Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фундаментальные характеристики человеческого существования.






 

Философы во все времена сталкивались с невозможностью определения человека. К.Маркс определял человека как животное, производящее орудия труда, Ф.Ницше – как животное, умеющее обещать и т.д. Однако окончательно и однозначно таким образом определить человека нельзя.

Определить его можно только через такие качества, которые несут в себе отрицание: несводимость, непредопределенность, незаменимость, неповторимость, невыразимость.

Это фундаментальные характеристики человеческого существования по Губкину, которые явно связаны с феноменологией Гуссерля. Этот вопрос так же связан с концепцией Хайдеггера («Бытие и время»).

 

+ Достоевский?

 

Как объясняет Губкин:

 

1. Несводимость: Человек не детерминирован ни законами своего биологического

вида, ни законами культурной эволюции. Он — открытая потенциальность, с огромной степенью свободы. Человеческое бытие ни к чему не сводимо. Он никогда не совпадает ни с одной своей телесной или психической особенностью, не сводится к чему-то одному. Человек — существо трансцендирующее, постоянно переступающее самого себя, положенные им самим или кем-то границы. Он никогда не фиксируется в конкретных рамках, он постоянно впереди себя или выше. Сущностью человека является ничто. Он — ничто, которое не есть что-то (законченное и ограниченное), а есть условие всякого что-то, которое позволяет ему быть кем угодно, не совпадая ни с одной воплотившейся формой. Это признак его универсальности.

Масса окружающих нас вещей, писал Ж.П.Сартр, не обладает бытием. Бытие — предпосылка любого открытия, возможность вообще чему-то быть. Любое сущее может открыться только через сознание человека. «Сознание есть трансфеноменальное, бытийственное измерение человека»[1]. Сознание не является субстанциальным, оно существует только в той мере, в какой является. Оно представляет собой пустоту, ничто, ибо весь мир лежит вне его. Бытие лишь через ничто – через человека и его сознание – приходит в мир. «Этой возникающей для человеческой реальности возможности порождать из себя ничто впервые после стоиков дал имя Декарт: это — свобода»[2]. Сама сущность человека содержится в свободе, её невозможно отличить от этой сущности. М.Хайдеггер полагал, что у человека нет никакого «в себе», где можно было бы укорениться, найти собственное основание. Человек есть отсутствие всякого основания, ему самому суждено обосновывать, проявлять бытие сущего. Человек по Хайдеггеру никогда не сводится к своей физической данности, а всегда есть то, чем он «занят», что его захватывает.

Понимание своеобразия человеческого бытия достигалось в трудной борьбе с теми или иными формами редукционизма. Можно выделить три типа отождествления, (сведé ния) человека, которые закрывают путь к пониманию человеческой природы: отождествление человека с общественным положением, профессией, социальной ролью; отождествление со своими потребностями, часто искусственными и излишними; и, наконец, отождествление себя с самим собой, со своим психологическим образом, сложившимся в результате приспособления к эмпирическим обстоятельствам.

 

2. Непредопределенность: Ж. П. Сартр, противопоставляя бытие в себе и бытие для себя, разграничивает материальное бытие и человеческое бытие. Первое – что-то косное, выступающее только как препятствие, вообще неподвластное человеческому действию и познанию. Основные характеристики человеческого Бытия по Сартру – свободный выбор возможностей: «... быть для человека — значит выбирать себя...» («Бытие и ничто», 1943).

Человек никогда не бывает абсолютно свободным, он постоянно зависит от тысячи факторов. Пересечение этих зависимостей создает такой водоворот случайностей, предугадать которые просто невозможно. В результате этого незнания он часто бессилен предотвратить многие события своей жизни. Лишь познавая свою человеческую специфичность, он начинает понимать, что ни один из тысячи обусловливающих нашу жизнь факторов, ни все они вместе не предопределяют строго и однозначно ни нашу жизнь, ни наше поведение.

 

3. Незаменимость и неповторимость: Незаменимость человека выражается в том, что он должен найти свое дело, ради которого пришел в мир. «Вбивать гвоздь, – писал Г.Торо, – надо так прочно, чтобы и проснувшись среди ночи, можно было думать о своей работе с удовольствием, чтобы не стыдно было за работой взывать к Музе. Тогда и только тогда Бог тебе поможет. Каждый вбитый гвоздь должен быть заклепкой в машине Вселенной, и в этом должна быть и твоя доля»[3].

Незаменимость — это фундаментальное качество человеческого существования, на котором и благодаря которому держится весь мир, создаваемый человеком.

Точно так же и неповторимость является фундаментальной характеристикой человека. Каждый человек уникален и неповторим.

Любая жизнь достойна, пусть внешне незаметная и неинтересная, если человек проживает ее как свою жизнь, никого не копирует, ничему не подражает, а просто живет самобытно, живет, как сказал бы М.Хайдеггер, в стихии своей четырехугольности, живет поэтически: сохраняя для себя землю, небо, божественное и смертное. Живущие таким образом развертывают себя четырехкратно – в спасении земли, в восприятии неба, в провожании смертного и в ожидании божественного.

 

5. Невыразимость: Объяснить нечто можно лишь через другое: свет — через длину волны, звук — через частоту колебаний. Но как объяснить – что такое человек? Поскольку он несводим ни к чему: ни к вещам, ни к теориям, ни к идеям, ни к нервным или физическим процессам, – то выразить его через другое невозможно. Человека можно познать и описать только косвенно, прежде всего по продуктам его творчества. Человек хочет выразить себя самого, свою сущность, но поскольку она не сводима ни к словам, ни к мелодиям, ни к картинам, то никогда полного выражения не получается.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал