Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Испытуемые 3 страница
Мы предположили, что описанный выше тип отношения к ребенку, страдающему энурезом, стабилизирует, фиксирует эту невротическую реакцию. Известно, что ребенок вычленяет из обращения с собой и переводит в свое самосознание " образ самого себя как обладающего теми или иными способностями и качествами, чертами" (Столин, 1983). Ребенок интериоризирует транслируемый ему образ " Маленького неудачника". Этот процесс интериоризации можно рассмотреть в терминах теории когнитивной: категоризации, предложенной L.Koiiberg (1966). Согласно этой теории, ребенок некритично усваивает от взрослого неопределенные категории, ярлыки, обозначающие явления реальности. Запомнив ярлык, ребенок начинает наполнять его содержанием. Фактически, процесс познания мира ребенком, по i.Koiberg есть_________ процесс содержательного наполнения некритично усвоенных когнитивных категорий. Есть простые категории, например, собственное имя ребенка, Более сложная категория - ярлык пола. Так, категория " мальчик" в индивидуальном сознании мальчика заполняется культурно заданными мужской половой роли. Ребенок, зная что он мальчик, присваивает себе соответствующие культурные стереотипы, а не эталоны женской половой роли (мальчики не плачут, играют в войну и носят брюки - это мое. Косы, юбки, куклы - не мое). Предполагается, что сходным образом влияет на развитие и поведение ребенка тип родительского отношения к нему. Ребенок усваивает тот образ самого себя, который своим поведением и отношением транслируют ему родители. В нашем случае от мамы он получает категорию " маленький", а от папы - ярлык " неудачник". Ребенок наполняет эти образы содержанием своего жизненного опыта. Так, категория " маленький" среди других содержательных наполнителей имеет и непроизвольное мочеиспускание. Еще M.Sperling (1965) было замечено, что энурез часто бывает у детей с неврозом страха, в частности страха смерти, и выражает таким образом протест против взросления. В нашей практике у мальчика Вовы 9-ти лет энурез начался в шесть лет после рождения брата. По словам родителей, Вова ревновал их к младшему, не любил, когда его брали на руки, старался больно ущипнуть. Вскоре возник ночной и дневной энурез. Вова пытался смастерить себе такие же клеенчатые штанишки, которые были у брата. Пытаясь вернуть себе частично утраченное внимание родителей, Вова присвоил себе элемент поведения из репертуара младешго брата, как бы говоря: " Я такой же маленький, как и он, мне нужно столько же заботы". Наиболее частое объяснение (в 87$), которые дают дети на вопрос: " Кто такой неуднчник? " " неудачник это тот, у кого не получается делать так, как нужно взрослым". Обращение с ребенком как с маленьким неудачником дает ему своеобразное разрешение страдать энурезом. Маленький может позволить себе недержание мочи, а неудачник не может от этого избавиться. Так описанный тип родительского отношения фиксирует возникшую по разным поводам невротическую реакцию в форме энуреза. Структурная интерпретация факторов данной выборки представлена Табл. Ж и риз. 3. Первый фактор, как и во всех других выборках фактор интегрального эмоционального отношения к ребенку, проходит из угла, образованного симпатией, уважением, близостью в противоположный угол, образованный антипатией, неуважением, отдаленностью. Недейственное отличие, или особенность этого фактора от других аналогичных факторов других выборок заключается в том, что собственно симпатия-антипатия в этом факторе представлены ярче других составлящих эмоционального компонента. Второй фактор " маленький неудачник" также может быть отображен в пространстве ЭЦО. Он представляет собой антипатию, неуважение»близость на одном полюсе и симпатию, уважение, отдаленность - на другом. В то же время эта модель не высвечивает основное в этом факторе - его мощную когнитивную нагруженность. Сопоставляя факторную картину этой подгруппы испытуемых необходимо подчеркнуть ее отличительные особенности в целом. Во-первых в этой подгруппе выделилось только два типа отношения к ребенку - интегральное эмоциональное и невротизирующее - " маленький неудачник". Это говорит о низкой адаптивности родителей этой подгруппы, т.к. их арсенал средств обращения с ребенком ограничен. Во-вторых, для этой подгруппы характерен описанный выше и в своем клиническом варианте и в виде фактора - тип родительского отношения, ранее не описанный в литературе " Маленький неудачник". Он специфичен для данной подгруппы родителей не случайно - это невротизирующее ребенка отношение, фиксирующее невротические реакции ребенка, т.н. паренгогения. Естественно, что выделился он в группе, родителей, не справляющихся с воспитанием ребенка. Итак, подведем итоги по факторной структуре родительского отношения. I. Во всех выборках выделился первый, самый мощный фактор - интегрального эмоционального отношения к ребенку. Это подветрж- дает предположение о том, что в родительском отношении ведущим является эмоциональный компонент. Наши данные о ведущей роли эмоциональной образующей в родительском отношении согласуются с известными клиническими фактами, указывающими на большую роль эмоционального контакта родителей и ребенка. Показано, что эмоциональное отвержение ребенка в раннем возрасте приводит к подчас необратимым явлениям материнской депривации (Лангмейер, Матейчик, 1984; в< ж1Ъу, 1979). Позже, эмоциональное отвержение оказывает патогенное влияние на клинико-психологические особенности ребенка, в частности 1А5ЩЙЖ.
ПРОСТРАНСТВО L 1-го ФДК
ОБРАТИ BUM В С
у/ „¿ '/г/ /и упрочивает акцентуацию характера по пшертимному или неустойчивому типу (Э.Г.Эйдемиллер). Эмоциональная характеристика отношения оказывается самой значимой для психического развития ребенка, формирования его характера и личности. По глубине и мощности влияния она не сравнима ни с особенностями поведения, ни с искажениями понимания ребенка. Так, автономия в сочетании с эмоционально-теплыми отношениями приводит к демократическому стилю воспитания, а в сочетании с эмоциональным отвержением - к безнадзорности, чье патогенное влияние мы обсуждали. Или контроль с принятием приводит к гиперопеке; в сочетании с эмоциональным отвержением - к преследованию. В литературе нет данных о вредном влиянии особенностей родительского поведения как такового.Они приобретают свое значение лишь в сочетании с особенностями эмоциональной образующей P.O. 2. Выделилось четыре общих структурных элемента родительского отношения: " принятие - отвержение', '" симбиоз? " авторитарная гиперсоциализация", " кооперация'.' " Принятие - отвержение" - это фактор интегрального эмоционального отношения. Он отражает общее, целостное отношение к ребенку - положительное, одобряющее и понимающее на одном полюсе, и отрицательное отвергающее, осувдающее - на другом. Второй фактор - " кооперация" - отражает демократические установки родителя и его кооперативное поведение с ребенком. Родитель находится в равной позиции с ребенком, стремится помогать ему во всем. Третий фактор " симбиоз" - отражает прежде всего переживание межличностной дистанции с ребенком. Родитель стремится слиться с ребенком эмоционально и духовно, прожить одну жизнь, вместо двух, оградить ребенка от трудностей, избавить от разочарований. Четвертый фактор - ''авторитарная гиперсоциализация" - представляет авторитарные принципы воспитания и направление его: родитель жестко направляет ребенка по пути социальных успехов и достижений. 3. Сопоставление полученных факторов с трехмерной моделью ЭЦО показало, что все факторы, кроме " кооперация" вписываются в модель и могут быть описаны на языке эмоционально-ценностного отношения. " Принятие-отвержение" предстает как симпатия - близость - уважение против антипатии, - отдаленности - неуважения. " Симбиоз" - это близость - симпатия - неуважение против отдаленности - антипатии - уважения. " Авторитарная гиперсоциализация" может быть описана как неуважение - антипатия - близость против уважения - симпатии - отдаленности. В экспериментальной группе структура родительского отношения мало отличима от данных общей выборки. В ней так же выделились факторы интегрального эмоционального отношения, симбиоз и фактор, аналогичный авторитарной гиперсоциализации, но с ин- валидизиругацим оттенком. Фактора кооперации не выявилось в этой группе родителей. 4. Выборка родителей, обращающихся за помощью в воспитании - специфична. В ней выявился фактор, отражающий когнитивный аспект родительского отношения - " Маленький неудачник". Он обладает патогенным для ребенка потенциалом и определяет тем самым специфику данного контингента. Эти данные подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что среди людей, не справляющихся с воспитанием существует искаженная структура родительского отношения. Анализ содержания факторов показал, что они сочетают в себе в разных долях три традиционно выделяемых компонента отношения эмоциональный, когнитинный и поведенческий (см. Приложение). Напомним, что стандартизированное интервью состояло из утверждений, содержательно представляющих собой разнообразные варианты этих трех компонентов. Можно было бы предполагать, что результаты покажут независимость этих компонентов. Однако, и это следует из клинического наблюдения за реальным родительским отношением, результаты утверждают, что эти три теоретических компонента взаимосвязаны. Не встречается чисто эмоционального P.O., также как только когнитивного или поведенческого. Независимые измерения P.O., описанные структурные элементы, представляют собой мозаику.составленную из трех теоретических компонентов. Интересно, что тот же результат получен был в I эксперименте, где P.O.исследовалось другими разными методами: контент анализом сочинений " Мой ребенок", анализом ответов на стандартизированное интервью и анализом бесед родителей с ребенком. Сопоставляя факторы, полученные в первом эксперименте, с помощью других методик также на контингенте родителей, обратившихся за помощью в психологическую консультацию по вопросам воспитания ребенка, можно видеть их значительное совпадение. Так, и в первом и во втором эксперименте получен фактор, отражающий интегральное эмоциональное отношение к ребенку - " принятие - отвержение". Это универсальный фактор, полученный во всех выборках испытуемых. Кроме того, и в первом и во втором экспериментах в выборке родителей, не справляющихся с воспитанием и обращающихся за психологической помощью, выделился фактор " маленький неудачник". В первом эксперименте содержание этого фактора дополнено противоположным полюсом - адекватным восприятием и пониманием ребенка. Во втором эксперименте этот фактор однополюсный. Это связано с тем, что и в исходных параметрах и в гипотетических шкалах стандартизованного интервью не было категории " адекватное восприятие". Ею пришлось пожертвовать для того, чтобы можно было охватить исследованием широкий круг родителей, не обращающихся за помощью по вопросам воспитания ребенка. В то же время фактор " маленький неудачник", полученный во втором эксперименте, содержательно более богатый и объемный. В первом эксперименте, как описывалось выше, выявилось еще три фактора: " опека-отчуждение", " преследование-партнерство" и " симпатия-антипатия". Последний вообще не имеет аналогов во втором эксперименте. Это й понятно; такой категории в исходных параметрах последней факторизации не было. Она вошла составной частью в гипотетические шкалы принятие-отвержение. Фактор -)(опека-отчуждение" практически соответствует второму фактору экспериментальной группы - " симбиоз-отчуждение". Однако в последнем есть содержательный нюанс. В факторе " симбиоз- отчуждение" элемент близости выражен более ярко, и речь идет не об опеке, а о гиперопеке, о полном слиянии и поглощении ребенка родителем. Фактор -преследование-партнерство" частично соответствует третьему фактору экспериментальной группы " поводырь слепого" или " авторитарная инвалидизация". В этом последнем, как показывает анализ содержания, описанный выше, авторитаризм выражен слабее, чем в факторе " преследование-партнерство", ¡ {роме того, фактор " поводырь слепого" однополюсной, вероятно за счет того, что в гипотетические шкалы не вошел параметр " адекватное видение ребенка". Сопоставление содержания факторов, полученных в первом эксперименте, с факторами общей выборки не выявило подобия, за исключением первого универсального фактора " принятие-отвержение". Небольшое совпадение содержания прослеживается между фактором " опека-отчуждение" и " симбиоз". Такое отсутствие соответствия косвенно подтверждает нашу гипотезу об искаженной структуре P.O. у лиц, не справляющихся с воспитанием ребенка. 2.3. Построение типов родительского отношения Для построения типов родительского отношения необходимо из множества полученных факторов - структурных единиц - выбрать те, которые лягут в основу типологии. Наиболее общие, повторяемые и легко интерпретируемые - это факторы общей выборки. Однако остановиться на них и просто отбросить факторы, полученные в других выборках, не представляется возможным. Для того, чтобы корректно построить типологию P.O. необходимо выделить помимо факторов общей выборки дискриминативные факторы других выборок - т.е. наиболее информативные, диагностически значимые. Дяя этого по статической программе (автор Г.П.Еутенко) на БЗСМ-6 была подсчитана выраженность факторов экспериментальной группы и подгруппы лиц, обратившихся в семейную консультацию в контрольной и друг в друге. Затем проводилось статистическое сравнение выраженностей каждого фактора в разных выборках. Vх Сравнение проводилось по Т-критерию. Мы сочли возможным применить этот параметрический критерий на основании центральной предельной теоремы (Рунион Р., 1982, с. 124), которая позволяет использовать этот критерий для любых выборок, если их объем превышает 25 человек. Фактор считался дискриминативным, т.е. значимо, различающим две выборки в том случае, если значение Т превышало ^99/ табличное. Значения Т высчитывалось по формуле: 7~_____ ~~ _________________________ ) Wfa^DS^+fa'/lSi1 г J. > \ * И, + - 2. ( где: Х^- и Х2 - выборочные средние из сравниваемых совокупностей; £ и " дисперсии выборок; ¡ ^ и /7^- объем выборок. Результаты представлены в таблице 5. Как видно, выявилось 4 дискришшативных фактора - два первых фактора экспериментальной выборку, а также два фактора под- выборки людей, обратившихся за помощью в воспитании. Первые два фактора экспериментальной выборки по содержанию утверждений входят в первый и третий факторы общей выборки (см. табл. 4 и 4а). В связи с тем, что факторы общей выборки учитывались обязательно, включать еще в бланк для построения типов P.O. их менее объемные дублеры представлялось не рациональным. Таким образом, в бланк для построения типов P.O. вошло 4 фактора общей выборки и один фактор выборки лиц, обратившихся за помощью в воспитании, а именно - второй фактор " Маленький неудачник". Дело в том, что первый фактор этой подгруппы фактически представляет собой качественную разность второго и первого факторов общей выборки, в связи с чем он не был включен в состав бланка. Стандартизация опросника родительского отношения к ребенку Необходимым условием построения типологии родительского отношения является возможность сравнивать и сопоставлять между собой сырые баллы, полученные по каждому фактору. Для этого была проведена нормализация шкал опросника. Нормативные данные по опроснику вычислялись по программе статистической обработки, составленной Г.П.Бутенко. Сырые баллы по каждому фактору опросника соотносились с Т-шкалой, т.е. производился переход от процентильной шкалы к сигма-шкале. Эта процедура позволила использовать данные нормализации графически - на бланке интерпретаций (см. Приложение). Это существенно облегчает диагностику, т.к. результат кавдого отдельного испытуемого можно описать в единицах отклонений от среднего по выборке в сигмах. Нормализация проводилась на выборке 140 человек, куца вошли родители, испытывающие трудности в воспитании, и родители, субъективно благополучные в равных долях. Типы родительского отноше ния Для построения типичных профилей отношения необходимо было выявить достоверно различающихся родителей. В связи с этим была проведена факторизация по испытуемым. В результате вращения по методу " Веримакс 10-ти факторов получилось 4 группы испытуемых. Анализ первичных протоколов показал, что две из эмпирических групп соответствуют априорным: группе родителей, обратившихся за помощью в воспитании, и группе, субъективно благополучных родителей. Две другие группы состояли из представителей разных априорных групп. Факт выделения априорных групп в эмпирических свидетельствует о том, что субъективно ощущаемые трудности в воспитании детей - существенная переменная, действительно формирующая особенности разных контингентов испытуемых. Выделившиеся в результате факторного анализа группы испытуемых мы взяли за основу при построении типичных профилей родительского отношения. Данные опросника по каждому испытуемому суммировались и выводился усредненный профиль по группе. Эти профили представлены на рисунке 4. На рисунке 4 представлены 4 типа родительского отношения. Различия между ними не случайны. Была родсчитана разница между всеми профилями по каждому фактору. Выбран был непараметрический критерий, т.к. величина подвыборок не позволяет применить центральную предельную теорему. Обсчет производился по критерию Ван дер Вардена (В.Ю.Урбах, 1964, с. 250-254). Результаты представлены в таблице 6. Как следует из табл. 6 единственным недискриминативным фактором является второй - кооперация. Значения профилей всех эмпирических групп по этому фактору практически совпадают. Напомним, что этот фактор выделился при факторизации данных общей выборки. При построении модели P.O. эмоционалнно-ценностная интерпретация не смогла " схватить" специфику данного фактора. Построение типов P.O. раскрыло значение его. Этот фактор социальной желательности, выделяющийся практически в каждом факторном эксперименте. Он отражает содержание культурных ценностей популяции. Для нашей социокультурной выборки социально-одобряемым является кооперативно-демократичное поведение. (Как иллюстрацию приведем содержание высказываний, вошедших в этот фактор Я всегда стараюсь помочь своему ребенку", " При принятии семейных решений надо учитывать мнение ребенка", " Ребенку надо предоставлять всю информацию, даже если она противоречива, чтобы он сам научился находить ответы на сложные вопросы"). Социально одобряемое поведение имеет статус знаемого, но не реально действующего. Об этом убедительно свидетельствует профиль P.O. группы, где мирно уживаются и самый высокий показатель по авторитаризму (рис. 4) и такой же как у вснх показатель по кооперативности (в который входят утверждения, провозглашающие демократические принципы). Для подтверждения нашего вывода рассмотрим случай мамы Вали П. (гл. 3). На профиле ее родительского отношения виден довольно высокий уровень кооперативности. Реальное же поведение этой мамы описано в 3 главе.в описании занятий родительской группы при включении элементов видеокоррекции. Убедительно расхождение декларируемой кооперативности и реального отвержения и пренебрежения в отношении к дочери. Рассмотрим более подробно полученные типы P.O. 1-й график / см. рис. 4 / представляет собой тип родительского отношения, свойственный благополучным родителям. Пик этого профиля приходится на 1У фактор - авторитарная гиперсоциализация P.O. характеризуется средними баллами по фактору отвержения. Выраженность кооперации так же на среднем уровне. Самые низкие показатели по фактору " симбиоз" и " маленький неудачник". Родители с таким профилем отношения к ребенку характеризуются эмоционально теплым отношением к ребенку, знанием и одобрением его индивидуальных свойств. Родитель разделяет интересы ребенка, поощряет его увлечения. Он уважает права ребенка, предоставляет ему разумную автономию. Б то же время во взаимоотношении с ребенком существует локальная жесткость и требовательность. Как правило она распространяется на область достижений ребенка (учебу в школе, занятия спортом, музыкой и пр.). Здесь родитель контролирует ребенка»требует успехов, поощряет за них, наказывает за неудачи. Эта требовательность не портит общего положительного и теплого отношения к ребенку. 2-й график представляет собой профиль, свойственный людям, обращающимся за помощью в воспитании. Он характеризуется высокими баллами по первому фактору (чем выше балл, тем сильнее выражено эмоциональное отвержение), кооперация и симбиоз на среднем уровне, несколько выше баллы по авторитарной гиперсоциализации и самые высокие из всех профилей баллы по фактору " мале нький неудачник". Родители с таким профилем характеризуются негативным, холодным отношением к ребенку. Родитель воспринимает ребенка плохим, не годным, не приспособленным, видит его более младшим по отношению к реальному возрасту. Приписывает ему инфантильные ценности и увлечения, авторитарно контролирует поведение ре— бенка. Отношению свойственна (определенная гротиворечивость. Ро- Дитель требует ас ребенка внешних достижений и успехов неадекватно той низкой оценке возможностей и способностей ребенка, которые присуждает ему сам родитель. Когда побеждает авторитаризм, возрастает ценность успеха и соответственно плата за неудачи, тогда P.O. проявляется в форме преследования ребенка. Затем возникает потребность в объяснении того, почему ребенок неудачник. Тогда на сцену выходит когнитивный фактор, он " утешает". " Ребенок" неудачник - пока маленький, вырастет - все наладится". Преследование сменяется жалостью. Такое " раскачивание" очень характерно для родителей, обращающихся за помощью в семейную консультацию. Интересно, что значения по шкале " Маленький неудачник" повышаются при высоких значениях по шкале Отвержения (см. рис.4). Эта связь кажется не случайной. Значения по шкале " Маленький неудачник" совпадают у всех групп, кроме группы, обращающихся за помощью. Эта группа характеризуется самыми большими значениями по шкалам " Маленький неудачник" и Отвержение. По-видимому, искажение родительского отношения по типу отвержения требует когнитивного обоснования противоестественного эмоционального отношения. " Маленький неудачник" как бы выполняет функцию психологической защиты личности родителя, перенося локус проблемы в ребенка - который " не стоит любви". 3-й профиль характеризуется изолированным пиком по фактору. " симбиоз". Этот профиль характеризуется довольно низким показателем по фактору отвержения, средним баллом по фактору кооперация, самым высоким по симбиозу, самым низким по фактору авторитаризма и низким по фактору " Маленький неудачник". Это выделившаяся в чистом виде симбиотическая тенденция P.O. По этому показателю и выделилась эмпирическая группа родителей. Такое P.O. характеризуется принимающим, положительным отношением к ребенку. Самая характерная черта - стремление к близости с ребенксм. Родитель стремится поглотить ребенка, эмоционально и духовно слиться с ним, защитить его от тревог, неудач, разочарований, вообще от жизни. Родитель во всем потакает ребенку, не требуя от него внешних достижений. Такому родителю незачем прибегать к авторитарному контролю - ведь он воспринимает ребенка единым целым с собой. Ребенок для такого родителя- нежно любимая собственность, которую он старается " носить во внутреннем кармане". Пока ребенок помещается в нем - в семье мир и спокойствие. Проявления самостоятельности сурово пресекаются. 4-ый профиль характеризуется подъемом по фактору симбиоз и по фактору авторитаризма. По остальным факторам профиль имеет низкие показатели. Такое P.O. характеризуется принятием ребенка, теплым отношением к нему. Родитель хорошо знает интересы и стремления своего ребенка, сопереживает ему, сочувствует. Отношения с ребенком отличает близкая межличностная дистанция. При этом родитель требует внешних успехов и достижений. Он контролирует жизнь ребенка, его поступки, мысли, чувства. Для родиа? еля характерно требование синтонности, бережного и внимательного к себе отношения. Если для родителя с симбиотическими тенденциями характерно потакание, то для этого родителя характерна требовательность. Основные методы контроля - психологические: контроль с помощью провоцирования у ребенка чувства вины, страхов и опасений. Подытожим основные отличия четырех типов P.O. I. P.O. экспериментальной группы отличает: а) негативное отношение к ребенку, неприятие его индивидуальности, неодобрение склонностей и его интересов; б) инвалидизация и инфантилизация ребенка - приписывание ему неудачливости, неадаптивности, низких умственных способностей, дурных наклонностей; в) авторитарный контроль поведения и психической жизни ребенка, неадекватные видению ребенка требования успехов и достижений. II. Родительское отношение контрольной группы характеризуется: а) положительным отношением к ребенку, принятием его индивидуальности, одобрением склонностей и интересов; б) адекватным верным знанием возможностей ребенка; в) локальным авториатризмом: требованием внешних достижений и контролем лишь этих областей достижений. Ы. Симбиотическое родительское отношение отличается: а) стремлением поглотить ребенка, слиться с ним, прожить жиннь вместо него; б) потаканием всем прихотям и отремлениям ребенка, желанием защитить его от трудностей и разочарований; 1У. Авторитарно-симбиотическое P.O. характеризуется: а) принятием ребенка, положительным отношением к нему; б) авторитарным контролем не только внешних достижений ребенка, но и всей его психической жизни; в) близкой межличностной дистанцией, требованием синтон- ности и чуткости. U Сравним теперь профил^ родительского отношения, полученные в эмпирических группах с профилями P.O. в априрных группах - благополучных родителей, испытывающих трудности в воспитании, и родителей, обращающихся за помощью в воспитании (см. рис. 5). Как видно, профили P.O. в априорных группах мало отличаются друг от друга. Единственно явное различие можно наблюдать по первому фактору группы неблагополучных родителей отличаются большим отвержением ребенка, плохим эмоциональным отношением к нему. Незначительность различий, вероятно, объясняется тем, что в априорных группах много неустойчивых членов, которые смазывают картину, т.е. в контрольной группе много не выявленных неблагополучных родителей, а в экспериментальной люди, лишь декларирующие свои трудности, т.н. агграванты. Подгруппа клиентов семейной консультации (49) самая чистая группа и ее профиль схож с эмпирической группой клиентов на рис. 4 - те же два подъема профиля на первом и пятом факторах. С точки зрения структуры, описанные типы P.O. представляют собой фотиворечивую картину. Действительно, в принимающе-авто- ритарном типе P.O. соседствуют симпатия и антипатия, уважение и неуважение. (Напомним, что сопоставление образующих P.O. с осями ЗЦО показало, что принятие это сплав симпатии, уважения и близости, а авторитарная гиперсоциализация представляет собой антипатию, неуважение и близость). Аналогично в симбиоти- ческом авторитарном типе P.O. присутствуют симпатия и антипатия. Это мнимое противоречие разрешается с помощью клинического наблюдения за проявлениями того или иного типа родительского отношения. Первый тип Р.0.»особенно свойственный субъективно- благополучным родит елям, хорошо иллюстрирует случай Артема JI., родители которого не обращались за помощью в семейную консультацию, но автор имел возможность наблюдать их способ обращения с ребенком. Родители гордились и восхищались своим сыном. В разговорах со знакомыми они часто рассказывали о выдающихся способностях мальчика: Артем читает с 4-х летнего возраста, играет в шахматы, легко учится в школе. Родителям нравилось упорство мальчика
|