Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модели человека в психоанализе (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Ж. Лакан, Ф. Гваттари, Ж. Делез)






Психоанализ – направление глубинной психологии, рассматривающее бессознательное в качестве детерминанты развития и функционирования личности.

Зигмунд Фрейд (1856–1939) – основатель классического психоанализа. Хотя философы (напр., Кант) и ранее выдвигали гипотезы о существовании бессознательного пласта человеческой психики, Фрейд впервые заявил о нем как об первичной и главной движущей силе человеческой деятельности. К Фрейду восходит современное представление, что человек не является винтиком социальной машины и далеко не всегда способен быть себе господином; что человек ¾ бездонно-сложное существо, внутренний смысл и способ существования которого вряд ли когда-нибудь будет разгадан.

Фрейд попытался приложить психоанализ к коренным вопросам религии, морали, истории общества, к критике современной культуры в целом, и его выводы — частью натуралистические, частью метафизические — легли в основу многих направлений современной философии, культурологии, искусства. На отношении к ним так или иначе основан и современный психоанализ.

Фрейд переносит онтологическую проблематику в глубины человеческого существа: в этих глубинах кроется фундаментальное и неизменное противоречие между человеческой природой и обществом. Переворачивает современные представления о тождестве человеческой психики и сознания. Его модель устройства психики:

1) Существует бессознательный пласт психики. Деятельны именно процессы, происходящие в нем, а не те, что составляют содержание сознания. Более того: далеко не все психические акты становятся сознательными;

2) Состояние, в котором бессознательные прещставления находятся до их осознания, Ф. называет вытеснением; а силу, вытесняющую их, – сопротивлением. Соответственно, есть два вида бессознательного: предсознательное и вытесненное бессознательное. Уровни психики: бессознательный, предсознательный и сознание.

3) В работах 20-х гг. Фрейд осуществляет структурное деление психики – говорит о трех инстанциях: Оно, Я и Сверх-Я. Оно – глубинный слой со скрытыми психическими образованиями, выражающими безотчетные влечения; Я – посредник между Оно и внешним миром; Сверх-Я – олицетворяет императивы долженствования и нравственные запреты. Я находится в тисках многообразных противоречий (над ним могут властвовать Оно и Сверх-Я): душевная жизнь – постоянные конфликты. Часто они порождаются противоборством «принципа удовольствия» и «принципа реальности» (второе подавляет первое). Для сознательного решения конфликтов нажна мобилизация всех человеческих сил => осознание собственных бессознательных влечений. Психоанализ всем поможет.

4) Двойственность человеческого бытия: естественные и нравственные импульсы. Взаимосвязь человека и культуры во многом обусловлена феноменами страха и вины. Символ роковой раздвоенности (природные влечения vs культурные ограничения) – Эдипов комплекс. Жизнь под знаком борьбы двух принципов – Эроса и Танатоса.

5) Фрейд говорит о внутренней связи между Эдиповым комплексом и верой в бога (который – идеализированный отец). Религия, по Фрейду, – всеобщий, универсальный невроз навязчивых состояний. Развитие цивилизации вообще способствует всеобщей невротизации.

 

Альфред Адлер (1870–1937), австр. психолог и психиатр, разработал «индивидуальную психологию». В 1902 примкнул к кружку Фрейда. Постепенно выработал собственную концепцию психической болезни, в основе которой лежала идея компенсации чувства неполноценности, согласно которой:

-- Психическая болезнь есть результат неосознанного стремления к превосходству, разжигаемого чувством неполноценности (которое все переживают в детстве, но многие с ним так и не справляются), которое связано с какой-либо телесной слабостью или недостатком. Адлер подверг критике учение Фрейда за преувеличение роли сексуальности и бессознательного в детерминации поведения людей. В противовес он акцентировал роль социальных факторов, в частности, подчеркивая социальную направленность влечений – основы человеческого характера.

-- Характер человека вырастает из его «жизненного стиля». Последний представляет собой складывающуюся в детстве систему целенаправленных стремлений, в которых реализуется потребность в превосходстве, самоутверждении и которые выступают компенсацией чувства неполноценности. Например, многие знаменитые полководцы – люди невысокого роста (Наполеон).

Идеи Адлера способствовали модификации фрейдизма, приведшей в конечном итоге к возникновению неофрейдизма. Индивидуальная психология получила наибольшее распространение в 20-30-х, особенно в США. В массовое, обыденное сознание вошел введенный Адлером термин «комплекс неполноценности». Адлер: человеческая психология не может быть сведена к физиологическим или биологическим причинам. Исцеление невротика основывается на сознательном развитии у него чувства общености – усилении чувства реальности и ответственности.

 

Карл Густав Юнг (1875–1961, создатель «аналитической психологии») поддержал главный фрейдовский постулат, который должен звучать так: и филогенетически, и онтогенетически сознание вторично. Однако сознательное и бессознательное имеют не противоположный друг другу, а компенсаторный характер.

Юнг натолкнулся в ходе психиатрической практики на наличие внеперсонального, «родового», или коллективного слоя бессознательного. Его постулат: ниже уровня личного бессознательного лежат более архаичные слои психики, образовавшиеся в незапамятные времена формирования человеческого сознания. Родовое/коллективное бессознательное состоит из совокупности архетипов (прообразов). Примеры архетипов: (они могут выражены лишь символически): родина в образе матери, мудрость в образе старика. «Персона» – маска коллективной психики, компромисс между индивидом и социальностью.

Невроз же проистекает из фрагментарного состояния сознания, когда комплексы (скрытые образования) объединяются и живут своей жизнью независимо от сознания.

Цель лечения, соответственно, – оказание помощи человеку обрести целостность, душевное равновесие. Речь идет об индивидуализации – обретении «самости», «бога внутри нас».

В связи с этим Юнг критикует фрейдовское представление о религии: люди всегда нуждались в демонах и в богах, за исключением особенно умных сверхчеловеков, для которых «Бог умер». Понятие бога – совершенно необходимая психологическая функция иррациональной природы, которая вообще не имеет отношения к вопросу о существовании Бога. идея сверхмогущественного, божественного существа наличествует всегда: это такой архетип.

 

Жак Лакан ( 1901–1981, структурный психоанализ, писал мало, в основном вел семинары ): в целом развивает фрейдовский психоанализ, используя опыт структурной лингвистики, хотя его творчество (как и личность) очень многогранно. Считал, что бессознательное имеет языковую структуру («сон есть текст»), болезнь зашифрована в языке, а польза от психоаналитических сеансов есть потому, что «подобное лечится подобным».

В 50-60-е манифестировал приоритет языкового сознания/структуры подсознания. Выделил в человеческой психике 3 составляющих:

Реальное (где-то за пределами языка – первичное формирование «Я» ребенка);

воображаемое – комплекс иллюзорных представлений че­ловека о самом себе, вырабатываемый с целью самозащиты;

(«Стадию зеркала» – начало перехода от воображаемого к символиче­скому – Лакан считал главным моментом в формировании человеческой личности)

символическое: овладение языком – и формирование субъекта.

Бессознательное, по Лакану, это «речь Другого», но такая речь, которая постоянно редактируется Воображаемым. То, что называется сознанием, проявляется, когда начинает вступать в игру воображаемая функция человеческого Я, и человек видит это отражение с точки зрения другого и для себя самого он становится другим и у него создается впечатление, что его сознание для него прозрачно. Но на самом деле он видит себя только с точки зрения иного сознания, собственное же остается для него непрозрачным.

 

Постструктурализм также живо интересуется психоаналитической проблематикой и выдвигает свою версию психоанализа. Жиль Делез и Феликс Гваттари ввели понятия ризома (кн. «Ризома», 1976: р. (от фр. «корневице») должна противостоять неизменным линейным структурам – как бытия, так и мышления, типичным для классической европейской культуры), и шизоанализ («Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения»).

Фрейд, с точки зрения Делеза и Гваттари, сам не понимал, какой удивительный механизм производства человека и его желаний он открыл. Бессознательное — это не театр, а завод по производству желаний, это сущность жизнедеятельности индивида, ничего общего не имеющая с фрейдовской абсолютизацией эдипова комплекса.

Колоссальный внесемейный опыт, по Делезу и Гваттари, ускользает от Фрейда. Фрейд разглядел только невротика.

Шизофреник же не верит в Я, не верит в папочку-мамочку, он за пределами всего налично положенного, сзади, внизу, в другом месте. Фрейд не понимает их специфической роли шизофреников (речь идет не о болезни, а о специфической установке к миру), он не любит их сопротивления эдипизации, считает, что они просто тупы, апатичны, нарциссичны, напоминают философов. Но шизофреник — главный герой современности. «Шизофреник стоит на пределе капитализма: он представляет собой его развитую тенденцию, прибавочный продукт».

Фрейд и его последователи рассматривали человека с позиции классических философских традиций. Бессознательное нужно поставить под контроль сознания. Сами процедуры психоанализа как терапии нацелены на то, чтобы вывести бессознательное на свет сознания, «образумить» бессознательное, переформулировав иррациональные влечения в рациональных категориях. «Шизоанализ» же, противопоставляемый Делезом и Гваттари психоанализу, исходит из продуктивности бессознательного, пафос шизоанализа – в высвобождении бессознательного из-под гнета «псевдоструктур», от параноидальных ограничений.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал