![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Болезнь и здоровье
Прежде чем попытаться рассмотреть различные взгляды на природу болезни, хотелось бы начать с определения самого предмета, поскольку именно от ответа на вопрос о том, что такое болезнь зависит и взгляд на нее и наше к ней отношение. Болезнь – состояние организма, характеризующееся повреждением органов и тканей в результате действия патогенных факторов, развертыванием защитных реакций, направленных на ликвидацию повреждений; обычно сопровождается ограничением приспособляемости организма к условиям окружающей среды и снижением или потерей трудоспособности. Понятие «болезнь» употребляется и как синоним понятия «заболевание». Последнее обычно имеет более узкий смысл, обозначая факт возникновения болезни у отдельного человека[115]. Болезнь – процесс, явившийся результатом непрерывного исторического взаимодействия человека с изменчивой окружающей средой. Согласно этимологическому словарю М. Фасмера [103] слово «болезнь», восходящее к боли, может иметь тройственную природу. Во-первых, мы встречаем здесь индоевропейский корень *balus – страдание, родственный имени сострадающего германо-скандинавского бога-целителя Бальдора (у норвежцев Балудора), имя которого дословно означает «усмиряющий страдание (болезнь)». Во-вторых, Фасмер делит «болезнь» на общеславянскую приставку бо, означающую «потому что» и сохранившую это значение в украинском языке, и корень *лъзн, означающий какофонию (лязг), беспорядок, святотатство, преступление. Отсюда – «полезный» и «бесполезный» – некто, побеждающий беспорядок или, напротив, неспособный подчинить его себе. Так человек переживает болезнь, «потому что преступен». И, наконец, в-третьих, Фасмер считает болезнь и боль чем-то, что больше нас, и поэтому делающим нас зависимыми от себя и подчиняющим нас себе. Итак, этимологически болезнь – следствие нашего преступления, превосходящее нас, подчиняющее нас себе и вызывающее страдание и боль. В авраамистической религиозной традиции болезнь является следствием грехопадения человека, потери им своей изначальной божественной природы. Так внезапная болезнь может являться наказанием за грехи или безбожие (египетская язва в книге Исход), испытанием веры (гнойные язвы Иова) или промыслительным действием Бога (немота Захарии – отца Иоанна Крестителя). Справедливости ради следует отметить, что болезнь приписывалась действию безликого рока или оскорбленных богов ещё в античности. Таковы, например, незаживающие раны Одиссея и чума, поразившая Фивы по вине царя Эдипа. Но если традиционная античная парадигма называет причиной болезни гнев несговорчивых богов или проступок отдельного человека, то иудейская, христианская и мусульманская традиции возлагают ответственность за возникновение болезни, как явления на человека вообще (догмат о грехопадении или первородного греха). Как напоминает пророк Исайя «Бог зла не сотворил», и таким образом, «право на болезнь» стало следствием осознанного выбора человека между Божьей и собственной волей. Любопытным моментом представляется роль болезни как способа инициации в различных мистических традициях. Началом просветления принца Сиддхартхи Гаутамы (Будды) стала его встреча с болезнью и старостью, явившимися ему в пути. Каждое из этих состояний будущий основатель буддизма пережил как личное[2]. Святой Франциск Ассизский напоминает нам о том, что некоторые болезни, такие как слепота, немота, глухота или «расслабленность», под которой, вероятно понимаются заболевания опорно-двигательного аппарата, «даются иным рабам Божьим по Милости Его, дабы оградить их души от многих соблазнов и дабы рабы Божии оставались покорны Ему, смиренно внимая Воле Его», и что еще важнее «страданием росли и освятились в глазах Его» [95]. Часть мусульманских богословов-суннитов уверены, что «судорожная болезнь» была дана Аллахом пророку Мухаммеду, «дабы через нее Пророку (Да благословит его Аллах и Приветствует!) были явлены страдания каждого живого существа» [94]. Трудно спорить с А. Камю, когда-то назвавшим болезнь «гонцом и глашатаем смерти» [46]. По сему, онтологически болезнь приобретает вполне явную экзистенциальную окраску. Она становится низшей точкой падения нашего Я или напротив, высшей точкой его приближения к неизбежной смерти. Но если и стоит называть болезнь «дверью, которую мы открываем сами, но из-за которой никогда не возвращаемся прежними», то лишь в том смысле, что из дверей болезни мы никогда не выходим такими, какими вошли в эти двери. Болезнь как таковая, не редко является причиной необратимой перемены в нас самих, иногда эта перемена буквальна и имеет не только физическую природу. Тогда она становится метанойей (μ ε τ ά ν ο ι α) – покаяньем. Еще один небезынтересный аспект болезни состоит в том, что новые условия жизни, связанные с изменением образа жизни, научно-техническим прогрессом и проч. Могут порождать новые заболевания. К примеру, появление и эволюция астмы и аллергии, так или иначе, связано с рукотворным изменением окружающей среды. Если верить Фрейду, невротические заболевания стали возможны, потому что в результате эволюции и научно-технической революции у человечества просто появилось достаточно времени, чтобы страдать от невроза. Оспа, чума и проказа унесли множество жизней, в конце концов, сформировав наш иммунитет к этим заболеваниям. При этом современные больные, борющиеся с любым недомоганием при помощи новейших медикаментов, могут оказаться беззащитны перед мутировавшей формой некогда побежденного заболевания. Примером тому может послужить устойчивый к большинству антибиотиков новейший вид «простого» легочного туберкулеза. Говоря о болезни, мы не можем не рассмотреть феномен здоровья. Согласно уставу Всемирной организации Здравоохранения (ВОЗ), «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов»[34]. В медико-санитарной статистике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а на популяционном — процесс снижения уровня смертности, заболеваемости и инвалидности. П. И. Калью в работе «Сущностная характеристика понятия „здоровье“ и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация» [43] рассмотрел 79 определений здоровья, сформулированных в разных странах мира, в различное время и представителями различных научных дисциплин. Среди определений встречаются следующие [43]: Здоровье — нормальная функция организма на всех уровнях его организации, нормальный ход биологических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству; Динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой; Участие в социальной деятельности и общественно полезном труде, способность к полноценному выполнению основных социальных функций; Отсутствие болезни, болезненных состояний и изменений; Способность организма приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды; Согласно Калью, все возможные характеристики здоровья могут быть сведены к следующим концепциям: Медицинская модель — для определений, содержащих медицинские признаки и характеристики; здоровье как отсутствие болезней и их симптомов; Биомедицинская модель — отсутствие субъективных ощущений нездоровья и органических нарушений; Биосоциальная модель — включаются рассматриваемые в единстве медицинские и социальные признаки, при этом приоритет отдаётся социальным признакам Ценностно-социальная модель — здоровье как ценность человека; именно к этой модели относится определение ВОЗ. Об этимологии слова «здоровье» ведутся споры. По одной из версий «Здоровье» - образовано от предполагаемой отглагольной формы - «даровье», в «окающем» варианте – «доровье». Зима – зимовать – зимовье; гнездо – гнездоваться – гнездовье. Таким образом, «здоровье» - это дар (даровье) Божий (Божие) По другой, слово здоровье имеет корень, родственный словам «дерево», «дрова», «драть» [103]. Если верить второй версии, то, во-первых, метонимически – здоровый человек есть не что иное, как дерево, способное принести полноценный плод (потомство). Во-вторых, здоровье – действительно, дрова, топливо для усилий, дающее энергию на их осуществление. И, в-третьих, здоров тот, с кого можно «драть три шкуры», человек, к работе которого мы вправе предъявлять требования, адекватные его возможностям, даже если требования эти кажутся завышенными. Античность, традиционно проповедовавшая дуализм духовного и телесного начал, с одной стороны представляет здоровье, как их естественное единство. Это единство выраженно в неразрывной связи между воспитанием знания, поведения умеренности и благородства – пайдейя (π α ι δ ε ί α) и естественных необходимых навыков (культуры тела): силы, изящества, выносливости – физиология (φ υ σ ι ο λ ο γ ί α) [93]. Способы такого взращивания здорового человека были весьма разнообразными. К примеру, основанная на единстве знания и силы спартанская система воспитания предполагала жестокие телесные наказания, а знанием считалась не традиционная греческая образованность, а строгое соблюдение спартанских обычаев и законов. Однако, в любом случае, здоровье и культура в ранней греческой этике находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Эту взаимосвязь ставит под сомнение Платон, утверждающий, что муж, чрезмерно потакающий нуждам тела и заботящийся о нем, препятствует собственному приближению к Истине. В платонизме тело надолго стало темницей души (и её подчиненной функцией), а чрезмерная забота о здоровье тела вменялась в вину философу, оставившему ради здоровья свою истинную цель[79]. Дело здесь вовсе не в умалении плоти, а в особом понимании Платоном здоровья не просто как единства души и тела, но как состояния постоянного усилия, целью которого является союз, где старания тела служат разуму и душе, а не разум и душа озабочены здоровьем тела. Эта идея была подхвачена Ювеналом, заключившим, что следует молить богов, чтоб в здоровом теле поселился здоровый дух, ибо такое чудо среди людей – редкость[26]. При этом вырванное из контекста выражение «в здоровом теле – здоровый дух» было поднято Локком и Руссо на знамя Эпохи Просвещения, уверявшей многих, что телесное здоровье – заведомая гарантия здоровья душевного и духовного. Христианская дуальность телесного и душевного здоровья во многом близка к платонической: здоровое тело необходимо настолько, насколько оно способно позаботиться о здоровье (цельности и благополучной участи бессмертной души). Но, несмотря на все практики умаления плоти (целибат, флагелланство, почитание язв и вшей на теле праведника и тому подобное), христианская догматика понимает истинное здоровье как догреховное единство совершенной души и совершенной плоти. Первородный грех лишил человечество здоровья, разобщив в каждом из нас душу и плоть. Но возвращение здоровья, исцеление человека, восстановление его телесно-духовной целостности пришло в личности Богочеловека Христа. Христос, исцеляя, не просто преобразует увечную материю в здоровую. Он делает исцеленного человека целостным, подобным себе самому. Мессия снова дарует человеку облик и суть изначально замысленные для нас Богом. Тот, в чьей природе нет греха, и являет собой здоровье, вычитающее грех из нашей природы. «Возможности для возрождения зла вследствие “телесных движений” в теле Христа были уже с рождения отсечены силой его Божества, и хотя в Гефсиманской молитве воля плоти противопоставляется воле Божественной, именно природа Христа как Истинного Бога, а равно – Истинного Человека, сделала для него, как говорит преподобный Антоний “недействительным всякое угрызение Змия”». Представьте себе, что свирепствует смертельное вирусное заболевание, от которого нет вакцины. И тут появляется некто от рождения ничем не болевший, здоровый по природе своей и к тому же наделенный врожденным иммунитетом к смертоносному вирусу. Этот некто бескорыстно и собственной воле делится своим иммунитетом с каждым из нас, отдавая его даже в каждой капле крови, пролитой им во время мучительной казни. Таково христианское представление о здоровье, подаренном нам изначально здоровым Мессией. История помнит несколько попыток создания идеально здорового человека. К этой цели стремились и спартанский воспитательный кодекс и евгеническая нацистская программа Лебенсборн (нем. Lebensborn) — «Источник жизни», занимавшаяся отбором и «фильтрованием» здорового и сильного населения с целью создания идеально здоровой расы[33]. Близка к победе над множеством заболеваний и созданию идеально здорового человека и современная генная инженерия, способная выделить, маркировать и нейтрализовать ген, ответственный за ряд заболеваний и врожденных дефектов. При этом, следует осознавать, что избавиться от болезни – еще не значит стать здоровым. Такие непростые явления как болезнь и здоровье носят отнюдь не только медицинский характер. Они имеют выраженное социальное, символическое и даже сакральное значение. Наше стремление к выздоровлению и здоровью часто является стремлением к самим себе, к тому, какими мы хотим и должны стать.
|