Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
назвавшие себя
Первым снайпером был Господь Бог. Или судьба – слепая, как Гомер, и точная, как он. Или – случай, который, как крот, незряче, и так же безошибочно, свел 19 августа 1993 от Рождества Христова года их вместе. Назвавшие себя «Ночными снайперами» не могут надеяться на то, что люди, единожды нарвавшись на такой лейбл, когда-нибудь устанут удивляться органу зрения. Что в кои-то веки они перестанут понимать разницу между взором и взглядом, или прекратят напрополую – за глаза и в лоб – кол – лекционировать определения меткости.
Пара выстрелов мышью – и монитор высвечивает файл «встреча». Мало с кем из исследователей творчества «Ночных снайперов» тут же не случается схожий с эпилеп- тическим эпический припадок. Мало кто тут же не падает в экстаз, как в пролет лестницы, по ко- торой в тот вечер одну из героинь посредники вели в гости к другой. Сумерки были лиловы, подъезд звенящ, а угощение – саркально. Света Сурганова всю жизнь прожила в городе, в котором проспекты вели себя по-вагиновски, - каждый рано или поздно «срывался в метафизику». Диана Арбенина с мамою и юным братцем в Пе- тербурге оказалась на вакациях – с душою, обра- щенной к оставленному на лето Магадану. Части – цы с одноименными зарядами, встретившись, от – отолкнулись бы. Настолько прототивоположным – пришлось соединиться. Врожденная у Северной Венеции уверенность в том, что метафизика есть нечто непреодолимое, наткнулась на крайне север – ное отношение к проблеме. Вроде бы Магадану – по умолчанию – неведомы препоны (метафизиче – ские в том числе), которым люди не были бы в рост. Безусловно мутировавшая по переезде в Петербург Арбенина по сей день оставляет за собой право (и, что любопытнее, имеет силу) обращаться с метафизикой так, будто это слово- nickname любимого щенка. Тот, разумеется, имеет шанс ворваться в комнату и опро – кинуть пару-тройку нужных предметов с необрати – мыми для них последствиями. Однако, в принципе, любую страсть в ее напалме можно у спеть остановить: в комнате бывает дверь, а иногда даже защелка. В компании «Ночные снайперы» такая остановлен – ная страсть – арбенинское ноу-хау. Сурганова ра – ботает в противоположном амплуа, не умея или не желая давать связке прилагательных «черное бес – крайнее бессмысленное» - существительное, ис – кать вожака стае, вставлять в домашнюю топь пи – терских болот - шест. Для нее, много лет неизмен – но просыпавшейся в городе не Неве, уезжавшей из него только за тем, чтобы в него вернуться - ланд – шафт не мог не превратиться в данность, в точку отсчета. От такой жизненной декорации требуется одно - неизменность. Пожалуй, самым адекват – ным представлением сургановских взаимоотноше – ний с космосом была бы сцена, на которой – она и скрипка в «черном кабинете». Безукоризненность одного «снайперского» опыта стоит другого. Родители арбениной много переез – жали, выбирая радикальные маршруты – от Кам – чатки до Колымы. У их дочери выработалась при – вычка к безоглядному перебору земных пространств и панибратству к географии. Безжалостность в от – ношении расстояний в конце уонцов вылилась в умение легко проходить через «не те» настрои пуб – лики или настроение визави, «ломать» зал или кромсать чью-то приватность – под свой формат. Сегодня ее тренированный стих уже не заставить встать в романтическую позу семилетней давности типа «тебя ли я ждал к тебе ли спешил проклиная растянутость материков?». За семь лет разность, изначально учредившая их союз, только усугубилась. Они по-прежнему при – вязаны к исключающим друг друга одеждам, досу – гам и литературам. Если для Арбениной, Рака по Зодиаку, привлечь понятия «всегда» и «никогда» в обиход значит проявить личную инициативу, то для Сургановой, Скорпиона, присутствие таких безыс – ходных слов в будничном лексиконе – часть до нее устроенного мира, действие внешней силы. Эти ас – тральные котурны, конечно, имеют искусственное происхождение, но именно они – как стрелы пу – щенных на сцену софитов – и позволяют дуэту на ней стоять. Стоя там, Сурганова транслирует внимание к каж – дому зрителю как персонажу с собственной исто – рией, психосоматикой и прочими атрибутами от – дельности. Делаясь трибуном, на концертах она предпочитает обращаться к слушателям – индиви – дуально. В качестве автора, кажется, знать не хочет, что такое собирательные образы. Хоровод прото – типов – ее хобби. Арбенина, если и ценит конкретность, то как сред – ство, не как цель. Изредка производя тексты с неот – чуждаемой личностной подоплекой, она чаще пользу – ет способ обращения материалом, запатентован – ный Вертинским: «Мне нужна не женщина. Мне нуж – на лишь тема». Уровень любопытства по отношению к миру у нее выступает оборотной стороной запрета на однообразие – спровоцированного, видимо, все той же «охотой к перемене мест», многопроцентным содержанием в крови жажды передвижений. Это не любопытсво молодости. Это пристрастное и при – стальное коллекционирование для поэта – битва, залог художественного выживания. Известная свирепость подобного подхода к окру – жающему – константа «снайперской» идеологии. На затихающее течение событий они должны отвечать конструированием вызова. Они считают нужным задирать жизнь. Создав конгломерат «Ночные снайперы», Арбени – на с Сургановой превратили свое существование в сплошной перформанс. Со всеми сопровождающи – ми это вид искусства эквилибрами: бешеной ре – активностью, рьяными апелляциями к среде и ис – кренним смирением перед главной его особеннос – тью – как известно, почти пятьдесят процентов перформансов идут с опасностью для здоровья и даже жизни их производителей. Прежде, чем решиться на такой шаг, Света закон – чила педиатрическую академию. Диана филоло – гический факультет университета «с преподавание – ем русского языка для иностранцев». Первое пред – ложение устроить сольный концерт Арбениной по – ступило тогда, когда в природе наличествовало две песни за ее подписью. Еще не существовало тор – жествующе-утвердительной аббревиатуры «ДА», точно так же, как не сложилось подчеркнуто- са – содостаточного сочетания букв «СС». Теперь «Снайперы» именно так маркируют плато, ждущие их автографов, стены любимых клубов, свои сти – хотворения – всё, кроме песен. То, что песни не отмечаются разностью инициалов, - столько же рискованная, сколько естественная для альянса практика. Даже если материал первого раздела книги кажется им исчерпывающей презентацией творчес – ких манер, они исскушают почетатилей интригой: различать авторов или нет, реагировать на поляр – ность пассов или же - игнорировать ее. Арбенина с Сургановой вполне используют то, что имеет всякий создатель, - право на терзание своих творений. Проверка книжным листом, изображе – нием – изощренная, но не самая отвественная опе – рация из тех, которым они подвергают собствен – ные песни. Главный экзамен для их произведений – переходы из акустики в электричество, марш брос – ки в две равноценные галактики. Зрители тоже – кто как может – выбираются из этих чистилищ, воздуш – шых ям, температурных пропастей. В Петербурге один философ заявил, что после таких шоу выходишь с чувством –«приращения свободы». Не любить то, что делают «Снайперы», - позволи – тельно. Другое дело, что в разгар концерта, в энер – гетическом столбе, мало кому из присутствующих в зале это под силу. Как говорится, «пока звучит ток – ката, они веруют в Бога». Если же кто-то из зрите – лей настроен на агрессию или бестактность – двое на сцене умеют довольно элегантно кусаться. Бес – проигрышная тактика – швырнуть шедевр, увес – ти публику на тропы, давно исхоженные русским роком. И бросить там, исполнив на прощание, на – пример, «Россию, тридцать седьмой». Прокламируемая Арбениной социальность ее твор – чества имеет качественную пробу. Ей занимателен не просто человек в истории, но – рефлексия по поводу попавшей на глаза ретроспективы. Выхва – ченный их эпохи образ интересен не стерильным фактом существования, но характером взаимодей – ствия с доставшимся ему пространством – временем. В этом смысле самозабвения второй участницы тан - дема нельзя назвать а – или антисоциальным. Иногда ее так же привлекает homo sapiens в момент, когда на него валится современность. Но доминан – той любого сургановского произведения всегда ста – новится отсвет частного чувства на стенах отдельно взятого – и уже этим вписанного в анналы – инте – рьера, города, мира. В инсценировании унисона с тем, что именуют «на – шим временем», «Снайперы», предположительно, идут тремя путями. Чтобы нормализовать пульс себе и/или современникам они – кричат под железно – дорожными мостами; непроницаемо молчат; пи – шут. Дни исчисляют скоростью мчащихся мимо поездов, моцартианством появляющихся рифов, шоком бросаемых в них песен. Или тем, что сегод – ня «Беломор» вдруг назовется «божественным си – лосом», а светоч «ты» на картине под цифрой «три» обратиртся из икса – в крест. Их изобразительные экзерсисы никоим образом не идут по разряду факультативных забав людей слова. Помещаемые в книге картины, судя по всему, при – надлежат тому периоду, когда «Снайперы» только начинали чувствовать тягу к визуализации эмоций. В осуществлении обе тяги роднит абсолютное от – сутствие наивности (ожидаемой в случае художни – ков – непрофессионалов) – если понимать после – днюю как диктат формы над содержанием, игру формы с содержанием в поддавки. Здесь у того, что изображается, к тому, как это делается, - нет пре – тензий. Состояния, требующие «снайперских» брос – ков к бумаге, отмечаются не знаком дилетантизма, но - печатью избранности. Впрочем, этой абст – ракцией сходство двух опытов репродуцирования жизни – исчерпывается. Наскальные рисунки одной кажутся оттисками не – выносимых в своей первозданности ощущений. Глаголы их названий стоят в том времени, которое уходит в песок, течет сквозь пальцы. Зона, где все предметы закованы в слова, столько же может сойти за любое место прогулок сталкеров, сколько – за аллею, отведенную под променады нянь с де – тишками, обучающимися говорить. Здесь слова, как у Магритта, на которого смотрит Фуко, сохраняют «свою принадлежность рисунку и свое состояние нарисованной вещи». Так присутсвуя, они лишь подтверждают, что золотая рыбка на самом деле может оказаться корюшкой, а «мак оторванный» - волшебным аленьким цветочком. Carnaval is over. В двух последних предложениях нет отступления от темы. Использованнные в них языковые единицы - собственность арбенинских картин. Точно так же отсыл к Магритту - мотивирован. Как-то Арбе – нина, никогда не читавшая Ромена Гари и потому не знавшая, какой из его многочисленных опусов купить, выбрала ту книгу, чья обложка воспроиз – водила полотно чтимого ею сюр (супер, гипер) ре – алиста. В подобной ситуации едва ли можно было выстрелить точнее. В исполнении Арбениной контуры чьих-то тел и голов рвутся и разлетаются в crumbs с той же без – мятежностью, с какой Сурганова свои линии –длит. С предупредительностью человека, присягавшего Гиппократу, она гуманизирует акт творчества, мас – кирует плавностью истерику, подает невыносимость бытия как аппликацию на детском платьице. Она делает мультяшку из даты 25.06.95 – и теперь уже не выяснить, действительно ли был этот день, или под таким кодом материализовалось совокупное желание соплеменников попасть Сургановой на заметку, стать отражением ее внимательности. Она решается на долгий взгляд – зная, что «все постав – лено на карту, когда решаешься на взгляд». Блан – шо, с его безумеющим от необходимости смотреть и ничего не видеть Орфеем, оценил бы отрица – тельную частицу в работе «Я не думаю». Батай при – нял бы ее за персональный адрес, реверанс в сто – рону главной своей книги. Раз обнаруживший этот визир наблюдатель едва ли станет спрашивать у кого-либо, куда принято прятать очи. Назвавшие себя «Ночными снайперами» не могут надеяться на то, что люди, единожды нарвавшись на их лейбл, когда-нибуь устанут кайфовать от разницы между прищуром и прицелом, или забудут напрополую – за глаза и в лоб – удивляться органу их зрения.
Елена Долгих
spylog_js=1; spylog_js=1.1; spylog_js=1.2; spylog_js=1.3; spylog_js=1.4; spylog_js=1.5; spylog_js=1.6; < /html
|