Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Часть I. Введение в латинскую эпиграфику.
Для человека, владеющего элементарным курсом латинского языка, освоение азов латинской эпиграфики не представляет непреодолимой сложности. При пользованиями изданиями XIX и первой половины XX вв., а также оригиналами в лапидариях трудность заключается в расшифровке многочисленных лигатур и аббревиатур. В современных изданиях они, как правило, уже расшифрованы, а сами надписи переведены на современные языки и прокомментированы. Для работы над нашей темой первостепенное значение, как уже говорилось выше, имеют посвятительные и надгробные памятники. Об их особенностях и пойдет речь далее. Особую сложность латинской эпиграфики составляют сокращения, которых в латинских надписях гораздо больше, чем в древнегреческих. Объясняется это тем, что Рим был огромным могучим государством. Распространение латинского языка и единой политической власти на обширной территории способствовало созданию более или менее устойчивых типов надписей и появлению определенных формул и выражений, которые легко можно было писать в сокращенном виде, поскольку они были общеизвестны. Сокращения практически составляют главную трудность при чтении латинских надписей, так как встречаются они в большом количестве почти в каждой надписи. Попадаются даже надписи, состоящие целиком из одних сокращений. Вопрос расшифровки усложняется тем, что у римлян не существовало единых строгих правил сокращений. Латинское письмо развивалось свободно, определенные правила складывались стихийно, постепенно, от века к веку, и носили скорее характер традиции, чем твердого предписания. Успех расшифровки сокращений во многом зависит от опыта, от индивидуальной находчивости эпиграфиста и от того, насколько он владеет латинским языком, историей и культурой античного мира. Надпись, дошедшая до нас непосредственно из античного мира, связана с ним самым органическим образом. В этом отношении надпись существенно отличается от большинства рукописей, у которых содержание может быть античным, а форма (письмо) - чаще всего средневековой. Надпись же и формой своей и содержанием находится в пределах античного мира. Вне связи с античностью надпись не может быть ни истолкована, ни датирована. Как исторический источник надпись не должна находиться вне времени и пространства. Большое значение для использования надписи как источника имеет ее датировка. Это один из сложнейших вопросов латинской эпиграфики. Надпись можно датировать, исходя из ее содержания, начертания букв, языка и археологических данных. Своеобразие надписи в отличие от рукописи проявляется в том, что для точной датировки содержание надписи дает больше материала, чем ее внешний вид. Год от основания Рима в надписях указывается очень редко. Как правило, год обозначается именами римских консулов. При отсутствии этих прямых данных надежную датировку дают титулы императоров, по которым иногда можно определить не только год, но и месяц. Императорские имена также иногда указывают на время надписи. Если, например, упоминается императорский вольноотпущенник по имени Марк Ульпий Грезиан, то из его имени можно сделать следующий вывод: раб при отпуске на волю получал личное и родовое имя своего хозяина, следовательно, этот человек был отпущен на волю императором Марком Ульпием Траяном (других Марков Ульпиев среди римских императоров не было), и надпись можно отнести ко II веку. Имена вообще бывают весьма показательны. Например, по имени Гай Валерий Валериан можно сказать, что надпись относится к сравнительно позднему времени, ибо по законам римской антропонимии эпохи республики имя с суффиксом «ан» обозначало лицо, перешедшее из одного рода по усыновлению в другой, так что Валериан - это человек из рода Валериев, перешедший в другой род, и сочетание Валерий Валериан - полная бессмыслица. Но при первых императорах в римской антропонимии произошли значительные сдвиги, и с конца I в. н. э. появляются произвольные имена в довольно большом количестве. В другой надписи упоминается некий Луций Варий Папирий Папириан, жрец культа императора Адриана, что позволяет датировать эту надпись не ранее чем II веком. Должности и титулы также помогают иногда датировать надписи, ибо некоторые из них имеют четкие хронологические рамки. Надпись можно датировать по номерам и титулам легионов и по другим данным.
|