![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Испытуемые 4 страница
в достижении своих целей:, учился кататься на велосипеде под градом насмешек детей во дворе и научился за один день; так же твердо добивался мастерства в шахматной игре. Общение родителей с сыном теплое, спокойное, тактильно богатое. Ребенку предоставляется значительная свобода и самостоятельность - он сам ездит по Москве на далнкие расстояния, с первого класса после школы находится дома один, сам разогревает пищу, сам планирует свое послешколвное время. Наряду с этим в семье существуют жесткие требования школьных успехов. Ребенка ругают за плохие отметки, наказывают за небрежное выполнение домашнего задания: лишают удовольствий, демонстрируют презрение, кричат. Таким образом, симпатия и антипатия, уважение и неуважение разведены по месту и времени, сосуществуя в одном типе родительского отношения - принимающе-авторитарном. В области социальных успехов и достижений родители проявляли жесткий контроль, осуществляемый на основе антипатии и неуважения, приходящих на смену " фоновых" симпатии и уважения. Тан же в симбиотически-авторитарном типе P.O. теплое, близкое, гиперопекающее поведение родителей по конкретным поводам сменяется на жесткое, антипатичное. 2.4 Выводы I. P.O. являются многогранным образованием в структуре которого виделяются четыре образующих: а) интегральное принятие или отвержение ребенка; б) межличностная дистанция (" симбиоз"), в) формы и направления контроля (" авторитарная гиперсоциализация11) и социальная желательность поведения. Каждая образующая в свою очередь представляет собой сочетание в разной пропорции эмоциональной, когнитивной и поведенческой компонент. 2. Эмоциональная образующая родительского отношения занимает ведущее положение в структуре родительского отношения. Этот вывод подтверждается во-первых тем, интегральный эмоциональный фактор универсален, он был получен во всех выборках испытуемых. Во-вторых, этот фактор самый мощный и объемный, также во всех выборках. В-третьих, ведущее нарушение у лиц, обратившихся за помощью в воспитании - эмоциональное. 3. Родительское отнопв ние противоречиво и амбивалентно. В нем существуют разные элементы интегрального принятия или отвержения ребенка (симпатия-антипатия, уважение- неуважение), равные по содержанию, проявляясь в реальном общении с ребан- ком в разное время и по разным поводам. Переживание межличностной дистанции в общении с ребенком более стабильно. 4. В специфической группе родителей, обратившихся за помощью в семейную консультацию выявлено искажение факторной структуры P.O. Было подучено две образующих родительского отношения - принятие-отвержение и социальная инвалидизация в сочетании с инфантилизацией (т.н.- " маленький неудачник"). Анализ содержания этого фактора показывает, что он может быть патогенным для ребенка, т.к. стабилизирует детские невротические реакции, снижает самооценку ребенка. 5. Существует по крайней мере 4 типа P.O., отличающихся друг от друга преобладанием одной или нескольких образующих: приниманце-авторитарное, отвергающее с элементами инфантили- зации, симбиотическое и симбиотически-авторитарное. Первый тип P.O. характерен для субъективно благополучных родителей, второй - для родителей, обратившихся за помощью в семейную консультацию. Два других типа P.O. свойственны людям, испытывающим трудности в воспитании детей, но справляющихся с ними самостоятельно, хотя среди них есть и обратившиеся за помощью. Плава Ш. ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЬВОЛД И НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА С РОДИТЕЛЯМИ, ОБРАЩАЩИШСЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ, И С ИХ ДЕТЬМИ Как было показано, отношение к ребенку у родителей, испытывающих трудности в воспитании, имеет определенные особенности, которые отчасти и обусловливают эти трудности, независимо или вдобавок к клинико-психалогическому статусу ребенка. Искаженное родительское отношение может быть предметом психологической коррекции. Существует множество приемов и техник работы с родительским отношением к ребенку. Анализ имеющейся в нашем распоряжении литературы позволил разбить их на три группы. В основу разделения мы положили объект психотерапевтического воздействия. I. В центре внимания психотерапевта - взаимоотношения родителей и детей. Цель психологической коррекции - наладить теплые, взаимопонимающие отношения в семье, и дать членам семьи психологические средства построения таких отношений в дальнейшем. Эта цель может быть достигнута в ходе совместной психологической коррекции всей семьи (V.Sat±r, М^ас1кж1ак, 1978). В ней могут принимать участие родители и дети, как показал опыт, от 9 лет. Психолог встречается со всей семьей и работает над взаимоотношениями членов семьи в определенной последовательности. Первый, этап совместной семейной терапии - этап " центрации" на ребенке. Ребенок получает возможность высказать все свои претензии и обиды к родителям, а также соображения по поводу общесемейных проблем. Второй этап - коррекция детско-родительских отношений, когда ребенок, освобожденный от груза обид и без пут своей внутрисемейной позиции может отнестись к своим родителям как равный и взглянуть на свои взаимоотношения с ними непредвзято. Последний этап - центрация на супружеских взаимоотношениях. Существует несколько модификаций метола совместной психологической коррекции всей семьи. В частности, Е.В.Новикова и В.А.Смехов (1982) ввели в курс терапии всей семьи видеокоррек- ционные упражнения,.которые значительно повышают эффективность психокоррекционной работы с семьей. Другой метод работы над взаимоотношениями детей и родителей - транзактный анализ (е.Berne, 1961). При его использовании внимание практический психолог уделяет анализу отдельных конкретных взаимодействий родителя с ребенком - т.н. транзакций, показывает их скрытый смысл и конфликтогенный характер, учит доброжелательному общению на равных позициях. 2. Вторая группа приемов учит родителей конкретным поведенческим навыкам в общении с ребенком: как хвалить, как наказывать, как играть, как добиваться послушания. Разработано много программ модификации родительского поведения (Hunf. Hing, IS73; Elder et ai,» 1977). Обычно применяется пси- хокоррекционная парадигма, состоящая из двух этапов. На первом диагностическом этапе психолог наблюдает за контактом родителя с ребенком. В результате этих наблюдений он составляет карту родительских провалов - т.е. список того, что данный родитель не умеет делать со своим ребенком: играть, кормить, наказывать и т.п. На втором этапе начинается обучение родителя конкретным навыкам обращения с ребенком в форме немедленной обратной связи. Родитель как-то общается с ребенком, а психотерапевт скрыто наблюдает аа этим общением через зеркало Гез- зелла (однонаправленное зеркало) и управляет действиями родителей по микрофону (родитель - в наушниках). Общаясь с ребенком дома, родитель упрочивает полученные навыки. Особенно эффективен этот прием при работе с родителями, чьи дети обладают серьезными дефектами - слепотой, глухотой, умственной отсталостью. При разного рода психических заболеваниях ребенка этот метод также считается эффективным. К этой же группе методов можно отнести консультирование родителей со стороны психолога, который занимается психотерапией ребенка, по поводу того, как поступить с ребенком в тех или иных конкретных случаях (B.Suran, j.Rizzo, 1979). 3. Третий вид методов направлен на повышение общей родительской компетентности (H.Ginnot, 1969; D.Drum, Knott, 1977). Как правило, это групповая работа с родителями, в ходе которой у родителей обогащается арсенал воздействия на ребенка, они начинают лучше понимать детей, адеквати- зируют свои ожидания и требования. Родительские группы могут быть свободными.и структурированными. В свободной группе родители обсуждают свои проблемы в форме свободной дискуссии. Ведущий психолог присутствует при обсуждении на правах участника, впрочем более компетентного и опытного. В структурированных группах темы для обсуждения предлагает ведущий. Кроме тем, ведущий предлагает ряд специально подобранных ролевых игр. Дополнительно существуют домашние задания - в форме сочинений на определенные темы, или поведенческие упражнения с детьми. Ведущий четко формулирует участникам цели упражнений и рассказывает о средствах достижения этих целей. Оценить сравнительную эффективность этих методов вряд ли представляется возможным, т.к. трудно выбрать единый критерий оценки. Если принять в качестве критерия быстроту достижения психотерапевтической цели, то наиболее эффективным будут би- хевиоральные методы психологической коррекции. Если же оценивать методы по глубине психологического проникновения в проблему и длительности эффекта, то, вероятно, более эффективна совместная психологическая коррекция всей семьи. Наш шестилетний опыт работы в психологической семейной консультации показывает, что разным вышеописанным искаженным типам родительского отношения (P.O.) адекватны разные психо- коррекционные процедуры. Так, описанные ранее симбиотический и симбиотически-авторитарный типы P.O. достаточно эффективно корректируются с помощью таких методов как совместная психологическая коррекция всей семьи и транзактный анализ; отвергающе-авторитарный тип P.O. может быть успешно исправлен при двух этапной работе, на первом этапе которой исцользуется метод групповой коррекции P.O.
|