Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные мотивы послереволюционной лирики Есенина. Стихотворения « О Русь , взмахни крылами »,Русь советская, Русь уходящая и др.






Особенности поэзии С. А. Есенина:

1. Любовь ко всему живому, любовь к родной земле, России.

2. Использование «цветных» эпитетов.

3. Оживление природы, ощущение родства лирического героя с природой, достигаемое использованием олицетворений и метафор.

4. Близость к песенному народному творчеству, особая напевность, музыкальность, лиризм.

О чем бы не писал поэт, это всегда лирическое повествование о Родине, ее природе и людях.

Лирический герой в стихах Есенина — это сам Поэт; его образ эволюционирует на протяжении всего творчества, которое можно считать единым произведением — своего рода лирическим романом. Его поэзия автобиографична: «Что касается … автобиографических сведений, — они в моих стихах».

Периодизация творчества Есенина (последовательная смена форм выражения поэтического «я», т.е эволюция характера лирического героя) за С. Н. Пяткиным:

1. «смиренный инок» (в поэзии 1914-1916 гг.),

2. «пророк «Третьего завета» (поэзия 1917-1921гг.),

3. романтический бунтарь, поэт-хулиган (1920 -1921 гг.) и, наконец,

4. в последний период творчества — «Пушкин ХХвека»

Своеобразие восприятия революции

Исходя из отношения Есенина и его героев к революции, можно выделить пять главных периодов творчества поэта:

1) ожидание революции (1910–1917);

2) ее воспевание (1917–1919): «Да здравствует революция / На земле и на небесах!»(1918);

3) неприятие совершавшихся в стране событий (1919–1920): «Веслами отрубленных рук / Вы гребетесь в страну грядущего» (сентябрь 1919 года); «Ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал...» (авг. 1920 года);

4) противоречивое отношение поэта и его героев к революции и Советской власти (1921–1923): «Я перестаю понимать, к какой революции я принадлежал. Вижу только одно, что ни к февральской, ни к октябрьской, по-видимому, в нас скрывался и скрывается какой-нибудь ноябрь» (7 февраля 1923 года); герои «Страны Негодяев»: комиссар Рассветов («Россия... вот это глыба... Лишь бы только Советская власть!..») и «идейный бандит» Номах («Мне до дьявола противны / И те и эти. Я потерял равновесие...»);

5) правдивое, объективное отражение советской действительности (1924–1925): «Радуясь, свирепствуя и мучась, / Хорошо живется на Руси» (июль 1925).

Основные мотивы послереволюционной лирики Есенина:

· религиозные, христианские мотивы («Есенинская Библия» (10 мал. поэм);

· мотив поэтического творчества, его значения приобретает трагическое звучание;

· мотивы увядания жизни, тема противостояния города и деревни(поэма «Сорокоуст» (1920);

· последние стихотворения поэта опять же трагичны, в них звучит мотив неразделенной, несчастной, безответной любви;

· мотив гибели лирического героя: " И луны часы деревянные / Прохрипят мой двенадцатый час";

· мотивы драматической судьбы поэта, его одиночества, покаяния, бесприютности, обманутости революцией, " мертвечины", " навек" утраченного(" Москва кабацкая" (1924), «Русь Советская»(1924). Поэт отказался и от своего имиджа пророка 1916—1918 гг. Душа лирического героя устала от мятежа и тянется к уюту деревянного дома, к миру полевой соломы;

· мотив " в новую жизнь не гожусь" узнается в строках " Все равно остался я поэтом / Золотой бревенчатой избы" из элегии " Спит ковыль. Равнина дорогая..." (1925);

· мотивы осознания виновности за кому-то нанесенные обиды, скандалы и проч.;

· пушкинский мотив встречи лирического героя с " племенем младым, незнакомым", его тема гармонии и естественной преемственности поколений решается Есениным трагически: он — иностранец в своей стране и " пилигрим угрюмый" в родном селе, юноши которого " поют другие песни" «Русь Советская»(1924);

· мотивы исчерпанности своей идеи и завершенности творческого пути (1924-1925гг). В «Черном человеке» и «Персидских мотивах» оно прозвучало особенно сильно и трагично. Жизнь, перед лицом которой поэзия разоблачается как красивая иллюзия, оказывается ненужной, никчемной и опустошенной – таков центральный конфликт «Черного человека». От этой действительности можно попытаться заслониться придуманной Персией – страной любви и поэзии, но сам Есенин до конца не верит в условный, иллюзорный Восток.

· философские мотивы (“Все мы, все мы в этом мире тленны”., “Отговорила роща золотая...”, “Не жалею, не зову, не плачу...” (1921))

Анализ стихотворений

«О Русь, взмахни крылами» (лето1917)

Есенин с восторгом принял февральскую революцию, считая ее началом возрождения родной страны и освобождения простого народа из-под многовекового гнета. Следствием этого стал необыкновенный творческий подъем. Он много писал, с удовольствием выступал на митингах. Мысли и чувства нашли отражение в стихотворении «О, Русь, взмахни крылами …».

Переломная эпоха начало XX века- споры о дальнейших путях развития России для Есенина идеальное общество- патриархальный социализм. Он- представитель новокрестьянского направления в лирике, состоит в писательской группировке " Скифы".

В первых строках стихотворения лирический герой отмечает кардинальные изменения, произошедшие в его родной стране. Следующие строфы посвящены новокрестьянской поэзии: Алексей Васильевич Кольцов (1809-1842)- предтеча новокрестьянской лирики. Затем речь идет о Николае Алексеевиче Клюеве (1884-1937), именуемом средним братом Кольцова. Это поэт религиозной и крестьянской ориентации. В произведении используются некоторые факты из его биографии. Говорится о родине поэта – он появился на свет в глухой северной деревеньке. Несколько строк посвящены скитаниям Клюева, избороздившего весь край от «Вытегры до Шуи». Не обошел вниманием Есенин и религиозность Николая Алексеевича, которого Блок считал символом загадочной народной веры. Следующий поэт, фигурирующий в стихотворении «О, Русь, взмахни крылами …», — сам Сергей Александрович. Себя он называет кудрявым, веселым, разбойным. По словам лирического героя, образ которого практически сливается с образом Есенина, за ним «незримым роем идет кольцо других». Творчество новокрестьянских поэтов, по его мнению, звучит по всей Руси, добираясь до самых отдаленных сел. После этого упоминается еще один писатель – Алексей Павлович Чапыгин (1870-1937), создатель исторических романов о крестьянском движении, наиболее известный по повести " Белый скит".

«О Русь, взмахни крылами...»:

§ есенинские взгляды на назначение поэта и поэзии.

§ Центральный образ -дорога, символизирующая выбор исторического и творческого пути. Подлинная поэзия должна быть тематически масштабной.

§ Затрагивается и проблема славы, известности. Если к приходу А. Кольцова «вызвездило небо пастушеский рожок», а Н. Клюев «весь в резьбе молвы», то лирический герой еще не изведал славы во всей своей полноте. Пока он лишь идет, «тропу тая», ведет «тайный спор». Сподвижники по перу, идущие за ним, тоже пока «незримы», но их уже «целый рой» и «далеко по селам звенит их бойкий стих».

§ Органичность создаваемых им и его единомышленниками образов, близость к природе («из трав мы вяжем книги»).

§ Религиозно- христианские мотивы. Упоминается монастырство, главный православный праздник Пасха. Двойственное отношение к религии. С одной стороны — приверженность вере отцов, с другой — богоборческие мотивы.
Сшибаю камнем месяц

И на немую дрожь

Бросаю, в небо свесясь,

Из голенища нож.

§ фольклорные традиции: (элементы древнерусской лексики («уста»), гиперболы («несчетны склоны гор»), подчеркнутое внимание к образам природного мира (ветру, месяцу, траве, звездам). Центральный образ (образ Руси) —уподобления родной страны гигантской птице. Птица и ее полет традиционно соотносятся со значением мечты, высокой идеи. «О Русь, взмахни крылами» — это своеобразный призыв освободиться от оков, воспарить в свободном полете творческих планов, души и фантазии.

Итак, стихотворение «О Русь, взмахни крылами» - одно из центральных в творчестве Есенина для раскрытия темы предназначения поэта и поэзии. Прослеживая свои поэтические «родственные» связи, Есенин пытается понять смысл поэтического творчества, осознать место поэта среди людей. Одновременно данное произведение является развернутым размышлением о судьбах родной страны, о ее будущем.

В финале стихотворения Есенин вновь возвращается к произошедшим в стране переменам, приветствуя их и называя Русь «воспрявшей». И если в самом начале поэт призывает родину взмахнуть крылами, то в конце констатирует: Уж повела крылами Ее немая крепь!

Итак, Сергей Есенин принял революцию, но … «с крестьянским уклоном». Начавшаяся летом 1918 года гражданская война, голод 1920–1921 годов, крестьянские восстания против новой власти – все это вместе определило пересмотр Есениным своей поэтической философии. Приходит разочарование. Пророк превращался в хулигана.

Гражданская война, в которой человек убивал себе подобных, окончательно разрушила веру Есенина в разумность путей, которыми движется история («Пугачев» (1921).

Есенин, однако, делал попытки «зацепиться за реальный смысл действительности»: в мае 1922 года уехал за границу, чтобы оттуда, с дистанции оценить происходящее в России, куда он вернется весной 1923 года. Во всех произведениях 1924-1925 годах ощущение своей ненужности.

«Русь советская»(1924)

Возвращение из-за границы, поездка в родное село Константиново с другом А.Сахаровым, которому и посвящено это лирическое признание. Само название – «Русь советская» - звучит несколько декларативно, как будто бы поэт наконец решился сказать о своем отношении к новой стране, новой власти и политическому строю.

Герой этого стихотворения – человек, потерявший прошлое, но так и не обретший будущее.

По жанру это небольшая поэма. Здесь можно выделить эпическую основу и лирическую канву, систему образов, в центре которой — лирический герой, и четыре смысловые части. Сюжет произведения (эпическая основа) описывает возвращение лирического героя, известного поэта, в родную деревню, где он понимает, что стал чужим.

В первой части (1—9 строфы) «гражданин села» чувствует себя потерянным, ненужным, чужим на родине. Ураган революции разметал всех его былых друзей, оставив его одного.

Но в итоге лирический герой понимает, что для него, ненужного, неприкаянного, эта земля все равно остается родиной, хотя он «никому здесь незнаком».

Вторая часть (10-14 строфы) посвящена описанию «новой» жизни: рассказ красноармейца, собрание у волости и т. д. При этом герой чувствует себя здесь чужим, он принадлежит другому миру, почти исчезнувшему, в котором царит гармония человека и природы, а здесь нужны «агитки Бедного Демьяна», а его «поэзия здесь больше не нужна», и, видимо, сам он тоже здесь не нужен. С иронией герой восклицает:

Какого ж я рожна

Орал в стихах, что я с народом дружен?.

Герой чувствует себя в собственной стране иностранцем, отмечает, что «язык сограждан стал мне как чужой, в своей стране я словно иностранец». И самое страшное, что виновницей «убийства» исконно русского языка, плавного, образного и красивого, который с детства впитал поэт в своем родном селе, является именно революция. В произведении много риторических вопросов и восклицаний, которые помогают передать внутренние размышления героя и выразить отношение самого автора. Испытавший разочарование герой утешает себя тем, что пел тогда «когда был край мой болен».

В третьей части (15-19 строфы) выражается авторское отношение к революции и тем переменам, которые она принесла. Поэт здесь показан как истинный гражданин — счастье родины он ставит выше собственных чувств, проявляет смирение перед закономерным явлением — приходом нового времени, сменой поколений: «Чем сослужил... — и тем уже доволен...». Единственное, чем он не готов пожертвовать — поэзия. Поэзия - высший небесный дар (характерно для русской лирики Пушкин, Лермонтов и др.). Рассуждая о душе, признается, что отдаст «всю душу октябрю и маю», но лиры милой не отдаст. Скорее всего, здесь выражена позиция самого поэта, вынужденного принять перемены в общественном строе, но не желающего писать об этом в своих произведениях.

В четвертой части (19—21 строфы) подводится итог размышлений героя.

Он верит, что рано или поздно «пройдёт вражда племён» (видимо, так Есенин оценил Октябрьскую революцию), и тогда он получит возможность воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Осознавая необходимость происходящих перемен, Сергей Есенин всё-таки даже в этих последних строчках подчёркивает свою приверженность прошлому, используя старинное слово «Русь».

" Русь уходящая" (1924)

Из-за этого произведения Есенин будет заклеймен, как буржуазный поэт, которому чужды идеи социализма. Поэт находится на перепутье, хочет, но не может найти свое место в новом мире. Поэтому открыто обвиняет советскую власть за то, что «юность светлую мою в борьбе других я не увидел». Пытаясь быть вне политики и не желая создавать хвалебные оды социализму, Есенин очень скоро оказался на задворках литературы. Его стихи, посвященные красоте русской природы и пронизанные любовью к родине, у нового поколения, выросшего на лозунгах и агитационных материалах, не вызывали никаких чувств. Перед нами два поколения: молодое(сумевшие легко и безоговорочно поверить в светлое будущее) и старшее (не в состоянии изменить свой образ жизни и мышления, несчастные их «глаза печальнее коровьих», не приемлют перемен).

Для простых крестьян политические перемены в стране не имеют значения. Они по-прежнему беспокоятся об урожае и надоях молока. Единственным утешением поэта является вино, но душу им не вылечить. вряд ли удастся найти свое место в новом мире, который его не принимает.

Старая Русь уже уходит, а новая страна пугает поэта своим лже-патриотизмом.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал