Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II часть). Основные отношения человека: к себе, другому, к обществу. Проблема Я, Ты, Оно и Мы.






 

Поскольку обе части вопроса, кажется, об одном и том же (за исключением возникающего в числе проблем «Оно»), речь пойдет по порядку об отношении субъекта к этим сущностям. Перечисленные проблемы – основополагающие для философии (особенно проблема самоопределения), в связи с этими вопросами ее всю можно рассмотреть в диахроническом срезе, но понадобится фундаментальное исследование. Этими вопросами задавался и Губин, поэтому я в основном использую его учебник и Новейший философский словарь.

Проблема «Я»: Основной вопрос философской антропологии. Эта наука возникла, «когда человек стал для себя проблемой» (Губин). Представителями разных философских течений «Я» понималось по-разному. Можно говорить и об обобщенных концепциях «Я» в разные исторические эпохи. Как, например, делал экзистенциалист Мартин Бубер (1878–1965) в сочинении «Я и Ты» (1943), которое законспектировал Губин: Бубер различал эпохи «обустроенности», в которые человек жил во Вселенной «как дома» и был себе равен, и «бездомности», когда человек был как в диком поле и терял свое «Я». Античность – пример первой эпохи; после ее конца и с появлением молодой христианской религии человек долго ощущал себя как бы ристалищем борьбы между силами Света и Тьмы; затем человек органично вписался в новый христианский космос, рухнувший, в свою очередь, под ударами идей Н. Коперника. В непознанном мире он снова стал беззащитным. Наука и философия последующих веков создавала новый образ Вселенной, но не новый дом; отныне человеческое «Я» – не жилец здесь, а блуждающий странник [можно порассуждать об экзистенциалистских «заброшенности», «тревоге» и «ответственности»]. Он теперь понял, что в самом себе должен найти свой «дом» – понять тайну своего существа. [В эпоху постмодернизма самоопределяющееся и самовыражающееся «Я» часто представляется в форме диалога с собой.]

По Губину, формированию и уникальности «Я» способствуют следующие факторы:

- особенности психического склада, передаваемые по наследству;

- опыт детства и воспоминания о нем;

- совокупность особенностей индивидуальной биографиии;

- социальные роли, которые на себя примеряет человек, их противоречивость.

Самая страшная трагедия в жизни «Я» – распадение собственного положительного образа: когда человек соглашается, что он дурак или подлец: в таком случае возможно самоубийство [какой-то, по-моему, детский сад. Давайте признаем, что немногие осознают свое «Я», а личных трагедий как минимум столько же, сколько личностей].

Существуют механизмы сохранения – защиты «Я» от душевных потрясений, вот некоторые из них:

- механизм вытеснения: есть определенная мера горя, и когда оно ее превышает, человек либо сходит с ума, либо теряет сознание, либо перестает воспринимать/забывает о горе;

- механизм инверсии: у мальчиков 12 лет просыпается половое чувство, им начинают нравиться девочки, но ребенок еще этого не осознает – психика может быть травмирована. Поэтому мальчики начинают драться с девочками;

- механизм переориентации: психика бессознательно переключается с одного объекта на другой, более доступный (этим, например, объясняются многие детские капризы).

У человека есть два «Я» -- «внешнее» и «внутреннее»: первое совершает поступки, второе – совокупность знаний и приемов мышления. «Внутреннее Я» прячется глубоко в душе и обычно не высовывается. Об этом, в частности, у Бубера: «Я обретает достоверность себя через самопознание» («Я и Ты»).

 

Немного психоанализа.

Карл Густав Юнг В работе «Психологические типы» противополагал экстравертов и интровертов. Если экстраверт ориентирован вовне, то интроверт – внутрь себя, склонен к постоянной рефлексии, самопознанию.

Хотя до Зигмунда Фрейда философы (например, Кант) выдвигали гипотезы о существовании бессознательного пласта человеческой психики, он впервые стал говорить о нем как об первичной и главной движущей силе человеческой деятельности (всякий психический акт проходит сначала бессознательный этап и только потом осмысляется, а может и не осмысляться вовсе).

В работах 20-х годов Фрейд оперирует дополнительными понятиями для описания устройства человеческой психики. Она состоит из трех слоев: Оно, Я и Сверх-Я. Бессознательное Оно – это тот глубинный слой, где скрытые психические образования выражают безотчетные влечения человека. Сознательное Я – посредник между Оно и внешним миром, а Сверх-Я – инстанция, олицетворяющая императивы долженствования и запреты разного происхождения. Отношения Оно и Я похожи на отношения лошади и всадника. Сверх-Я, так же, как и Оно, может властвовать над Я, выступая в роли совести или безотчетного чувства вины. В итоге Я то и дело оказывается в тисках многообразных и глубоких противоречий. Задача же психоанализа – найти Я для Оно.

Проблема «Ты»: В связи с ней проблема «Я» тоже актуализируется: «Ты» бывает только по отношению к первому лицу. Каждый, кто говорит «Я», адресуется к «другому». На пути восприятия и понимания «Ты» встает много проблем: поскольку люди себя оценивают то слишком высоко, то слишком низко. Один человек может относиться к другому/другим как к существам низшего рода, считая их винтиками для осуществления своих замыслов (Губин). «Возлюби ближнего, как самого себя» -- центральный этический принцип во всех мировых религиях. «Ты» поддается познанию после того, как произойдет самопознание. И, наоборот, до того как человек станет равным себе, то есть мудрым, ему может потребоваться отразиться в многочисленных «Ты». Идеальная ситуация – полное понимание с «Ты». В том же духе пишет Бубер: в «Ты» как бы отражается «Я». « Я» основного слова «Я-ТЫ» проявляет себя как личность и осознает себя как субъективность (без косвенного дополнения).

Другой – понятие современной философии, представляющее собой персонально-субъектную артикуляцию феномена, обозначенного классической традицией как «свое иное» (Гегель) и обретающее статус базового в рамках современного этапа развития философии постмодернизма. Оформление коммуникационной (современной) версии постмодернистской философии осуществляется на базе синтеза идей диалогизма, высказанных в рамках неклассической философии. Прежде всего, сюда относятся идеи о так называемом коммуникативном существовании: «бытие-с» у Хайдеггера, «событие с другим» у Сартра, «отношение Я — Ты вместо Я — Оно» у Бубера и т. п. Современный постмодернизм определяет сознание посредством фиксации его интенции на отношение к другому. Фигура другого становится центральной семантической структурой в современных попытках постмодернистской философии реконструировать понятие субъекта (Делез: «Я, найденное на дне Другого»).

Проблема «Оно»: «Оно» можно толковать по-разному.В философии Бубера это объектный мир: «Связь человека с миром Оно включает в себя познание, которое вновь и вновь заново организует этот мир, и использование, которое реализует его многообразное назначение». Чем в более широкой перспективе больше открывается человеку «Оно», тем менее значительным кажется собственное «Я». Бердяев писал о похожих субъектно-объектных отношениях: «Существование раскрывается не только в " я", но и в " ты", и в " мы". Но никогда не раскрывается лишь в " оно", в объекте. В человеке есть безликий слой " оно", которое может оказаться сильнее " я"» («Я и мир объектов: опыт философии одиночества и общения)», 1934). Между «Ты» и «Я» возможен диалог, а «Оно» не требует обоюдности, это только объект. Сообщения с объектами оставляют «Я» одиноким. Одиночество преодолевается лишь в общении между «Я» – личностями, в «мы». Сознание по своей природе социально (со-знание): оно предполагает «со-общение» (Бердяев). Если «Оно» считать Богом, то с ним у «Я» тоже односторонняя связь и, как следствие, одиночество. Выше уже говорилось о фрейдовском «Оно» и его отношению к «Я».

 

 

Проблема «Мы»: Эта проблема в основном решается путем общения с другим (см. выше). Еще здесь есть симметрия с вопросом о самоидентификации «Я» в обществе (см. первый пункт), которое неизбежно накладывает на него отпечатки.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал