Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Испытуемые 4 страница






в достижении своих целей:, учился кататься на велосипеде под градом насмешек детей во дворе и научился за один день; так же твердо добивался мастерства в шахматной игре. Общение роди­телей с сыном теплое, спокойное, тактильно богатое. Ребенку предоставляется значительная свобода и самостоятельность - он сам ездит по Москве на далнкие расстояния, с первого класса после школы находится дома один, сам разогревает пищу, сам планирует свое послешколвное время. Наряду с этим в семье существуют жесткие требования школьных успехов. Ребенка ругают за плохие отметки, наказывают за небрежное выполнение домашне­го задания: лишают удовольствий, демонстрируют презрение, кри­чат. Таким образом, симпатия и антипатия, уважение и неуваже­ние разведены по месту и времени, сосуществуя в одном типе ро­дительского отношения - принимающе-авторитарном. В области соци­альных успехов и достижений родители проявляли жесткий контроль, осуществляемый на основе антипатии и неуважения, приходящих на смену " фоновых" симпатии и уважения.

Тан же в симбиотически-авторитарном типе P.O. теплое, близ­кое, гиперопекающее поведение родителей по конкретным поводам сменяется на жесткое, антипатичное.

2.4 Выводы

I. P.O. являются многогранным образованием в структуре которого виделяются четыре образующих: а) интегральное при­нятие или отвержение ребенка; б) межличностная дистанция (" симбиоз"), в) формы и направления контроля (" авторитарная гиперсоциализация11) и социальная желательность поведения. Каж­дая образующая в свою очередь представляет собой сочетание в разной пропорции эмоциональной, когнитивной и поведенческой компонент.

2. Эмоциональная образующая родительского отношения за­нимает ведущее положение в структуре родительского отношения. Этот вывод подтверждается во-первых тем, интегральный эмоцио­нальный фактор универсален, он был получен во всех выборках испытуемых. Во-вторых, этот фактор самый мощный и объемный, также во всех выборках. В-третьих, ведущее нарушение у лиц, обратившихся за помощью в воспитании - эмоциональное.

3. Родительское отнопв ние противоречиво и амбивалентно. В нем существуют разные элементы интегрального принятия или отвержения ребенка (симпатия-антипатия, уважение- неуважение), равные по содержанию, проявляясь в реальном общении с ребан- ком в разное время и по разным поводам. Переживание межличност­ной дистанции в общении с ребенком более стабильно.

4. В специфической группе родителей, обратившихся за по­мощью в семейную консультацию выявлено искажение факторной структуры P.O. Было подучено две образующих родительского отношения - принятие-отвержение и социальная инвалидизация

в сочетании с инфантилизацией (т.н.- " маленький неудачник"). Анализ содержания этого фактора показывает, что он может быть патогенным для ребенка, т.к. стабилизирует детские невротичес­кие реакции, снижает самооценку ребенка.

5. Существует по крайней мере 4 типа P.O., отличающихся друг от друга преобладанием одной или нескольких образующих: приниманце-авторитарное, отвергающее с элементами инфантили- зации, симбиотическое и симбиотически-авторитарное. Первый тип P.O. характерен для субъективно благополучных родителей, вто­рой - для родителей, обратившихся за помощью в семейную кон­сультацию. Два других типа P.O. свойственны людям, испытываю­щим трудности в воспитании детей, но справляющихся с ними са­мостоятельно, хотя среди них есть и обратившиеся за помощью.

Плава Ш. ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЬВОЛД И НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА С РОДИТЕЛЯМИ, ОБРАЩАЩИШСЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ, И С ИХ ДЕТЬМИ

Как было показано, отношение к ребенку у родителей, ис­пытывающих трудности в воспитании, имеет определенные особен­ности, которые отчасти и обусловливают эти трудности, незави­симо или вдобавок к клинико-психалогическому статусу ребенка.

Искаженное родительское отношение может быть предметом психологической коррекции. Существует множество приемов и тех­ник работы с родительским отношением к ребенку. Анализ имеющей­ся в нашем распоряжении литературы позволил разбить их на три группы. В основу разделения мы положили объект психотерапевти­ческого воздействия.

I. В центре внимания психотерапевта - взаимоотношения ро­дителей и детей. Цель психологической коррекции - наладить теплые, взаимопонимающие отношения в семье, и дать членам се­мьи психологические средства построения таких отношений в даль­нейшем. Эта цель может быть достигнута в ходе совместной психо­логической коррекции всей семьи (V.Sat±r, М^ас1кж1ак, 1978). В ней могут принимать участие родители и дети, как пока­зал опыт, от 9 лет. Психолог встречается со всей семьей и ра­ботает над взаимоотношениями членов семьи в определенной после­довательности. Первый, этап совместной семейной терапии - этап " центрации" на ребенке. Ребенок получает возможность выс­казать все свои претензии и обиды к родителям, а также сообра­жения по поводу общесемейных проблем. Второй этап - коррекция детско-родительских отношений, когда ребенок, освобожденный от груза обид и без пут своей внутрисемейной позиции может отнес­тись к своим родителям как равный и взглянуть на свои взаимо­отношения с ними непредвзято. Последний этап - центрация на супружеских взаимоотношениях.

Существует несколько модификаций метола совместной психо­логической коррекции всей семьи. В частности, Е.В.Новикова и В.А.Смехов (1982) ввели в курс терапии всей семьи видеокоррек- ционные упражнения,.которые значительно повышают эффективность психокоррекционной работы с семьей.

Другой метод работы над взаимоотношениями детей и родите­лей - транзактный анализ (е.Berne, 1961). При его использова­нии внимание практический психолог уделяет анализу отдельных конкретных взаимодействий родителя с ребенком - т.н. транзак­ций, показывает их скрытый смысл и конфликтогенный характер, учит доброжелательному общению на равных позициях.

2. Вторая группа приемов учит родителей конкретным пове­денческим навыкам в общении с ребенком: как хвалить, как нака­зывать, как играть, как добиваться послушания. Разработано мно­го программ модификации родительского поведения (Hunf.

Hing, IS73; Elder et ai,» 1977). Обычно применяется пси- хокоррекционная парадигма, состоящая из двух этапов. На первом диагностическом этапе психолог наблюдает за контактом родите­ля с ребенком. В результате этих наблюдений он составляет кар­ту родительских провалов - т.е. список того, что данный ро­дитель не умеет делать со своим ребенком: играть, кормить, на­казывать и т.п. На втором этапе начинается обучение родителя конкретным навыкам обращения с ребенком в форме немедленной обратной связи. Родитель как-то общается с ребенком, а психо­терапевт скрыто наблюдает аа этим общением через зеркало Гез- зелла (однонаправленное зеркало) и управляет действиями роди­телей по микрофону (родитель - в наушниках). Общаясь с ребен­ком дома, родитель упрочивает полученные навыки. Особенно эф­фективен этот прием при работе с родителями, чьи дети обладают серьезными дефектами - слепотой, глухотой, умственной отсталос­тью. При разного рода психических заболеваниях ребенка этот метод также считается эффективным.

К этой же группе методов можно отнести консультирование родителей со стороны психолога, который занимается психотера­пией ребенка, по поводу того, как поступить с ребенком в тех или иных конкретных случаях (B.Suran, j.Rizzo, 1979).

3. Третий вид методов направлен на повышение общей родительской компетентности (H.Ginnot, 1969; D.Drum,

Knott, 1977). Как правило, это групповая работа с роди­телями, в ходе которой у родителей обогащается арсенал воздей­ствия на ребенка, они начинают лучше понимать детей, адеквати- зируют свои ожидания и требования. Родительские группы могут быть свободными.и структурированными. В свободной группе роди­тели обсуждают свои проблемы в форме свободной дискуссии. Ве­дущий психолог присутствует при обсуждении на правах участника, впрочем более компетентного и опытного. В структурированных группах темы для обсуждения предлагает ведущий. Кроме тем, ведущий предлагает ряд специально подобранных ролевых игр. До­полнительно существуют домашние задания - в форме сочинений на определенные темы, или поведенческие упражнения с детьми. Ведущий четко формулирует участникам цели упражнений и расска­зывает о средствах достижения этих целей.

Оценить сравнительную эффективность этих методов вряд ли представляется возможным, т.к. трудно выбрать единый критерий оценки. Если принять в качестве критерия быстроту достижения

психотерапевтической цели, то наиболее эффективным будут би- хевиоральные методы психологической коррекции. Если же оцени­вать методы по глубине психологического проникновения в проб­лему и длительности эффекта, то, вероятно, более эффективна совместная психологическая коррекция всей семьи.

Наш шестилетний опыт работы в психологической семейной консультации показывает, что разным вышеописанным искаженным типам родительского отношения (P.O.) адекватны разные психо- коррекционные процедуры. Так, описанные ранее симбиотический и симбиотически-авторитарный типы P.O. достаточно эффективно корректируются с помощью таких методов как совместная психоло­гическая коррекция всей семьи и транзактный анализ; отвергаю­ще-авторитарный тип P.O. может быть успешно исправлен при двух этапной работе, на первом этапе которой исцользуется метод групповой коррекции P.O.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал