, 44, 268. Выявление лиц, испытывающих трудности в воспитании детей, осуществлялось с помощью анкеты (текст анкеты прилагается). Если родитель отмечал у себя трудности в воспитании детей и хотел бы обратиться за помощью к внешним по отношению к семье лицам (учителю, милиционеру, психиатору, психологу), то он относился к экспериментальной группе. Родители, не считающие, что они испытывают трудности в воспитании детей, или полагающие, что с этими трудностями они справятся сами, относились в контрольной группе. Кроме того, в экспериментальную группу вошли родители, обратившиеся за помощью в Консультативный центр психологической помощи семье при факультете психологии МГУ и АПН СССР. Итак, контрольная группа - 91 человек, не испытывающий трудности в воспитании детей, и экспериментальная группа - 80 человек, испытывающих трудности в воспитании детей, из них 49 человек, обратившихся за помощью в Консультативный центр психологической помощи семье, и прошедшие курс психологической коррекции. 2.1 Методика основного эксперимента Легкая интерпретируемость результатов предварительного пилотажного исследования и клиническая узнаваемость их позволили приступить к построению методики основного исследования. Материал для построения методики диагностики родительского отношения дала психокоррекционная практика. Высказывания родителей регистрировались в ходе бесед с ними и во время психокоррек- ционных групповых занятий. Были проанализированы высказывания 93 родителей. По выделенным в предварительном эксперименте категориям отношения отбирались соответствующие высказывания родителей. Так, /для эмоционального компонента было отобрано по 20 высказываний на каждый его элемент: симпатию - антипатию, уважение - презрение, близость - отдаленность. Когнитивный компонент родительского отношения был представлен высказываниями, иллюстрирующими, на наш взгляд, инфантилизацию, инвали- дизацию и социальную инвалидазацию по 20 высказываний на каждый элемент. Адекватное представление о ребенке представить в виде высказываний было невозможно, т.к. оно целиком задается особенностями конкретного ребенка. Определенные трудности возникли при содержательном наполнении поведенческого компонента. Категории этого компонента выводились из непосредственного лабораторного контакта родителя с ребенком. Найти прямые эквиваленты в высказываниях родителей не удалось.Фактически необходимо было найти поведенческие эквиваленты создания испытуемых. Для этого выборка наших испытуемых была разделена на четыре группы: группа доминирующих родителей, кооперативных, потакающих и автономных. Деление проводилось на основании клинического наблюдения. Затем проводился содержательный анализ тех высказываний, в которых отражался стиль обращения с ребенком. По форме это были некоторые правила и идеи воспитания с оценочным оттенком: " Я считаю, что хороша та семья, в которой и дети и родители имеют свою независимую жизнь" - это высказывание отца, практикующего автономные отношения с сыном вплоть до безнадзорности. Первичный анализ позволил выделить две несомненные группы высказываний - в одних отражались демократические принципы воспитания, в других - авторитарные. Кооперативные и автономные родители провозглашали демократические установку потакающие и доминирующие-авторитарные. Таким образом было отобрано 20 утверждений демократического характера и 20 утверждений - авторитарного. Для повышения надежности методики была проведена процедура экспертного оценивания. Цель ее состояла в том, чтобы из утверждений, отобранных нами, выделить те, которые наиболее точно подходят под: ' категорию родительского отношения, установленные в пилотажном исследовании. 6 экспертов психологов сортировали предложенные утверждения в соответствии с содержанием категорий. Каждое утверждение имело свой номер. Инструкция экспертам " Разложите карточки с утверждениями на группы так, чтобы они подходили под описание категорйй. Каждое утверждение в группе оцените по 3-х бальной шкале. В основе оценки то, насколько данное утверждение подходит: под описанную категорию. Высший бал означает, что данное утверждение в максимальной степени выражает категорию. Затем, в случайном порядке, предлагались описания категорий без их названий. 1. Родители требуют послушания, ставят ребенку жесткие рамки, не терпят его автономии. Они не дают ребенку шанс попробовать свои возможности. Родители навязывают ребенку свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. 2. Родители отвергают индивидуальность ребенка, унижают его личность, смеются над его проблемами и сложностями. 3. Родители приписывают ребенку различного рода болезни, отставание в умственном или физическом развитии, личную несостоятельность. 4. Родители поощряют в ребенке самостоятельность, прислушиваются к его мнению, предоставляют разумную автономию.Они стараются быть с ребенком в равной позиции, не ставят ему жестких рамок. 5. Родители тепло и нежно относятся к ребенку, ценят его индивидуальность. Они стараются помогать ему, предвосхищая потребности его развития. Родители уважают ребенка, интересуются его проблемами. 6. Родители воспринимают ребенка маленьким, незрелым для своего возраста, приписывают ему инфантильные потребности, вкусы, увлечения и ценности. 7. Родители приписывают ребенку дурные наклонности, социально нвдобряемые черты характера, несостоятельность как члена социальной группы. Они пессимистически оценивают жизненные перспективы своего ребенка. 8. Родители чувствуют ребенка близким, понятным, родным. Они хорошо знают потребности и интересы ребенка, его индивидуальные особенности. 9. Родители испытывают к ребенку любовь и нежность, с умилением и любованием относятся к его внешности и характеру, оправдывают все его поступки. 10. Родители плохо понимают ребенка, не знают его потребностей, планов и интересов, чувствуют ребенка чужим, посторонним человеком. 11. Родители испытывают к ребенку по большей части недовольство и раздражение. Они не одобряют его индивидуальных свойсзв и черт характера. Результаты экспертного оценивания В будущий опросник были включены утверждения, относительно которых мнения экспертов совпадали. Так, утверждения, получившие оценку " 3", включались в опросник в том случае, если в этой оценке и в принадлежности к определенной категории были единодушным 4 эксперта из 6. Утвервдения, получившие оценку " 2", включались в опросник, если совпадали мнения 5 экспертов. Утверждения, получившие оценку " 1", включались в опросник, если мнения всех экспертов совпадали. Таким образом, было отобрано НО утверждений. Содержательно они составляли 7 гипотетических шкал: Принятие* Отвержение, Деомкратическое обращение, Авторитарное обращение, Инфантилизацию, Инвалидизацию и Социальную Инвалидизацшо. Утверждения в случайном порядке вошли в Опросник родительского отношения (предварительный вариант). (Текст опрос- 96 Три составляющих эмоционального компонента пришлось объединить в две шкалы Принятие и Отвержение, в связи с тем, что многие утверждения из исходного банка по экспертной процедуре не вошли в состав опросника. ника прилагается). Инструкции испытуемым. " Консультативный центр психологической помощи семье просит Вас оказать содействие в сборе данных по новому диагностическому опроснику для родителей. Пожалуйста, заполните прилагающийся текст в соответствии с инструкцией. В опроснике содержатся утверждения, касающиеся Ваших мнений и установок относительно вопросов воспитания детей. Прилагается бланк ответов. Читайте каждое утверждение и решайте, верно ли оно по отношению к Вам. Не раздумывайте долго, старайтесь отвечать по первому побуждению. Номер на бланке ответа соответствует номеру утверждения. Если Вы решили, что данное.утвервдение верно, то зачеркните набланке ответа кружочек в колонке " В" (верно) рядом с соответствующим номером. Если утверждение по отношению к Вам неверно, то зачеркните на бланке ответов кружочек в колонке " Н" (неверно) рядом с соответствующим номером утверждения". Для родителей, не обратившихся в Консультативный центр психологической помощи семье к инструкции добавлялось еще одно условие: " Опросник заполняется анонимно. В графе Ф.И.О. укажите только свой пол". Кроме того, этим испытуемым предлагалась анкета, в которой нужно было подчеркнуть содержащиеся в ней ответы на вопросы (см. Приложение. " Анкета для родителей"). Данные заполненного опросника были разбиты на группы по выборкам и обработаны факторным анализом по методу главных факторов с последующим вращением по методу " Варимакс". Всего было четыре группы данных. Данные по всем испытуемым (п-171). Данные группы лиц, не испытывающих трудностей в воспитании детей (контрольная группа) и группа лиц, испытывающая трудности в вое питании детей (экспериментальная группа). Последняя составлялась из двух подгрупп - людей, субъективно испытыващих трудности в воспитании детей, но не обратившихся за помощью и подгруппа родителей (49 человек), обратившихся за помощью в Консультативный центр психологической помощи семье при АПН СССР и МГУ и прошедших курс психологической коррекции. Для анализа и интерпретации полученные факторы отбирались по критерию Левандовского Н.Г. (1980), т.е. только те, произведение максимальных нагрузок которых больше значимой корреляции. Этот критерий обеспечивал выбор лишь значимых факторов и& мне- гих, полученных в результате факторного анализа. Таким образом, для интерпретации было отобрано всего 13 факторов - 4 фактрра общей выборки, 4 фактора контрольной группы, 3 фактора экспериментальной группы и 2 фактора подгруппы родителей, обратившихся за помощью в воспитании детей. 2.2 Анализ результатов Анализ и интерпретация результатов проводилась по двумя направлениям: I. Интерпретация содержаний полученных факторов проводилась с помощью процедуры экспертного оценивания. Анализ факторной структуры полученных данных, а также сопоставление содержаний факторов как внутри выборки испытуемых, так и между выборками, проводились на основе трехмерной модели эмоционально ценностного отношения человека к человеку. Эта модель, как " общий знаменатель", позволяющий сравнивать подученные данные между собой, выбрана не случайно. По результатам Эксперимента I мы предположили, что ведущим в отношении родителя к ребенку может быть эмоциональный компонент. Исследования В.В.Столина (1984) показали, что эмоционально-ценностные отношения (ЭЦО) состоят из трех составляющих: симпатии - антипатии, уважения - неуважения, близости - отдаленности. Таким образом, трехмерная структура эмоционального компонента известна, она универсальна и может быть принята за основу при интерпретации наших данных. Анализ и интерпретация факторов общей выборки Как указывалось, при интерпретации факторов общей выборки было отобрано четыре значимых фактора. Сначала содержание этих факторов выявлялось с помощью процедуры экспертного оценивания. В первый фактор вошло 47 утверждений, 38 с положительными факторными весами и 9 с отрицательными. В 1-й фактор вошло три априорных шкалы: принятие, отвержение (утверждения из этих шкал вошли с самыми большими факторными весами) и шкалы социальной инвалидизации и инфантилизации. (См. Приложение, список утверждений, вошедших в факторы). Напомним, что шкалы принятие и отвержение состоят из компонентов эмоционально-ценностного отношения, социальная инвалидизация и инфантилизация представляют собой варианты когнитивного компонента отношения. Таким образом, первый фактор общей выборки сочетает в себе эмоциональный и когнитивный компонент. Экспертам (психологам с опытом практической работы с семьями) были предложены несколько утверждений из этого фактора с самыми большими факторными весами. На одном полюсе: В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств (68). Мой ребенок не добьется успеха в жизни (66). Мой ребенок часто раздражает меня (65). Я не доверяю своему ребенку (65). На противоположном полюсе факторы: Я уважаю своего ребенка (-61). Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть (-57). Я всегда считаюсь со своим ребенком, (-53). Инструкция экспертам. Мы предлагаем Вам тексты, в которых родители высказываются о своих детях и о воспитании вообще. Постарайтесь определить, как родитель относится к ребенку, как он его воспитывает, а также обозначить каким-то словом или выражением общий стиль отношения и воспитания ребенка. Экспертные оценки. Эксперт I. + Отношение к ребенку отчужденное, эмоциональное неприятие ребенка. - Полное принятие ребенка, стиль воспитания - демократичный. Эксперт 2. + Неприятие, отвержение, социальная инвалидиза- ция. - Либеральное отношение, принятие. Эксперт 3. + Отвергающий родитель, негативное отношение к ребенку. - Принятие ребенка, зрелое, позитивное отношение. Эксперт 4. + Отвержение ребенка, эмоциональное отстранение от него, программирует на неудачника. - Полное принятие ребенка, отношения на равных. Эксперт 5. + Недоверие, вытекакщее из неприятия. Хроническое раздражение. - Дружеское, любовное отношение, принятие. Эксперте. + Родитель относится к ребенку с неуважением, антипатией, унижает ребенка. - Любит, представляет самостоятельность, непрерывное сотрудничество. Экспертные оценки отражают интегративный характер этого фактора. В нем наряду с эмоциональными характеристиками, присутствуют когнитивные (социальная инвалидизация) и поведенческие (унижает, предоставляет самостоят льность). Содержание этого фактора может быть раскрыто так. Содержание положительного полюса. Родитель воспринимает своего ребенка плохим и негодным, не приспособленным, не удачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей, общей незрелости. Кроме того, родитель приписывает ребенку злую волю, полагает, что ребенок совершает дурные поступки специально, " назло". По большей части родитель» испытывает к ребенку злость, досаду.раздражение, обиду. Он не уважает ребенка, не доверяет ему. Содержание отрицательного полюса. Родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, видит в ребенке личность и считает эту личность симпатичной. Родитель стремится проводить с ребенком много времени, одобряет интересы и планы ребенка. Этот фактор отражает когнитивно-эмоциональный аспект родительского отношения к ребенку. Его словесная формула: " Я не люблю тебя, потому что ты плохой - Я люблю тебя, потому что ты хороший". Второй фактор общей выборки - однополюсной, отражаетемо- ционально-поведенческий аспект родительского отношения и включает в себя априорные шкалы принятие и демократическое обращение. (См. Приложение). Этот фактор хорошо представлен следующими утверждениями: Я испытываю к ребенку чувство расположения (55). В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав (51). Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него (49). Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка (47). Экспертные оценки содержания этого фактора однообразны. Эксперт I. Эмоционально теплые отношения с ребенком. Демократичное воспитание. Эксперт 2. Уважительное отношение, демократичный стиль. Эксперт 3. Позитивное отношение, ориентация на ребенка. Эксперт 4. Относится к ребенку как к самостоятельной личности. Эксперт 5. Демократичное сотрудничество. Эксперт 6. Родитель относится к ребенку с уважением, стиль воспитания гибкий. Родитель заинтересован в делах и планах ребенка. Старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Родитель доверяет ребенку, считается с его мнением, стремиться встать на точку зрения ребенка. Родитель поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, предоставляет ему разумную автономию, старается быть с ребенком на равных. Третий фактор общей выборки содержательно отражает симбио- тические тенденции родителя. В него входят априорные шкалы принятие и инфантилизация, т.е. эмоциональный и когнитивный компоненты отношения (см. Приложение). Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство, все остальное - приложится (56). Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни (52). Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка (47). Я всегда сочувствую своему ребенку (43). В экспертных оценках содержания фактора так же подчеркивается симбиотическая тенденция, выраженная в этом факторе. Эксперт I. Излишняя опека, ограждение ребенка от реальной яизни. Такие; родители, видимо, идут на поводу у ребенка. Эксперт 2. Любовь, гиперопека, инфантилизация. Эксперт 3. Родитель балует ребенка. Эксперт 4. Ограждает от реальной жизни, инфантилизация, гипер- опека. Эксперт 5. Рациональное ограждение ребенка от проблем. " Подминает под себя". Эксперт 6. Боготворит и назойливо опекает. Мать-клуша, не видит реальных проблем ребенка, создатель " кукольного мира". Родитель ощущает себя с ребенком единым целым, полностью поглощен им. Ребенок в центре внимания и интересов родителя. Родитель старается удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни, вообще прожить жизнь вместо ребенка. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным, с инфантильными потребностями и увлечениями. Тревога родителя повышается, когда ребенок автономизируется, начинает пользоваться самостоятельностью в силу обстоятельств, т.к. по своей воле такой родитель не представляет самостоятельности ребенку никогда. Содержательно этот фактор был назван " симбиоз". Четвертый фактор общей выборки содержит три априорных шкалы: авторитарное обращение, инвалидизация и социальная инвали- дизация, т.е. поведенческий и когнитивный компоненты (см. Приложение). Он так же однополюсный. В него вошло 8 утверждений. За строгое воспитание дети благодарят потом. (56). Строгое воспитание в детстве развивает сильный характер (52). Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок (47). Я мечтаю о: тоу, [ чтобы мой ребенак достиг всего того, что мне не удалось в жизни. (43). Экспертные оценки подчеркивают авторитарность этого типа отношения. Эксперт I. Со стороны родителей жесткий контроль (в делах, мыслях, чувствах). Авторитарный стиль воспитания. Эксперт 2. Авторитарный гиперконтроль, неуважение личности ребенка. Эксперт 3. Гиперопека с элементами отвержения. Эксперт 4. Догматичное авторитарное воспитание без учета личных склонностей. Эксперт 5. Авторитарный контроль содержания сознания. Эксперт 6. Исходит из дурной природы ребенка. Сухой, педантичный дидакт. Мало тепла. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на точку зрения ребенка. За проявления своеволия ребенок бывает сурово наказан. У родителя есть чувство заинтересованности и пристрастности по отношению к ребенку. Родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные особенности, привычки, интересы, мысли, чувства. В связи с этим родитель осуществляет авторитарное обращение квалифицированно и эффективно. Он был назван авторитарная гиперсоциализация. Рассмотрение априорных шкал, входящих в факторы общей выборки показало, что эти факторы содержат в разной пропорции три теоретических компонента отношения - эмоциональный, когнитивный и поведенчесний. Так, первый фактор эмоционально-когнитивный, второй эмоционально-поведенческий, третий так же как и первый эмоционально-когнитивный и четвертый фактор когнитивно-поведенческий. Рассмотрим факторную структуру данной выборки в сопоставлении с трехмерной моделью, эмоционального отношения. Сопоставление проводилось в два этапа. I. Строилось пространство полученных факторов. Для этого все факторы попарно отражались на плоскость под прямым углом друг к другу, что диктовалось самим методом ортогонального вращения. Факторные оси таким образом образовывали систему прямоугольных координат. Утверждения, входящие в факторы, располагались на этой плоскости. Каждое утверждение представлялось точкой, положение которой в пространстве задавалось факторными весами этого утверждения по данным факторам. Качественный анализ факторных пространств показал(см. табл. А - И), что утверждения, максимально полно иллюстрирующие содержание осей ЭЦО группируются вокруг биссектрис углов пересечения наших_1_ факторных осей. Поэтому оси ЭЦО накладывались на факторное пространство под углом в 45°. Рассмотрим факторное пространство первого и второго факторов общей выборки (табл. А). Для удобства интерпретации утверждения с отрицательными факторными нагрузками были помещены на положительном конце ординаты, а утверждения с положительными факторными весеми - на отрицательном. Содержание утверждений, и их положение в факторном пространстве указывают на содержание ооей ЭЦО. Так, утверждение 55 - " Я очень интересуюсь жизнью моего ребенка" и № 6 " Я уважаю своего ребенка", а также противоположное им утверждение № 18 " Бывают случаи, когда издеватель- скае отношение к ребенку приносит ему большую пользу" ясно указывают, что одна ось симпатия-антипатия. Другая ось - уважение- неуважение (на это указывают утверждения № 97 " Мой ребенок нравится мне, таким, каким он есть" и & 34 " Мой ребенок не добьется успеха в жизни"). Такому расположению осей ЭЦО не противоречат и утверждения, вошедшие в факторы и располагающиеся по ординате и абсциссе. (Полностью содержание факторов приводится в Приложении). Утверждения, вошедшие в первый фактор (отрицательный полюс) - " Я уважаю своего ребенка", " Я всегда считаюсь со своим ребенком", " Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть" представляют собой склейку симпатии и уважение. А утверждения, во- Л Г т ГЧ А «¡ ЛТ|1А I || гЬ Д1/ТПППП Рис! иДНи ти хи Лто фА; < \! I ниь
ЬЫБОРКМ
шедшие в положительный полюс данного фактора (" В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств", " Мой ребенок не добьется успеха в жизни", " Мой ребенок часто раздражает меня") - представляют собой склейку антипатии и неуважения. Посмотрим теперь в каком отношении первый фактор общей выборки находится с осью близоо- ти-отдаленности. Для этого обратимся к Табл. Б, где на плоскости отражены первый и третий факторы общей выборки. Содержание утверждений, входящих в эти факторы, их расположение в пространстве говорят о том, что данные факторы сопоставимы с осями уважение-неуважением и близость-отдаленность. Утверждения, попавшие на биссектрисы углов системы координат (№ 40 " Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению и по суждениям" и противоположное № 91 " Обычно я храню секреты своего ребенка") содержательно иллюстрируют ось уважения- неуважения. Утверждение $ 35 (" Я часто чувствую ребенка чужим, посторонним мне человеком") прямо говорит об отдаленности, а на противоположном конце биссектрисы находятся утверждения, свидетельствующие о близости 61 " Я всегда считаюсь с ребенком"). Утверждения, входящие в первый и третий факторы общей выборки, подтверждают такую структурную интерпретацию: " Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни", " Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное беззаботное детство, все остальное приложится", " Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка" - это значимое содержание третьего фактора прямо состоит из близости и неуважения. Содержание положительного полюса первого фактора явно представляет собой неуважение и отдаленность (" Мой ребенок часто неприятен мне", " Мой ребенок ничего не добьется в жизни", " Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск вместе с ребенком"). Сопоставим первый и четвертый фактор общей выборки (Табш.В). ШДИЦ/Ч и.................................
ПРОСТРАНСТВО
ВЫБОРКИ. В
I 60 50
¡ аь /иЛхсл /
-60 -50 -ДО -30 -20 -№ Í MDAHUH L
i/ -
/;;
0Б1ДЕИ БЫБОРК
" AB/IEÍ -
6.1 & ué ctfft& w 4 BÜ
|